«Программированием можно заработать везде»

Как устроена работа специалиста по big data и сколько он зарабатывает

8 394

Чем занимается специалист по big data в крупной сети продуктовых магазинов? И что вообще такое big data? Узнали об этом из первых уст — от руководителя отдела хранилища данных в «Магните». А заодно он рассказал о том, сколько получают такие специалисты, какие задачи приходится выполнять и как он сам пришел в эту профессию.

Борис Сюсюкалов – Руководитель отдела хранилища данных для продуктовой аналитики розничной сети «Магнит», г. Москва
Борис Сюсюкалов
Руководитель отдела хранилища данных для продуктовой аналитики розничной сети «Магнит», г. Москва

На мой выбор профессии программиста повлияло несколько факторов. В первую очередь — образование. Я учился в физико-математической школе № 179 (г. Москва). Но математиком становиться не хотел — было непонятно (да и сейчас так), что делать после института. Если как-то развиваться дальше в этой нише, то, скорее всего, только уезжать за границу. В этом плане с программированием и работой программиста в России «проще». Во-первых, у меня это получалось и получается. Во-вторых, в IT-сфере можно наиболее эффективно монетизировать свой интеллект — программированием можно заработать везде.

В школе меня не просто научили азам профессии, но также показали, как работать с алгоритмами, структурами данных. Я не учился в «обычной» школе, мне не с чем сравнить, но думаю, что в моей уроков информатики было больше, их «наполнение» было более качественным. Кроме того, я увлекался олимпиадным программированием, ходил во всевозможные математические кружки.

Про путь программиста

Чтобы начать работать программистом, лучше всего пойти стажером в крупную IT-компанию, которая занимается постоянными разработками, внедряет новые технологии. Но я так не делал. После института (окончил МГТУ им. Н. Э. Баумана, кафедра систем автоматизированного проектирования) пошел работать в один небольшой банк и стал заниматься базами данных. Мне это было интересно.

На своей первой работе я занимался поддержкой баз данных: проводил небольшие модификации, следил, чтобы запросы строились правильно и чтобы всё работало. Через какое-то время перешел в банк покрупнее. Там поднялся на уровень выше: стал применять в работе с базами алгоритмы программирования (мой язык — Python). И только после этого пошел по «правильному» пути: устроился в компанию «Авито», и уже там научился работать с big data — аналитическими базами данных. С ними работаю и сейчас.

Big data важны для любой компании. В этом хранилище всё: даже такие ненужные, на первый взгляд, «передвижения» пользователя по страницам сайта, которые необходимы для дальнейшего развития компании. На основе всей этой информации строится бизнес-отчетность: сколько человек проводит времени на сайте, что ему наиболее интересно, сколько зарабатывает тот или иной сервис, какую рекламу следует запустить и т. д. Получается, что в этом механизме я — человек, который в инженерном плане выстраивает данную структуру.

Про важность образования

Мое образование — «классическое», затрагивающее алгоритмы, принципы объектно ориентированного и функционального программирования. С одной стороны, это фундаментальная база. Но, с другой, лишь только этого недостаточно, чтобы устроиться на работу и получать деньги. Работодателю в нашей сфере важно не то, как ты знаешь математику, а то, как ты можешь применять конкретные технологии и инструменты, чтобы выполнять поставленные задачи.

Поэтому сильные школа и институт — это хорошо, но для дальнейшего продвижения в карьере нужно выучить то, что тебе пригодится в работе. Так, если ты занимаешься базами данных, следует познакомиться с SQL и наработать опыт в решении всевозможных примеров, задач.

В программировании обязательно нужно самообразовываться — читать тематические блоги, специализированные материалы, ходить на конференции и общаться там с коллегами, постоянно находиться в IT-тусовке, следить за повесткой дня. Без этого в нашей профессии никак. IT-сфера очень быстро меняется — важно не проспать появление новых тенденций и технологий, которые могут полностью перечеркнуть все твои знания и опыт, полученные до.

Обучение происходит и на работе. Но никто не сидит с тобой рядом за компьютером и не подсказывает, куда кликнуть мышкой, чтобы получилось то, что надо. В рамках менторства более старший или опытный товарищ (программисты делятся на стажеров, джунов, миддлов, сеньоров, техлидов) рекомендует к прочтению или изучению, скажем, определенную статью или технологию. И дальше ты уже либо можешь во всё это погрузиться и сделать, что от тебя требуется, либо нет.

«Программированием можно заработать везде»

Про определение программиста

Программист для меня — человек, который может повлиять на окружающие вещи, на мир вокруг; он может сделать жизнь удобнее, проще и ярче. Звучит несколько высокопарно, но это на самом деле так. Пример прост — сейчас нарастает сфера слияния онлайна и офлайна. Теперь, чтобы заказать еду или продукты из магазина, не нужно звонить в ресторан или идти в супермаркет. Достаточно собрать заказ в приложении или на сайте, всё в электронном виде, а затем получить его в реальной, физической форме. Мало кто задумывается, как это происходит, но данное «волшебство» стало возможным благодаря работе программистов.

Про мою работу и ее пользу

Моя позиция — руководитель отдела хранилища данных для продуктовой аналитики розничной сети «Магнит». Я занимаюсь инженерным обеспечением работы с бизнес-аналитикой, или BI (business intelligence), — прежде всего деятельность нашего отдела нужна для составления отчетности (финансовой, аналитической). Благодаря этому можно увидеть, сколько и чего компания продает и что ей нужно развивать: например, мы можем выяснить, какой раздел сайта приносит больше денег, а какой стоит модернизировать сейчас.

Также цель моей работы и работы моих коллег (data-программистов) — «подружить» разные системы (базы) сайта. К примеру, сделать так, чтобы в зависимости от активности пользователей на сайте можно было запустить рекламную рассылку по адресам, которые есть в CRM-системе. Для этого мы создаем некое единое пространство, где собираются все данные компании и где к ним можно удобно обратиться, несмотря на то что в реальности это разные компьютеры и серверы.

Про рабочие качества

У человека на моей позиции должны быть hard skills и soft skills. Первые нужны для того, чтобы ты знал, как программировать, разбираться в современных технологиях, смог выбрать наиболее оптимальное решение для прилетевшей задачи.

Вторые необходимы, чтобы правильно оценивать, какая атмосфера в коллективе; вовремя заметить, не случилось ли у кого-то из членов команды выгорания; понять, когда нужно проводить сессию one-to-one (беседу с сотрудником наедине о том, что нравится / не нравится / хотелось бы изменить, пора ли расширять зону ответственности); решать конфликтные ситуации.

Про творчество в работе

В программировании есть место как для творчества, так и для рутины. Так, к первому относится то же придумывание алгоритма. Кстати, у молодых специалистов часто есть иллюзия, что программирование — только творчество. Мол, вот ты написал новый алгоритм или программу, получил за это премию и продвинулся в своей работе дальше. Но всегда существует и рутина — возвращаясь к нашему примеру, это когда данный алгоритм нужно «закодить», запрограммировать, внедрить в продуктив и сделать так, чтобы всё заработало.

Про трудности

Бывает так, что какая-то задача не решается. Ошибка новичков — уйти в это с головой, «упороться», но в итоге ничего не сделать. Поэтому в подобных ситуациях нужно вынести данный вопрос на обсуждение, рассказать руководителю о проблеме, обратиться за советом/идеей к коллегам. Просить о помощи — нормально.

«Программированием можно заработать везде»

Про борьбу со стрессом и выгорание

Универсальных способов борьбы со стрессом на работе, которого хватает, нет. Лично я, можно сказать, регулярно хожу в зал и занимаюсь подвесным тренингом (TRX training). Хотя отмечу, что делаю это в первую очередь для того, чтобы держать тело в тонусе.

У меня практический подход: если будут сильные мышцы спины, значит, смогу просидеть за компьютером 12 часов подряд, когда это потребуется.

Вообще, в нашей индустрии выгорание — большая проблема. Часто бывает, что человек много работает и перерабатывает, потому что ему это интересно, его это заводит. Но тело в какой-то момент дает сбой, отказывается жить в таком ритме. Так что продуктивность сводится к нулю, и для человека это обычно заканчивается переходом на другую работу, что тоже стресс. Поэтому важно соблюдать режим труда и отдыха: если ты хорошо и много поработал, дальше нужно хорошо отдохнуть, а не приступать к решению новой задачи.

Про график

У меня плавающий график. Главное, чтобы с 11 до 18 я был доступен, так как в это время назначаются все встречи, распределяются задания. А далее уже включается принцип «ты и задача»: когда тебе удобно ее решать, ты и работаешь. При этом неважно, откуда ты всё делаешь (из офиса, дома, в кафе) и когда (утром, днем, ночью).

В этом кроется некая привилегия программистов — я свободен и работаю не от звонка до звонка. Но есть и опасность того, что работаешь всё время, голова загружена рабочими вопросами круглые сутки.

В программировании задачи появляются быстрее, чем ты их можешь обработать. Так что, сколько бы человек ни приступило к их решению и с какой скоростью они бы ни выполняли свои обязанности, всю работу переделать невозможно. Поэтому очень важный навык для руководителя отдела программистов — уметь расставлять приоритеты и браться в первую очередь за самое нужное и важное, не тратя время. Также, если что-то не получается сегодня, можно отложить это на завтра. Проблем нет. Но многие попадают в дофаминовую ловушку: то, что ты делаешь, — тебе нравится. И каждый следующий шаг приносит определенное удовлетворение и удовольствие. Это кайфово, однако, как я говорил выше, нужно вовремя остановиться.

Про штрафы и премии

Поскольку я считаю, что программирование — творчество в определенном плане и в коллективе важна доверительная атмосфера, ни о каких штрафах не может быть и речи. Никто не будет делать по-настоящему классный продукт и фонтанировать идеями, работая из-под палки. Так что штрафов у нас нет.

Премии бывают, но редко. Здесь есть тонкий момент: премией можно навредить работе – внести смуту в коллектив, когда одному сотруднику ее дали, а второму нет.

Если хочется выдать премию, нужно очень четко сформулировать, что является тем результатом, за который можно получить поощрение. С четким позиционированием сложно: когда делаешь новые штуки, точно не знаешь, что толкового из этого получится.

Поэтому, если видно, что человек здорово работает, не боится новых задач, у него есть интересные предложения, лучше повысить его в должности или увеличить зарплату.

Про зарплату

Что касается зарплаты человека на моей должности, руководитель отдела хранилища данных для продуктовой аналитики может получать от 250 тысяч рублей до 400.

Эти цифры актуальны для Москвы. Но после пандемии многие компании переживают смену политики: зарплаты по всей России стали выравниваться. До 2020 года за одну и ту же работу в нашей сфере специалисты в регионах получали меньшие деньги по сравнению с программистами в столице. Теперь же удаленный или гибридный режим работы (работа и в офисе, и из дома) нивелировали эту географическую разницу. В новых реалиях, в общем-то, без разницы, где находится человек: в Москве или Владивостоке. Всё равно главное — результат.

Корректор/литредактор: Варвара Свешникова
Иллюстрации: Istockphoto