Отстаньте от ребенка: почему школа не поможет сделать карьеру

Или всё-таки поможет?

1 994

Родители мечтают о лучшем для своих детей, включая успешную карьеру. Порой это заходит слишком далеко, и вот уже четверка — провал, пятерка — норма, а подготовка проекта, который учитель прочитает один раз и скрипя зубами, — повод всей семье отказаться от прогулки в парке на выходных. Вот только гарантируют ли учебные жертвы успех в далеком совершеннолетнем будущем?

Учитель на стипендии: как работает программа «Учитель для России»

У нас тоже однозначного ответа не будет, но мы приведем аргументы, которые помогут родителям снять симптомы «школы головного мозга» и вступить в новый учебный год без привычного стресса и завышенных ожиданий.

Если профессию ребенок в школе не получит, то чему же тогда научится? Он гарантированно освоит необходимый минимум знаний, который поможет ему в дальнейшем «быть своим» в среде современников.

Чему не учат в школе…

Администрация школ и учителя на родительских собраниях обещают обучать детей важным навыкам, которые во ФГОС называются метапредметными.

Коммуникация и сотрудничество

Должно быть так…
Понятие «командный игрок» во все времена считалось комплиментом, ведь именно такие сотрудники обеспечивают синергетический эффект от общих усилий и добиваются успеха для компании. Навык коммуникации — залог хорошей карьеры. С этим, согласно отзывам недоброжелателей, мог поспорить покойный Стив Джобс, но он скорее исключение из правил.

На самом деле так…
В школе детям действительно приходится много общаться ради успешной учебы:

  • смиренно попросить списать контрольную у соседки-отличницы, чтобы та не смогла отказать;
  • выбрать тему проекта, над которой будет нескучно работать, — и убедить остальных участников проекта, что они тоже хотят именно ее;
  • ни словом, ни делом, ни внешним видом не вызвать всеобщую неприязнь, иначе придется искать портфель на шкафах и переписывать сочинения в порванных тетрадях (привет, школьный буллинг!).

Хорошо, если педагоги будут не просто разбивать детей на команды, но объяснять, как внутри них взаимодействовать: выбирать лидера, справедливо и по возможностям распределять задачи, делегировать, контролировать промежуточный результат и презентовать итоговый. Но так везет не всем — и не всех педагогов, даже преисполненных благими намерениями, дети слушают.

Сколько зарабатывает школьный психолог в Туле?

Речь и словесное самовыражение

Должно быть так…
На вершину успеха пробирается не тот, чья голова полна идей, а спина готова к нечеловеческим нагрузкам, — а тот, кто умеет свои идеи привлекательно преподнести и про трудовые подвиги убедительно рассказать. Учителя на уроках всеми силами поощряют и порой принуждают детей формулировать и выражать свои мысли, говорить ясно и аргументированно.

На самом деле так…
Детям действительно приходится выражать свои (а чаще чужие) мысли на школьных уроках. Но много ли вы знаете взрослых людей, которые не отправятся прямиком на курсы ораторского мастерства, получив приглашение выступить на отраслевой конференции в качестве эксперта? (И если же не отправятся, то будут сожалеть об этом.)

Дети — о деньгах и работе родителей

Способность комбинировать знания из смежных областей

Должно быть так…
Биотехнологии, машинное обучение, UX, нанороботы, экологичное производство — все эти термины возникли на стыке смежных отраслей. Но можно найти и более понятные примеры:

  • риелтор с юридическими знаниями успешнее конкурентов, которые не умеют разобраться в договоре купли-продажи;
  • менеджер по продажам сможет быстрее обрабатывать входящие заявки и упустит меньше потенциальных покупателей, если напишет себе бота-помощника в телеграме;
  • рекрутер, умеющий живо, ясно и грамотно писать тексты вакансий, будет успешнее строить HR-бренд компании.

Для того чтобы дети в школе комбинировали знания, учителя предлагают проектные задачи, готовят к олимпиадам. Кроме того, создатели учебников по разным предметам стараются одновременно в течение учебного года рассказывать об одних и тех же явлениях: например, о Великих географических открытиях — на истории и географии, о Древнем Риме — на истории и литературе. Это логично, но, к сожалению, не всегда возможно.

На самом деле так…
Способность комбинировать знания появляется, когда в голове накапливается их критическая масса. А чтобы она накопилась, необходимы любопытство и упорство.

Под давлением избыточной информации, учебных стрессов, непрофессиональных педагогов пункты «а», «б» и «в» выветриваются из головы многих школьников к окончанию школы, а порой уже к девятому классу. Дело довершают технологии, которые способствуют развитию клипового мышления: упорно получать знания становится всё сложнее, ведь мешает привычка узнавать новое быстро, поверхностно и без усилий.

Творческое и критическое мышление

Должно быть так…
Миром скоро будут править роботы, а ими — люди, которые умеют больше и качественнее роботов. Именно творческие, нестандартные задачи с многочисленными переменными и в условиях неопределенности люди пока решают лучше, чем искусственный интеллект. А значит, самым ярким и креативным сотрудникам будут предлагать интересные проекты и большие зарплаты.

Критическое же мышление позволяет под разными углами смотреть на мир, события в нем и стоящие перед людьми или бизнесом проблемы. Люди с развитым критическим мышлением умеют:

  • выявлять факты,
  • замечать запасные варианты,
  • задавать правильные вопросы,
  • искать доказательства своей точки зрения и аргументировать,
  • делать обоснованные выводы,
  • принимать взвешенные решения.

Критическое мышление — конкурентное преимущество, которое превращает профессионала в эксперта, а линейного сотрудника в руководителя.

На самом деле так…
В теории приветствуется творческий подход, вдумчивость и аргументация. На практике большинство задач шаблонные и с единственно правильным ответом.

Даже если школьники адаптируются к требованиям, интуитивно чувствуют контекст, оставляя личное мнение при себе, — это вынуждает их жить параллельные жизни и не выражать никаких мыслей и эмоций. Навык для развития карьеры полезный, но совсем не про мышление.

Выше мы описали мрачноватый и утрированный сценарий: бывает по-другому! Выпускник школы умеет общаться и сотрудничать, внятно выражает мысли, исследует новое по собственному желанию, творит и мыслит критически. Вот только кто сказал, что этому он научился в школе?

А теперь о совсем грустном. Школа не ставит себе задач научить детей:

  • толерантности — то есть пониманию, что все люди разные, а быть другим не хорошо и не плохо. Социологи утверждают, что толерантность помогает гибко подходить к решению задач и успешно работать в команде;
  • эмпатии — навыку осознавать, считывать и понимать чувства и эмоции других людей. Именно он помогает сотруднику техподдержки быстро успокоить недовольного клиента, а менеджеру по продажам — убедить клиента купить, без давления и манипуляций;
  • воле. Большинство задач, даже интересные, выполняются из-под палки («иначе двойка»), и ребенок не учится сам двигаться к поставленным целям. Исключение — когда он дополнительно к школе посещает спортивные секции или кружки с проектной или олимпиадной направленностью;
  • заботе о себе. В условиях ускоряющегося мира, бесконечных уведомлений и того, что отвлекает, интернет-анонимности и сетевого троллинга, карьерной гонки, разнообразных кризисов от климатического до экономического — взрослеющему ребенку предстоит раз за разом противостоять стрессам и выгоранию.

Байки от редакторов, истории, которые нас зацепили, полезные и бесполезные сообщения-«молнии» — всё в телеграм-канале «Просто работы». Не хватает только вас.

Почитать

…но могут научить родители…

Общайтесь с детьми, стройте и воплощайте совместные планы, организуйте семейные или бизнес-проекты, занимайтесь хобби. Обсуждайте, каким выдался день и что интересного происходит в мире. Задавайте вопросы, у которых может быть много ответов.

А можно пойти другим путем: начать с себя. Сколько бы сил вы ни потратили на воспитание, дети всё равно вырастут похожими на вас. Проявляйте толерантность, такт и эмпатию. Ставьте амбициозные цели, идите к ним — и рассказывайте детям обо всех пройденных шагах. И конечно, будьте к себе добрее: идеал недостижим (и скучен).

Как дети помогают вам прокачать навыки руководителя

На какой минимум от школы точно можно рассчитывать

Даже тех детей, которые сопротивляются, в школе научат:

  • читать, а к девятому классу — вникать, понимать, анализировать и резюмировать (степень освоения этих навыков может быть разной);
  • считать, в том числе в уме, а не только на калькуляторе;
  • писать без смехотворных ошибок (от всех остальных в ситуации стресса никто не застрахован);
  • соблюдать дисциплину и субординацию в ситуациях, когда это необходимо;
  • искать информацию, преимущественно в интернете, и переупаковывать ее в формат, удобный для восприятия (доклад, презентация);
  • пользоваться офисными программами и некоторыми графическими редакторами, поиском в браузере и облачными хранилищами, мессенджерами и электронной почтой;
  • формулировать мысли — ясно, логично и смело или хотя бы близко к источнику информации (например, учебнику или методичке по подготовке к сочинениям).

Всего вышеперечисленного достаточно, чтобы получить первую работу в офисе, например помощником ассистента младшего менеджера. Дальше всё зависит от упорства и везения повзрослевшего экс-школьника — и вашей родительской поддержки.

Корректор/литредактор: Варвара Свешникова
Иллюстрация: dikushin / IStock

Как научить ребенка обращаться с деньгами