Весенние корпоративы: «Я чувствовала себя участницей шоу про неудачную свадьбу»

3 176

Корпоративы на 23 Февраля и 8 Марта по идее должны стать праздниками, приятным для всех в компании, а по факту довольно часто обижают и мужчин, и женщин, а иногда доводят до увольнения и тревожных состояний. О хороших и плохих корпоративах мы поговорили с дизайнером, воспитателем, программистом и бухгалтером.

Милана, дизайнер

Я работаю в небольшом издательстве комиксов. Наверное, я из тех людей, которые любят праздники. Мне не трудно арендовать зал в кафе и придумать формат вечеринки, если это поможет другим расслабиться, отдохнуть от работы и пообщаться в неформальной обстановке. Конечно, это не обязательно килограммы тарталеток и вечернее платье. За пять лет, что я в издательстве, мы отмечали 8 Марта в картинге, конном клубе, ходили в двухдневный поход, ну и обычный фуршет никто не отменял. 23 Февраля почему-то особо никогда не праздновали, хотя у нас примерно одинаковое количество коллег мужского и женского пола.

К счастью, каждый раз праздник был просто праздником, где все получали удовольствие. Безо всякой ведической ерунды о роли женщины. Правда, когда мы ходили в поход, кто-то отпускал комментарии по типу «Мы пошли ставить палатку, а женщины — на кухню, то есть к мангалу», но это пресекалось. Что касается подарков, обязательны они только на Новый год, когда массово играем в «Тайного Санту». Однако у нас дружный коллектив, и на 8 Марта я регулярно получала парфюм, книги, фотопленку (я много снимаю).

Пару лет назад корпоратив стал исключением. Мы поехали в ресторан, из таких, где массивная мебель, приглушенный свет и крошечные закуски на подносах. Расслабиться в такой атмосфере изначально сложно, но нам еще заказали развлекательную программу. И там началась полная жесть.

Ведущий вытаскивал на конкурсы людей, особо не спрашивая согласия, предлагал мужчинам написать на бумажке имя самой сексуальной женщины в коллективе (к счастью, этот конкурс провалился), назвать пять комплиментов на определенную букву, угадать женщину по туфлям, сказать смешной тост про женский пол. Женщинам предлагали назвать свою самую «женскую» черту, мужчинам раздали таблички для выставления оценок — насколько это женская черта.

Мне кажется, все были немного в шоке, именно поэтому участвовали первые полчаса. А потом мы массово выбежали «покурить на воздух». Чувствовала себя участницей шоу про неудачную свадьбу, где снимают конкурсы с целью их высмеять.

Весенние корпоративы: «Я чувствовала себя участницей шоу про неудачную свадьбу»

Еще в тот год все женщины получили корпоративный подарок — сережки от одного ювелирного бренда. Я прокалывала уши в 11 и 14 лет, оба раза разнашивать проколы было мучительно, и я поняла, что не мое. Так что подарок пришлось в тот же вечер закинуть на «Авито», чтобы не пылился дома. У меня было ощущение, что всем неловко после того корпоратива, причем как за участие в нем, так и за побег. Мы никак не обсуждали это с коллегами и начальством.

На следующий год мы поехали в боулинг, заказали пиццу и картофель по-деревенски — и выдохнули. Снова были душевные подарки, только свои люди и простая атмосфера, чтобы повеселиться и поговорить. В этом году поедем за город в небольшой пансионат — заниматься йогой, гулять, ходить в бассейн. Мне лично так гораздо спокойнее — когда государственный выходной мы используем, чтобы всем вместе отдохнуть и классно провести время.

Ася, воспитатель

Я работаю в частном детском садике. У нас молодой коллектив, современная директриса. К нам записывают детей достаточно прогрессивные люди. То есть рисовать в феврале танки — точно не наша история, в приоритете скорее иностранные языки, компьютерные технологии. Каждый месяц у нас есть праздник — такой день, когда все красиво одеваются, вкусно едят и смотрят мультфильмы. Либо мы выезжаем на природу или в музей.

Так что, конечно, мы не можем избежать праздников на 23 февраля и 8 марта. В прошлом году они были выездными и каждый воспитатель сам придумывал программу для группы, разумеется согласовывая с родителями. Я решила пойти ва-банк и предложила поход на мастер-класс по изготовлению пиццы в феврале и поход в музей городского электротранспорта в марте. Родители поддержали, а дети одинаково наслаждались и там и там. Потом мы обсуждали, какие профессии кому подходят, читали про женщин-водителей и мужчин-поваров.

Мне кажется, здесь важно пояснить, что в целом у меня нет радикальных взглядов на гендерное воспитание. Я не буду намеренно окружать своего будущего сына исключительно розовыми вещами и куклами, просто мне хочется, чтобы у всех были все возможности.

В этом году в феврале мы сходили на каток, с развлекательной программой и мастер-классами. В начале марта ставили фрагменты из «Алисы в Стране чудес» на английском языке, пригласили родителей, заказали фруктовый торт, было очень душевно. Корпоративов для сотрудников в эти дни у нас нет — просто можем остаться подольше, что-нибудь обсудить, попить чаю.

Мне кажется, такие праздники, для всех сразу, а не отдельно для мальчиков и девочек, очень показательны. Это про то, что у нас все при желании могут пойти на IT, танцы, гимнастику, народные инструменты, мягкую игрушку. И я бы не сказала, что на каком-то из этих кружков есть значимый перевес в сторону мальчиков или девочек.

Мы не разделяем детей в повседной жизни, поэтому и праздники не несут гендерной коннотации. Мне приятно, что в моей группе есть мальчики, которые шьют плюшевых медведей, и мальчики, которых интересует только моделирование самолетов, девочки-танцовщицы и девочки, изучающие азы информатики.

Наверное, я на всё это так обращаю внимание потому, что не могу выбросить из головы, как на предыдущей работе все девочки на празднике 8 Марта должны были играть мам и ставить диалоги с тряпичными куклами, а мальчики, в свою очередь, торжественными стихами клясться их защищать. До этого, на 23 Февраля, девочки изображали приготовление блинов (это было близко к Масленице) для «голодных бойцов», а мальчики разыгрывали сценки вполне явной милитаристической направленности. Меня чуть ли не до слез тогда триггернуло, что воспитатели, родители, родственники смотрели на это спокойно, снимали видео. Никто не возмущался, что после таких сценок девочки будут расти с ощущением, что их дело — родить младенца и готовить еду, а мальчики — с тем, что им нужно защищать Родину от каких-то абстрактных врагов и что держать автомат — не преступление, а очень важная мужская миссия.

Возможно, я слишком впечатлительна и всё преувеличиваю, может, какие сценки ни ставь, а человек вырастет под влиянием чего-то более глобального, но всё же я сменила место работы. И счастлива теперь быть частью менее патриархальной педагогики.

Александр, программист

Сейчас я работаю в государственной конторе, и у нас попросту не скидываются ни на какие корпоративы. А в конце нулевых руководил IT-отделом в немецкой фармацевтической компании. Один раз решили отметить 8 Марта. Ну, в смысле не мы все так решили, а поставили перед фактом сверху, что будет такой праздник. Я пришел из-за того, что это всё-таки корпоративная этика, а вообще у меня нет интереса к праздникам-ритуалам.

Считаю бессмысленным тратить какие-либо ресурсы на даты, которые без особой цели люди вспоминают каждый год. Мне ближе мистерии, например Новый год. Ты подводишь итоги, можешь сделать выводы — что получилось, что нет, принять решения на будущий год, взять ответственность за новый цикл.

Весенние корпоративы: «Я чувствовала себя участницей шоу про неудачную свадьбу»

В общем, в тот год мы арендовали ресторан. Целый вечер были танцы. Многие остались до ночи, некоторым понравилось, некоторые не хотели убегать на глазах у начальства. Нам с друзьями быстро стало скучно танцевать — сбежали в первый же час корпоратива.

Из традиционной части — мы скидывались на подарки женщинам. И еще мужчины должны были произносить тосты по кругу. Конечно, все повторялись, и основное поздравление сводилось к пресловутому «Выпьем за прекрасных дам». То есть ничего такого сексистского я с того дня не помню, но сам формат... Мне кажется, таких праздников уже не должно быть, но надеюсь, в тот раз кому-нибудь было весело.

Таисия, бухгалтер

Я работаю в строительной фирме, и моя деятельность почти не подразумевает коммуникаций с другими людьми. Это очень важный момент работы, так как я интроверт с тревожным расстройством и предыдущее место, где регулярно проходили совместные тренинги на тимбилдинг, было для меня невыносимо.

В этой компании у нас всегда выездной Новый год — на него можно просто не приходить, если нет желания.

А на 8 Марта и 23 Февраля мы просто задерживаемся в предшествующий празднику будний день, заказываем еду, алкоголь, и наступают полтора часа моего персонального ада.

На 23 Февраля женщины заранее готовят сюрприз мужчине, бумажку с чьим именем они вытащат. На 8 Марта происходит то же самое в обратную сторону. Я чувствую себя в начальной школе, мне, честно, было бы легче отдать «счастливчику», которого я вытащила, 10 тысяч, чем заморачиваться с публичным сюрпризом.

Первый раз я так перестрессовала, что за ночь связала шарф из всего набора пряжи. Это было немного нелепо, но я вручила в итоге этот шарф. К счастью, человек похвалил, сказал, что ему никто никогда не вязал, и, кажется, искренне был тронут. В другой раз я вообще ничего не приготовила из-за паники. Мне достался коллега по имени Лев для сюрприза, и я показала татуировку — миниатюрную львицу на ключице, про которую не говорила на работе раньше.

Кажется, коллеги понимают мою особенность и на 8 Марта вручают покупной подарок (кстати, никогда не промахиваются — видимо, смотрят интересы в социальных сетях), за что я очень благодарна. Других, бывает, приглашают на танец или устраивают квест с завязанными глазами. Я и без этого весь вечер жду минуты, когда убегу домой, лягу на диван лицом к стене и приму транквилизаторы, чтобы от всего этого отойти. Утром всегда устраиваю себе кофе с сериалом, чтобы провести черту между корпоративом и нормальным днем.

Психотерапевт и друзья говорят, что, если это действительно так выматывает и нет улучшений, стоит просто объясниться с начальством и никогда не участвовать в подобном. Но мне такой вариант кажется трусостью, за которую буду долго себя винить.

Корректор/литредактор: Варвара Свешникова
Фото: Sergey_T/Shutterstock