25 правил, которые сделают рабочую жизнь проще и приятнее

Для офиса и любой другой работы

25 877

Несмотря на то, что о завершении пандемии коронавируса говорить еще рано, компании возвращают сотрудников с удаленки. А значит, многим из нас придется вернуться в офисы. О работе на диване в любимой пижаме под бодрую музыку на весь дом придется забыть. А вот правила поведения на рабочем месте, напротив, освежить в памяти.

Еще дома:

  • Не используйте слишком сильно пахнущие парфюм и дезодоранты. У коллег может быть аллергия, повышенная чувствительность к запахам, и тогда аромат станет для них невыносимым. Ваш аромат должен ощущаться в радиусе 20–40 см от кожи: это интимная зона, которую в деловых отношениях обычно не нарушают.
  • Обед с собой не должен слишком сильно пахнуть. Об этом стоит подумать, если вы берете еду из дома. Положите в ланчбокс что-то с нейтральным запахом, а любимую копченую рыбу оставьте для домашнего застолья.
  • Оденьтесь в соответствии с дресс-кодом компании, если он, конечно, есть. Если нет, то пусть одежда будет просто опрятной и уместной. Если в вашей фирме нормально встречаться с клиентами в косухе с черепами — отлично. В противном случае стоит надеть что-то более нейтральное.

В начале рабочего дня:

  • Обязательно здоровайтесь. Не громогласно на весь кабинет, но так, чтобы вас услышали. А если вы уже сидите за рабочим столом, вошел коллега и поприветствовал всех присутствующих, ответьте ему хотя бы кивком.
  • Растрепавшиеся под шапкой волосы, потекшую тушь и смазанную помаду поправляйте в туалетной комнате.
  • Будьте пунктуальны. Приходить на работу вовремя и соблюдать сроки, выполняя задачи, не только правило этикета, но и прямая обязанность сотрудника.

В кабинете:

  • Переключите мобильный телефон на вибрацию или беззвучный режим, если это не ваш личный кабинет. Для короткого (до двух минут) личного разговора выходить из общего помещения необязательно: достаточно понизить голос. Долгие беседы стоит вести в коридоре или свободной переговорке, но надолго занимать ее для разговоров не по работе нельзя.
  • Следите за рабочим столом. По правилам этикета на рабочем столе личных предметов должно быть минимум. Семейное фото в рамке, кружка — этого достаточно. Плюс обязательный порядок в документах.
  • Беседовать по громкой связи с коллегой, партнером или клиентом можно только с согласия собеседника и всех присутствующих в кабинете. Важно не выдать в разговоре конфиденциальные сведения и не помешать окружающим.
  • Если вы случайно стали свидетелем неприятного разговора коллеги, вы можете аккуратно спросить, нужна ли помощь. Если человек не захочет с вами делиться, не настаивайте.
  • Обращайтесь с офисной техникой бережно и осторожно, следуя инструкциям по эксплуатации. Не ешьте за рабочим столом, чтобы техникам не пришлось играть в «Разбери клавиатуру и собери бутерброд».
  • Всегда спрашивайте разрешения, если хотите что-то взять с чужого рабочего стола (карандаш, бумагу, степлер и т. д.). Неважно, насколько дружеские у вас отношения. И не забывайте возвращать вещи владельцам.
  • Если у вас собственный кабинет, закрывайте дверь на замок только в случае конфиденциальных бесед (лично или по телефону). В остальное другие сотрудники должны иметь возможность к вам заглянуть. А их задача — постучаться или задать вопрос «Можно войти?» до того, как ворваться к вам.

На совещании:

  • Уважайте каждого говорящего. Не следует постоянно смотреть в смартфон, пытаться срочно дописать текст на ноутбуке или шептаться во время выступления. Это очень неприятно и может сбить с мысли. Если заглянуть в телефон или ноутбук необходимо, сделайте это максимально быстро.
  • Захватите с собой блокнот и ручку. Скорее всего, на совещании вы примете решения и распределите задачи — свои следует сразу зафиксировать.
  • Не критикуйте и не высмеивайте точку зрения коллеги. Не нравится идея? Спокойно скажите об этом: подчеркните сильные стороны идеи, выделите позитивные намерения и только потом объясните, почему и с чем вы не согласны. Предложите альтернативу или компромисс.

В курилке или на обеде:

  • Сплетничать, говорить гадости о коллегах или начальстве строго запрещается. Даже если вас всё ужасно бесят, найдите в себе силы решить вопрос открыто, в цивилизованном диалоге, или сменить работу.
  • Неприлично разговаривать с коллегами или клиентами со жвачкой во рту. Не забудьте выбросить ее после окончания обеденного перерыва.
  • Оставайтесь на связи: если вам кто-то позвонил во время обеда, перезвоните этому человеку, как только освободитесь.

На корпоративе:

  • Помните: вы всё еще на работе. С этими людьми вы уже завтра снова будете решать рабочие задачи. Так что напиваться, лезть в драку, вступать в излишне задушевные беседы не стоит. Одежда должна оставаться уместной и в рамках приличий, даже праздничная и нарядная.
  • По традиции первым с корпоратива уходит начальство. Но вы можете покинуть мероприятие раньше, если ваше личное расписание не позволяет остаться. Просто обозначьте это руководителю, тепло попрощайтесь, выразите сожаление, что дела заставляют вас уйти.

Абсолютно везде и всегда:

  • Не приходите на работу больным. Мало кто оценит героизм коллеги, если он пришел в офис несмотря на болезнь и может заразить окружающих. Начальство тоже не обрадуется: лучше потерять на несколько дней одного сотрудника, чем потом переживать локальную эпидемию в компании.
  • Отвечайте на рукопожатия. Первым протягивает руку старший младшему, представитель принимающей стороны гостю, но если вам протянули руку, не оставляйте ее зависшей в воздухе. В целом будьте вежливы, ведите себя доброжелательно и не провоцируйте конфликты, даже если кондиционер дует слишком сильно, а солнце слепит из-за открытых жалюзи.
  • Не звоните коллегам в их личное время или во время отпуска. А если звонок необходим, пусть он будет максимально коротким.
  • Проставляйтесь, если в компании так принято. Обычно дни рождения, свадьбы, рождение детей очень символически, но все же отмечают на работе. Дайте коллегам возможность разделить с вами радость, съешьте вместе пиццу или пирог.

Иллюстратор: Катерина Морозова