Работа за спасибо: как добиться благодарности за свою работу

7 способов получить признание

14 391

Казалось бы, зачем благодарность, если зарплату платят исправно? По умолчанию вы молодец, раз вас не увольняют, повышают и балуют корпоративными плюшками. Но нормально и естественно хотеть, чтобы молчаливое признание иногда становилось громогласным «спасибо».

Проведем простую аналогию. Два человека счастливо женаты уже 18 лет. На фоне статистики разводов — по умолчанию в паре любовь. Но ведь приятно слышать друг от друга «я люблю тебя», хотя бы в годовщину свадьбы!

А если без лирики, благодарность от работодателя или руководителя:

  • укрепляет профессиональную самооценку, что положительно отражается на качестве принимаемых решений, способности творить, внушать доверие клиентам и заказчикам;
  • доказывает, что вы всё делаете правильно, выбрали подходящую вам специальность, возможно, нашли свое призвание;
  • повышает мотивацию к работе благодаря дофаминовым «поглаживаниям по эго», вызывает желание и впредь заслуживать благодарность;
  • помогает расти в глазах коллег, взаимодействовать с ними на равных (особенно если вы новичок в профессии или в компании);
  • способствует карьерному росту — ведь руководитель не раз признавал вслух ваши заслуги, и никто не станет спорить с тем, что вы сильный кандидат на повышение.

Подход «в лоб» не работает с благодарностью. Вы едва ли испытаете удовольствие от «спасибо», если его перед этим пришлось два часа выпрашивать у начальника, который — в силу особенностей характера или недостатка менеджерского опыта — не считает нужным хвалить и благодарить сотрудников.

Расскажем, как действовать аккуратно и при этом добиваться благодарности за свою работу.

Давайте повод для благодарности

Иногда можно сделать чуть больше, немного превзойти ожидания, чтобы удивить коллег или начальника. От удивленного человека, которого вы буквально застали врасплох своим энтузиазмом или экспертизой, проще получить признание заслуг.

А если серьезно: возможно, ваша отличная работа воспринимается как «среднестатистическая норма», потому и не вызывает благодарности. Если вы окажете помощь, которая не входит в ваши обязанности, и услышите «спасибо» — велика вероятность, что начнут чаще благодарить и по другим поводам.

Позиционируйте себя как эксперта

Открыто делитесь с окружающими своими знаниями, знакомствами и лайфхаками. Не стесняйтесь при этом произносить «я». Всё больше полагаясь на вашу мудрость, экспертизу и опыт, люди начнут замечать ваше присутствие и вклад в общее дело. Кроме того, если у вас попросили совета — будет как минимум невежливо не поблагодарить, когда он пригодится.

Рассказывайте о своих задачах, результатах и достижениях

Звучит и выглядит странно, если сотрудник на каждой планерке норовит вставить «Это Я сделал!». Даже если заслуги действительно принадлежат ему — со стороны это похоже на хвастовство. Действуйте тоньше, например:

  • заведите профессиональный блог и кидайте ссылки на свои удачные статьи в рабочие чаты;
  • выступайте экспертом для статей в отраслевых изданиях и делитесь с коллегами ссылками на них;
  • ведите дневник-рефлексию на страницах в соцсетях (естественно, с соблюдением политики конфиденциальности и других корпоративных правил) — на вас наверняка подписаны несколько коллег, они прочитают эти тексты и сделают мысленные пометки о вашем вкладе в общую работу.

Благодарность не будет молниеносной в духе «О точно, это же ты сделал, спасибо!», но коллеги и руководитель привыкнут к мысли, что вы ценный специалист, у которого появляются интересные идеи, который способен на решительные действия. Это хороший фундамент для благодарности в будущем.

Ведите собственные проекты

Ищите, выбирайте или придумывайте проекты (необязательно большие), результаты которых вы сможете назвать «своими». Даже если опасаетесь провала — попробуйте взять ответственность за результат, и в случае успеха признание и благодарность руководителя или коллег будут неизбежны.

Планируйте регулярные «чекины» у руководителя

Бронируйте в расписании руководителя хотя бы 10–15 минут раз в месяц, которые вы посвятите обсуждению ваших стратегических задач. (Важно: не текущих или рутинных, но значимых для компании или отдела!) Готовьте убедительные мини-отчеты, рассказывайте об успехах, о которых вашему начальнику в силу занятости неизвестно, а затем — просите обратную связь.

Даже самый толстокожий начальник, скорее всего, поймет намек. А щедрыми — в том числе на похвалу и благодарность — все любят быть.

Чаще благодарите сами

Атмосфера всеобщей доброжелательности возникает, когда в коллективе есть хотя бы один человек, который пытается ее создать. Если не верите, начните с чего-то попроще: например, в начале рабочего дня кидайте коллегам бодрый мем для поднятия настроения или станьте тем, кто организует поздравления для именинников. Вы заметите приятное — в свой собственный день рождения получите множество поздравлений, а каждое рабочее утро будет начинаться с шуток, мемов и улыбок от коллег.

Аналогично с благодарностью: каждый, кого вы хотя бы пару раз искренне и аргументированно поблагодарили, начнет вскоре признавать ваш вклад в общий результат.

Предложите руководителю завести чат благодарности

Возможно, вам и самим есть кого похвалить и поблагодарить: начальника, коллегу, делопроизводителя, курьера или внештатного фрилансера. Предложите руководителю создать специальный корпоративный чат, в котором все желающие смогут сказать аргументированное «спасибо», а все остальные — кинуть соответствующие случаю эмодзи и гифки.

Пользу ощутят все, а лично вы будете чаще получать благодарность — просто потому, что у людей появится удобный инструмент для этого.

Иллюстрация: Featureflash Photo Agency / Shutterstock