6 810

Авиамоделизм в Березниках: я руковожу кружком в Пермском крае

О работе руками, поставщиках из Англии и США и золоте на чемпионатах

Спортсмены из маленького города Березники Пермского края считаются сильнейшими в стране в одном из классов авиамоделизма. О том, как живет авиамодельный кружок — фотоистория Алексея Павлова.

Панихин Сергей Васильевич – Педагог дополнительного образования, руководитель авиамодельного кружка в Березниках (Пермский край)
Панихин Сергей Васильевич
Педагог дополнительного образования, руководитель авиамодельного кружка в Березниках (Пермский край)

Я родился и прожил всю жизнь в Березниках. Рядом с моим домом была станция юных техников. Будучи третьеклассником, я увидел в окошке модели самолетов. Меня сразу заинтересовало это дело, и я сразу туда записался. Через полгода я уже выступил на своих первых соревнованиях.

После школы поступил в училище на электромеханика счетно-вычислительных машин и немного успел поработать на азотно-туковом заводе. Затем я отслужил в армии, поступил в педагогическое училище, где получил специальность учителя труда и черчения, и вернулся на станцию юных техников, но уже в качестве преподавателя. С тех пор многое изменилось, станцию несколько раз переименовывали, но я тут уже более сорока лет руковожу авиамодельным кружком.

Кстати, один из моих первых наставников, Николай Георгиевич Якимов, закончил преподавать в кружке совсем недавно. Так получилось, что я сначала был его воспитанником, а после этого мы очень долгое время бок о бок проработали.

Ребенок, который решил заниматься авиамоделизмом, должен, в первую очередь, быть терпеливым. Он должен быть готов, что не все будет получаться сразу, ведь чтобы самолет полетел как надо, все детали должны быть подогнаны идеально и соблюдены все аспекты технологического процесса. Грустно, что из школьной программы практически исчезли уроки труда в их классическом виде. Это приводит к тому, что в первый год занятий в кружке, дети банально учатся работать с инструментами. Мало кто приходит уже способным просто ровно отрезать кусок пенопласта по линейке, например. Это накладывает определенные требования и к моей терпеливости как преподавателя.

Мои ребята строят кордовые, свободнолетающие, радиоуправляемые модели самолетов. Из них своей визитной карточкой считаю модели класса F-1D.

Это класс спортивных комнатных моделей. Для их изготовления подходит только самое легкое дерево в мире – бальза, которое растет в Южной Америке. Его можно купить в специализированных магазинах, но есть одна проблема – практически невозможно уследить за показателями плотности каждого отдельно взятого куска древесины. Поэтому мы закупаемся этим ценным материалом у одного проверенного человека из Англии.

Все несущие элементы модели – винт, крылья, киль, стабилизатор – обшиваются тончайшей пленкой, которая производится только в США.

Летает F-1D на резиновом двигателе, который накручивают на модель с помощью специального приспособления. Раскручиваясь, резина придает самолету двигательный импульс. Резина, разумеется, тоже особенная, выпускается партиями, причем каждая имеет свои качественные характеристики, поэтому образцы из удачных партий в особой цене у моделистов.

Как видите, технология изготовления модели F-1D довольно сложная, на это уходят месяцы, необходимо уложиться в весовой норматив в 1,4 грамма. Уникальная история, что мы, спортсмены из маленького города Березники, считаемся сильнейшими в стране в этом классе авиамоделизма.

Я четыре раза становился чемпионом России и являюсь мастером спорта по комнатным моделям класса F-1D. Кроме этого, выполнил норматив кандидата в мастера спорта по кордовым моделям-копиям и радиоуправляемым планерам.

Больших успехов на серьезном уровне мои воспитанники добиваются с 1994 года — тогда у нас в Березниках проходило первенство России по кордовым моделям самолетов, на котором в классе моделей-полукопий победителем стал Артем Соковцев. Ныне я даже со счета сбился, сколько чемпионов России воспитал, больше двадцати точно. С 2017 года я являюсь тренером юношеской сборной России в классе F-1D. Успели за это время дважды съездить на чемпионаты Европы, оба раза брали бронзу.

Любовь к авиамодельному спорту — это у нас семейное. Сыновья занимались в кружке, старший становился бронзовым призером чемпионата страны, а младший четыре раза покорял национальную вершину по комнатным моделям. Дочь вышла замуж за моего воспитанника, который становился выигрывал первенство России по кордовым моделям-копиям. Внучка тоже внесла вклад в семейную копилку наград – брала золото на первенстве страны в классе комнатных вертолетов.

В мире, где всё поменялось и произошла массовая цифровизация, как никогда актуально техническое творчество. Потому что дети буквально разучились делать что-то своими руками и стали, как я называю, «кнопконажимателями». Они почти все время проводят в телефонах, стали менее усидчивыми – им нужно потреблять информацию как можно быстрее и получать результат от любого действия моментально.

Если их не учить банально молотком или отверткой работать, то во взрослую жизнь они войдут без базовых прикладных навыков. А у ребенка, который ходит в тот же авиамодельный кружок, развивается технический склад ума, и ему не понадобится в будущем, например, вызывать сантехника, чтобы поменять прокладку на кране.

Сейчас повсеместно авиамодельные и судомодельные кружки заменяют кружки робототехники и 3D-моделирования. Я мечтаю, чтобы к видам технического творчества, которыми мы занимаемся, вернулась былая популярность, которая была хотя бы лет десять назад. Если у детей будет интерес, тогда никому не придет в голову закрывать или перепрофилировать наши кружки.

Мне еще хочется поработать, надеюсь, здоровье позволит. Ну и чемпионом мира хочу стать. И как спортсмен, и как тренер.

Авиамоделизм в Березниках: я руковожу кружком в Пермском крае

Текст, фото: Алексей Павлов
Редактор: Ирина Филатова

Есть что сказать по теме? Пишите.

Похожие статьи