Как петербургский БДТ выглядит из кабинки видеоинженера

Фото из закулисья Большого драматического театра имени Товстоногова

826

Раньше в театрах профессии видеоинженера не было. Но в наше время театр немыслим без видеотехнологий, ведь они открывают огромные художественные возможности. В любом большом современном театре есть и проекционная техника, и съемочная аппаратура, и LED-экраны, и даже локальные «изобретения», созданные под конкретный спектакль.

Елфимов Николай Николаевич – Ведущий видеоинженер БДТ. Работает в радио-кино-шумовом цеху.
Елфимов Николай Николаевич
Ведущий видеоинженер БДТ. Работает в радио-кино-шумовом цеху.

В мои обязанности входит работа на спектаклях и репетициях, а также настройка и обслуживание театрального видеооборудования. Самое интересное, конечно, происходит на спектаклях. Например, в спектакле «Что делать» мы снимаем лайф-видео в стилистике «Олимпии», в спектакле «Слава» я стою на сцене и снимаю артистов в режиме реального времени (лайф) — и картинка с камеры тут же транслируется на декорацию. А во время спектакля «Губернатор» лайф мы снимаем, перемещаясь по зрительному залу вместе с исполнителем главной роли, артистом Дмитрием Воробьёвым.

В этих и некоторых других спектаклях БДТ видео работает по принципу «замкнутой цепи» — то, что снимается на сцене, сразу транслируется на декорацию или экран в виде проекции. Это создает очень интересный эффект совмещения выразительных средств кино и театра, зритель видит происходящее на сцене сразу с нескольких совершенно разных позиций (изнутри, снаружи, с позиции одного из героев). Для того чтобы всё получилось, замыслы постановочной группы по части видео должны реализовать мы, видеоинженеры.

Как работать в постоянно меняющихся условиях — понятная инструкция

Например, в спектакле «Джульетта» с самого начала зрители видят закрытый занавес, который становится огромным киноэкраном: туда транслируется домашняя съемка из квартиры Ромео и Джульетты. Многие думают, что это запись, а потом, минут через 15, видят, что на экране показывают зрительный зал, где они же и сидят, и осознают, что всё это живая актерская игра на лайф-камеру. Здесь видео дает эффект видеоблога, дневника. В этом же спектакле есть момент, когда большой экран опускается, закрывая собой треть «зеркала сцены», и на него идет трансляция с камеры Геннадия Блинова, исполнителя роли Ромео-1. Получается, что зрители видят происходящее и со стороны, и прямо из гущи событий на сцене. Кстати, с артистом и авторы спектакля, и мы, видеоинженеры, много работали, учили его обращаться с камерой, выверяли все ракурсы.

Но если на спектаклях репертуара главная задача видеоинженера — сделать так, чтобы всё работало, то во время работы над премьерой мы нередко придумываем и конструируем гаджеты специально под задачи спектакля. Например, постановщики «Джульетты» Тийт Оясоо и Эне-Лийс Семпер сразу сказали: актер во время спектакля всё время будет ходить с камерой. Мы поняли: значит, камера должна быть беспроводная, работающая с помощью радиосистемы, а всё оборудование — компактное, надежное, легкое в использовании и дающее хорошую, красивую картинку. Дальше мы придумываем этого «монстра» и утверждаем с постановщиками, ведь важно, каким его увидят зрители во время спектакля. Затем мы обучаем актеров работать с этой техникой, даем им базовые знания по съемке, ракурсам, настройкам. В процессе репетиций заранее продумываем все сбои, которые могут произойти, и помогаем артистам научиться решать возникающие проблемы, ведь во время спектакля мы не сможем выбежать на сцену и устранить неполадки.

Практически всегда, создавая новый спектакль, режиссер работает над ним вместе с видеохудожником, а мы, как инженеры, предоставляем им технику, площадку, следим за оборудованием. Конечно, мы работаем рука об руку, но весь контент и визуальные решения придумываются творческой командой. На приемке макета новой постановки проходит обсуждение, ставится техническая задача, а мы думаем, как ее решить. Потом уже на выпуске спектакля у режиссера могу возникнуть новые идеи, например вывести еще одну проекцию или поменять что-то. Творческий процесс непредсказуем, потому и интересен.

Еще в нашем арсенале есть мэппинг видео на декорации — например, в спектакле «Три толстяка. Эпизод 1. Восстание» на железной стене, закрывающей всю сцену, будто кто-то рисует иллюстрации к монологу доктора Гаспара Арнери в исполнении Александра Рониса. Артист потом карабкается по этой стене как жук, попадает в рисунок и взаимодействует с ним. Получается огромного масштаба живой мультфильм с акробатикой и драматической игрой. Это очень впечатляет.

Как зарабатывали в «лихие 90-е»

Пока мало кто в рамках театра пользуется технологиями на все 100 процентов, но мы двигаемся в правильном направлении. Стараемся следить за новинками и обновлять техническую базу театра. После назначения Андрея Могучего художественным руководителем в БДТ появилось достойное современного театра техническое оснащение. Наш цех стал работать с новым поколением лазерных проекторов, специальными программами для саунд- и видеохудожников, технологией NDI и др.

Байки от редакторов, истории, которые нас зацепили, полезные и бесполезные сообщения-«молнии» — всё в ТГ-канале «Просто работы». Не хватает только вас.

Почитать

Создание виртуального портала «БДТdigital», куда на время пандемии перешла вся творческая жизнь БДТ, подкинуло нам новые задачи: мы часто вели прямые трансляции и организовывали большие стримы на несколько камер из квартир артистов в самоизоляции. Все эти навыки и сейчас очень пригождаются: мы можем силами театра провести пресс-конференцию на несколько камер или, например, в конце 2021-го провели офлайн-презентацию новой книги Яна Фабра, подключив его из Бельгии, а зрителей и спикеров — в Петербурге. Есть и чисто технические вызовы, решив которые мы получаем возможность реализовать новые творческие замыслы. Сейчас как раз работаем над такими. Не могу раскрывать все карты, но в ближайшем будущем мы вас удивим.

В радио-кино-шумовом цеху работает 19 человек. Это звукорежиссеры, техники, инженеры. Конкретно с видео работают шесть человек. У БДТ три сцены, и на всех одновременно могут идти спектакли — а значит, видеоинженеры могут быть нужны сразу везде. Над новой постановкой в театре могут трудиться сотни людей: творческая команда, артисты, художники, инженеры, технологи, гримеры, осветители, монтировщики, каскадеры, административные сотрудники и многие другие. Это коллективный труд ради общей цели. Мне очень нравится наш коллектив, в БДТ работают удивительные люди. Мы общаемся, дружим цехами, но больше всего времени проводим в своем, и мне очень комфортно работать с коллегами. Все ребята классные и интересные.

Была очень показательная ситуация, когда БДТ закрывался на полгода и мы играли спектакли на сценах петербургских театров и два месяца гастролировали в Москве. Это физически и морально тяжелая работа, когда ты приезжаешь с утра, разгружаешь машину оборудования, монтируешь его, проводишь спектакль, разбираешь и грузишь обратно. В таких обстоятельствах и проявляются истинные отношения между людьми. Но мы прошли успешно эти испытания, выручали друг друга, помогали. Тогда я и осознал, что мы по-настоящему команда.

Живописец-штамповщик показывает, как делают посуду на Императорском фарфоровом заводе

Как петербургский БДТ выглядит из кабинки видеоинженера

Я работаю в БДТ четыре года. Театр очень увлекает, но для меня важно сохранять определенную дистанцию, держать голову «трезвой». Есть творческие задачи, которыми занимается режиссер, а есть технические, которые решаем мы. Я люблю делать свою работу хорошо. Для меня важно, чтобы техническая часть была в идеальном состоянии. Больше всего я люблю начало процесса — стадию приемки макета нового спектакля. Есть задачи, и ты придумываешь, как их решить. Можно купить специальную железку, но стоит она космических денег, а можно напрячь мозг и попробовать собрать сетап из того, что есть. Пробуешь в деле — понимаешь, что получилось! Режиссеру нравится, и ты в этот момент чувствуешь удовлетворение от проделанной работы. Здесь есть элемент мальчишеского задора, смекалки, конструирования.

Фото, текст: Михаил Лебедев
Корректор/литредактор: Варвара Свешникова