Как стать руководителем: 5 факторов для успешного карьерного роста

На ступеньку ближе к повышению

1 419

Благодаря литературе у нас перед глазами есть примеры самых разных успешных руководителей как российских, так и международных компаний. Характеры этих людей часто бывают противоположными, и это говорит о том, что единой правильной модели руководства не существует.

Однако на своем опыте и опыте коллег, с которыми регулярно и открыто общаюсь, могу выделить пять характеристик, которые делают руководителя успешным, а неруководителя приближают к заветной должности и помогают ему добиться карьерного роста.

Как добиться повышения на работе

1. Как добиться повышения на работе

Работа руководителя похожа на работу ученого. Ты никогда не знаешь, какое решение правильное, наверняка. Но у тебя нет другого метода проверки, кроме как выдвигать гипотезы и ставить эксперименты. После такого тестирования надо замерять результаты и корректировать гипотезу, делая правильные выводы.

Хорошим примером является работа над новыми проектами или стартапами, где неизвестного значительно больше, чем понятного. И тут умение предпринимателя проходить этот цикл (гипотеза — тест — анализ) критически важно. Руководитель с ситуацией неопределенности сталкивается не реже, поэтому такой подход, ученого-экспериментатора, может привести его к успеху в компании.

На совещаниях я часто вижу, как мы «застреваем», перебирая аргументы, почему что-то может не получиться. Те, кто может в таких ситуациях взять ответственность на себя и сказать: «Думаю это должно быть так, давайте я попробую реализовать», имеют существенно больший потенциал, чтобы быть эффективными руководителями.

2. Компетентность

Чтобы правильно находить решения и точно понимать проблему, нужны знания. Необходимо отталкиваться не только от своего опыта, потому что, каким бы большим он ни был, анализ огромного количества примеров и ситуаций является намного более важным предиктором для построения правильного прогноза. Когда при поиске решения у тебя в голове всплывают результаты проведенных исследований и примеры из международной практики, то и свою точку зрения доказать становится проще, и уверенности чувствуешь больше.

К счастью, в бизнес-литературе сейчас нет недостатка: истории успеха российских и западных компаний, статистика, исследования. Последние, по моему опыту, представляют особую ценность. На западе бизнес изучен очень глубоко, и такие издания и институты, как Harvard Business Review и MIT, регулярно публикуют статьи о том, какие управленческие практики приводят к успеху и как их применять. Руководитель, который владеет такой информацией и изучает ее регулярно, базово понимает намного больше инструментов, которыми можно пользоваться, и намного больше сфер, на которые стоит обратить внимание при построении работы сотрудников.

3. Стабильность

Очень простая формула, которую я вывел, наблюдая за тем, как и почему растут сотрудники у нас в компании. Я понял, что часто причина карьерного роста не в том, что кто-то делает что-то выдающееся, а в том, что он или она не делает ошибок. Это не так просто, как кажется.

В крупной компании процессы изменения организационной структуры и роста сотрудников идут небыстро, поэтому иногда приходится ждать. И если брать отрезок в год или несколько лет, то найти человека, который за это время не подпортил бы репутацию, не участвовал бы в конфликтах, не провалил бы что-то, не так-то просто. Если же он находится, то шансы на повышение у него очень велики.

Как-то раз я задался вопросом, анализируя работу сотрудника, которого мы рассматривали на должность руководителя: «Чем он лучше остальных?» И понял, что его кандидатура не имеет минусов, которые есть у других. Оказалось, что это большая редкость. Для руководителя же это требует большой выдержки, усердия и стабильности.

10 признаков того, что вас ценит руководство

4. Консерватизм

Из предыдущего пункта вытекает еще одно качество — консерватизм. Тут есть небольшая хитрость, но если говорить о карьерном росте, то консервативным руководителям намного проще не совершать ошибок.

Не всегда это выгодно компании, в которой кто-то должен генерировать революционные идеи и внедрять инновации. Но шансов на неуспех на этом поприще в любом случае больше.

Чтобы учитывать это, можно разделить организацию на часть, которая обслуживает выстроенный и повторяющийся процесс, и на часть, которая следует проектному подходу и генерирует инновации. Для первой есть четкие метрики и планы, для второй — право на риск и минимум бюрократии.

Байки от редакторов, истории, которые нас зацепили, полезные и бесполезные сообщения-«молнии» — всё в телеграм-канале «Просто работы». Не хватает только вас.

Почитать

5. Скорость

Последнее, что я особенно ценю в руководителях, — это скорость. У меня есть правило: руководителя никто не должен ждать. Это распространяется на согласование, на время начала совещаний, на высказывание мнений. Компетентный руководитель должен давать полномочия, объяснять правила (концепции) и наблюдать за процессом, корректируя его моментально, если успел заметить, что что-то идет не так. Если не успел — это не проблема подчиненных: процессы не должны останавливаться.

Да, есть риск ошибок, но укрупненно он не больше, чем если закапываться в обсуждение и согласование по любому вопросу. А руководитель должен быть тем, кто обеспечивает эту скорость и сам работает на высоких скоростях независимо от того, где находится и какое сейчас время.

Корректор/литредактор: Варвара Свешникова
Иллюстрация: GOCMEN / IStock

5 способов вернуть себе силы, когда вокруг один негатив