10 правил, как спорить с коллегами

И почему споры на работе жизненно необходимы

17 428

Английский поэт Джордж Герберт подметил, что люди познаются в споре и в пути. На работе мы с коллегами идем к единой цели, и этот путь редко обходится без споров. Рассказываем, как спорить правильно, чтобы не «познать» коллег настолько хорошо, что станет невозможно нормально работать.

Что такое спор

У спора обязательно должны быть:

  • предмет — что-то, вызывающее разногласия;
  • элемент состязательности — когда стороны пытаются друг друга переубедить.

Мозговой штурм или обсуждение годового отчета — это еще не споры. Но если хотя бы один участник встречи не согласен с остальными и с помощью авторитета, аргументов, эмоциональных высказываний или даже перехода на личности пытается переубедить остальных — вуаля! Вы уже спорите.

Важно! Если предмет спора задевает вас лично — это не спор, а ссора. Ссориться на работе — всё равно что ходить по минному полю без интуиции, карты и металлодетектора. Если можете удержаться от ссоры, так и поступите. Не можете — прочитайте советы, как правильно спорить, и возведите их в квадрат.

О чем не стоит спорить на работе

Не каждый спор на работе идет на пользу. Не стоит спорить:

  • о личных делах и проблемах — на то они и личные, что коллега может поделиться ими, а вот советы или мнение выслушивать не обязан;
  • классических темах-табу — религии, политике, грудном вскармливании, вакцинации, идеологии чайлдфри, гендерах, феминизме, вегетарианстве, патриотизме;
  • корпоративных нормах и правилах, директивах и приказах руководства — эти темы уместнее обсуждать не с коллегами, а с самим руководством, причем в подходящей обстановке (например, когда вас об этом прямо спрашивают);
  • вкладе коллег в общее дело и бизнес-результаты — меряться размерами трудоголизма бессмысленно и вредно для репутации.

В каких ситуациях споры уместны

Споры с коллегами уместны, если в результате может родиться истина, которой все будут рады. Если вы уверены, что ваше мнение, рекомендация, решение проблемы принесут пользу компании (дополнительную прибыль, новых клиентов, улучшение имиджа) или помогут избежать проблем (с госструктурами, налогами, конкурентами) — смело в спор! Даже если с вашей позицией или предложением не согласятся, благие намерения оценят.

Бизнес-консультанты настаивают, что споры на работе необходимы: именно они могут привести компанию к прорывным идеям и инновациям, а также создать атмосферу взаимного доверия и открытости. В любых отношениях, в том числе рабочих, плохо, когда люди говорят не то, что думают, а потом делают не то, что объективно лучше для всех.

Ввязываясь в спор, избегайте крайностей. В малозначительном споре лучшее решение иногда — оставить все как есть и не портить отношения. Но если вы считаете проблему важной, не замалчивайте ее: рано или поздно вы перестанете сдерживаться, а накопившиеся эмоции помешают вести спор эффективно.

Как правильно спорить с коллегами

Порой результат спора зависит не от силы аргументов, авторитета или должности, сколько от умения правильно преподнести свое мнение и возможные выгоды.

Используйте Я-утверждения

Фразы «Я думаю», «Мне кажется» или «Я чувствую» дадут второй стороне ощущение безопасности: человек почувствует, что его ни в чем не обвиняют, не считают глупым или непрофессиональным, ведь вы делитесь субъективным мнением. Кроме того, такие формулировки и вам напомнят, что ваша позиция не обязательно единственно верная, помогут более гибко подходить к предмету спора.

Делайте домашнюю работу

Прежде чем обсуждать предмет, который может вызвать споры, как можно глубже погрузитесь в тему, чтобы аргументы противника не поставили вас в тупик. Кроме того, полезно узнать взгляды оппонентов на предмет спора и на чем эти взгляды основываются. Чем больше информации вы знаете, тем больше шансов убедить или переубедить коллег.

В споре полезно визуализировать позиции: свою и оппонента. Если спор возник спонтанно, возьмите лист бумаги или подойдите к доске для рисования маркерами и тезисно записывайте или зарисовывайте аргументы обеих сторон.

Держитесь фактов и доказательств

Излагайте их так, чтобы факты усиливали вашу позицию. Обязательно позаботьтесь об их достоверности: найдите источники исследований или цитату человека, пользующегося авторитетом в профессиональной сфере. Помните, что есть факты, а есть интерпретации, и они могут не совпадать.

Если среди ваших аргументов есть сильные и слабые, забудьте о слабых и сосредоточьтесь на сильных. В споре важнее не количество, а качество. Если вы начнете говорить, чтобы просто что-то сказать, то добьетесь лишь того, что вас перестанут внимательно слушать.

Будьте честны, но не переходите на грубость

Если не согласны с оппонентом в том, как факты влияют на предмет спора, — скажите об этом. Но не оценивайте мыслительные способности и личность собеседника.

Плохо: «Глупо считать, что эта реклама кого-то зацепит».
Лучше: «Честно говоря, я думаю, эта реклама не зацепит».
Еще лучше: «Я думаю, эта реклама недостаточно цепляющая, потому что исследования аудитории показали…».

Слушайте оппонента

Вы плохой спорщик, если слушаете только себя, а на словах коллеги выключаетесь и раздумываете над следующими аргументами. Аргументы лучше сформулировать и тезисно записать заранее, а во время спора сосредоточиться на собеседнике — так вы быстрее придете к согласию или оптимальному решению. И категорически запретите себе перебивать!

Переформулируйте аргументы

Часто люди спорят, не осознавая, что находятся на одной стороне баррикад. Чтобы убедиться, что такого не происходит, пропускайте через себя аргументы коллеги и вслух называйте их иначе, например: «Правильно ли я тебя понял, что…?» Во-первых, вы быстрее поймете, чего в споре добивается собеседник. Во-вторых, он и сам это быстрее поймет.

Задавайте правильные вопросы

Вместо «зачем» и «почему» спрашивайте «как» (а также «кто», «что», «где», «когда», «какой»).

Плохо: «Ну и зачем это делать?»
Лучше: «Почему вы думаете, что это нужно делать?»
Еще лучше: «Как это поможет решить задачу?» или «Что заставляет вас так думать?»

Отвечая на вопросы о причинах, человек подсознательно занимает оборонительную позицию, словно оправдывается. Это приводит к нежелательному накалу страстей. Проще говоря, вы начинаете ругаться вместо того, чтобы искать ответ, с которым все будут согласны.

Следите за языком тела

Язык тела во время спора должен быть позитивным. Поворачивайте корпус в сторону коллеги, слегка копируйте его позу, поддерживайте зрительный контакт (нейтральный, не угрожающий — то есть отводите глаза через каждые 3-4 секунды), не скрещивайте руки на груди. Старайтесь, чтобы ваш язык тела не противоречил тому, что вы сообщаете голосом.

Контролируйте эмоции

Если вы кричите, вы проиграли. Аргументы будут иметь больший вес, если вы сформулируете их спокойно и четко. Не переходите на крик, оскорбления и обвинения, даже если придется время от времени брать паузу и считать до десяти.

Готовьтесь проиграть

Еще до вступления в спор напомните себе о том, что цель — не победа (и не участие), а истина или результат, которым все будут довольны. Вы можете оказаться неправы, рекомендация коллеги может быть более разумной, предложение — более творческим. Позволяйте себя убедить, если оппонент действительно убедителен.

В случае проигрыша в споре ищите возможность взять из ваших идей самые дельные и дополнить ими позицию коллеги-оппонента. В бизнес-терминах этот подход называется win-win (выигрыш-выигрыш): опробуйте его, даже если не верите в компромиссы.

Иллюстратор: Катерина Морозова