Как я стал зарабатывать в четыре раза больше. Три истории о жизни и деньгах

«У меня панический страх вернуться назад, к гнилым овощам и отстойным работам»

57 966

Всегда хочется зарабатывать больше, и некоторым это удается. Три человека рассказали нам, чего им стоило поднять свой уровень дохода, от чего пришлось отказаться, как они тратят деньги и что чувствуют, оглядываясь назад.

С 60 до 250 тысяч. Марина, 26 лет

Я привыкла подрабатывать со школьного возраста, правда, не всегда это было продуктивно. В 14 лет с одноклассницами делали декоративные маски для одного магазина при театре. Там их продавали по две-три тысячи рублей –– а нам доставалось по 600–900 рублей за экземпляр. Тогда это были деньги, как-то купила себе крутые наушники на гонорар с одной маски.

В 16 устроилась на сезонную работу экскурсоводом в Петергофе. За месяц удавалось заработать до 12 тысяч. Часть денег уходила на дорогу до парка, остальное я спускала на еду, одежду и походы в кино с подругами. Всё лето чувствовала себя взрослой и значимой, могла не брать денег у родителей. Потом наступила осень, и я вернулась в школу.

Первая серьезная и постоянная работа случилась со мной в 19, уже после переезда в Москву.

Со второго курса родители больше не могли поддерживать меня финансово. Я начала охоту за дополнительными стипендиями и устроилась работать в кафе. Десятичасовая смена выходила мне в тысячу рублей, удавалось совмещать с институтом. Из минусов: администраторка постоянно перекладывала на меня часть своей работы и в целом пренебрежительно относилась ко всему персоналу. Плюсы: на этой работе я быстро сбросила лишний вес и обрела хоть какой-то доход на косметику, еду, одежду.

Потом подрабатывала промоутером на городских мероприятиях, была секретарем в иностранном посольстве и администратором в детском центре. Нигде не задерживалась дольше года –– выгорала или не устраивало руководство. Доход всегда был минимальным или только приближался к среднему, да и в целом в найме всегда было непросто.

Нормальные деньги появились несколько лет назад. Перелом случился тогда, когда я отказалась от спонтанных подработок, которыми перебивалась всю жизнь и с которыми не видела будущего, и параллельно с чем-то денежным начала заниматься текстами. Как всегда хотела.

Сперва писала бесплатно для небольшого медиапроекта, потом случайно попала на радар одного крупного СМИ и стала получать деньги за работу над нативными материалами.

Вывод, который я тогда для себя сделала, –– нужно браться за любые возможности в той сфере, которая тебе интересна. Даже если не платят или платят совсем мало.

Потом пару месяцев поработала редактором в офисе окологосударственного медиа, разочаровалась и ушла писать для пиар-агентства.

Благодаря работе в пиаре мой уровень жизни сильно вырос: смогла позволить себе съехать из общежития и снимать жилье, путешествовать, помогать семье. Всё это –– на стартовые тогда для моей позиции 60 тысяч в месяц.

Каждый год мой доход рос примерно на 20 тысяч, плюс бывали премии. Теперь в офисе я получаю 120 тысяч в месяц, но вместе с подработками (я продолжаю работать как редактор-фрилансер) доходит до 250 тысяч. Мотивацию для работы искать не приходится –– радует стабильный доход и интересные задачи.

Самое приятное в новом финансовом положении –– могу есть всё, что захочу. В худшее время я покупала по скидке подгнивающие овощи в магазине возле общаги, а теперь могу позволить себе любые продукты, доставку или поход в ресторан. А еще я смогла оплачивать психолога. Это сильно изменило мою жизнь.

А еще я стала лучше выглядеть. Видимо, из-за нормальной еды, жилищных условий, возможности посещать частных врачей и ухаживать за собой.

Однако, ведя новый уровень жизни, я принимаю новые условия игры. Работы много, иногда мне кажется, будто в моей жизни нет ничего, кроме нее. После «смены» в агентстве я начинаю работу над сторонними проектами, сплю по четыре-пять часов в день, потом такой же день начинается заново. Но психолог помогает найти баланс.

Два года назад мама продала нашу квартиру в Петербурге и внесла бó‎льшую часть за студию на окраине Москвы для меня. Я только закончила выплачивать ипотеку, но теперь нужно делать в ней хоть какой-то ремонт. Также последние два года я помогала выплачивать долги семьи, давала им деньги на врачей, ремонт и так далее. Несколько месяцев назад я перестала систематически помогать родителям и теперь больше думаю над собственным бюджетом.

У меня есть панический страх вернуться назад, к гнилым овощам и отстойным работам. Из-за долгов, семьи и собственных хотелок мне не удалось накопить ни рубля. Если что-то случится, я не смогу поддержать тот уровень жизни, к которому успела привыкнуть.

Я не ностальгирую ни по каким аспектам бедности, мне вообще кажется, что все настоящие удовольствия я распробовала, только получив на это достаточно денег.

В этом году я дала себе слово научиться финансовой грамотности: сейчас как минимум 15% в месяц откладываю на инвестиционный и два накопительных счета.

Я думаю, что долго зарабатывать адекватные деньги может только тот, кто занимается любимым делом в хорошем месте. Найти такое место и такое дело –– большая удача. Моя чудесная работа, например, для меня стала случайностью. Ведь, по сути, карьерному и финансовому развитию препятствует всё вокруг. Когда ты студентка, ты не ходишь на пары, потому что пропадаешь на проходной работе. Которая нужна, чтоб ты не померла с голоду. Такая работа не дает нужных профессиональных качеств, прогулянные пары –– тоже. Так можно навечно застрять в трудовом нигде.

Для начала карьеры я считаю идеальной ситуацию, при которой труд приносит хотя бы малые деньги и прокачивает навыки, необходимые для профессии мечты.

С 15 до 250 тысяч. Артем, 42 года

[Текст отредактирован после подписания Федеральных законов от 05.12.2022 № 478-ФЗ и от 05.12.2022 № 479-ФЗ.]

У меня очень широкий круг общения, но так получилось, что большинство друзей младше меня на 10–15 лет, поэтому я и сам надолго завис в ощущении на «20 с чем-то».

По специальности я учитель математики, этим и занимался. В основном частным образом и в онлайн-школах. Ставил достаточно низкую цену за урок и относился соответственно. Нет, в целом все говорят, что я классно преподаю, но иногда мог с похмелья не встать и отменить занятия или даже проспать звонок ученика в дверь. Мне не казалось критическим зарабатывать 15–30 тысяч в месяц. Мы снимали комнату в спальном районе Петербурга, моя половина ренты окупалась неделей расслабленного преподавания, готовили простую еду или заказывали фастфуд, одевались в секондах.

Пять лет назад Илья закончил аспирантуру и полностью сосредоточился на карьере. Я стал замечать, что с новым доходом ему не очень комфортно жить в коммуналке на окраине и ужинать дешевыми гамбургерами. Он стал гораздо серьезнее, перестал зависать на вечеринках, делал мне иногда дорогие подарки.

Через несколько месяцев я стал испытывать ужасную неловкость по этому поводу. Также я вспомнил, что давно хотел сделать лазерную коррекцию зрения и купить машину. Но даже таких вещей не мог себе позволить.

Я устроился на полставки в частную школу (конечно, это практически джекпот — была срочная вакансия и меня взяли без рекомендаций, просто за харизму и знание предмета), обновил профили на репетиторских сайтах, поднял цену. Прежним ученикам не стал поднимать цену — понимал, что это моя ответственность и теперь надо просто очень много работать.

Я сразу же поставил планку — не зарабатывать меньше 100 тысяч. Со второго месяца (когда подраскрутил обновленные анкеты на репетиторских ресурсах) это стало получаться. Сейчас я работаю в школе на полную ставку за 70 тысяч в месяц и каждый будний вечер даю от двух до пяти уроков.

Воскресенье у меня расписано полностью под консультации и уроки. Суббота — выходной. Только сон, выходы в город или однодневные поездки.

Последний год я стабильно получаю 200–250 тысяч в месяц. Пока не хочу инвестировать в жилье, так как это достаточно длительная перспектива; мы просто снимаем отличную квартиру, где есть всё необходимое, чтобы хорошо отдыхать после работы. А еще мне нравится смотреть, как растут цифры на моих накопительных счетах. Нравится покупать хорошую одежду, органические продукты, жертвовать деньги фондам и организациям, в чью деятельность я верю, и проводить отпуск с максимальным комфортом. Конечно, иногда я скучаю по голодным автостопным путешествиям, но думаю, летом будет не проблема покататься так пару недель в качестве приключения и напоминания, что ты сам выбираешь дорогу.

С повышением дохода ко мне наконец пришло чувство самостоятельности: если со мной что-то случится, не придется побираться по друзьям. Кроме того, я теперь отчетливо вижу параллель между временем и доходом. Когда появляются незапланированные свободные часы, стараюсь инвестировать их в здоровье (плавание и теннис) или карьеру (вебинары по методикам преподавания).

С 20 до 80 тысяч. Татьяна, 24 года

Всю студенческую жизнь (а это бакалавриат и магистратура) меня поддерживали родители. Понятно, что речь не шла о больших возможностях, но 20 тысяч на еду и первые нужды выходило, плюс я не платила за жилье. Я пыталась иногда подрабатывать: то была хостес в чайной, то преподавала китайский в языковом клубе, то делала переводы с китайского. Но, во-первых, это приносило достаточно мало денег, а во-вторых, я катастрофически не умею совмещать два дела и забрасывала учебу. Я владею китайским языком, и мне всегда казалось, что логично монетизировать именно этот навык, строить вокруг него свою карьеру.

За год до выпуска из магистратуры я впервые задумалась, чего хочу на самом деле. Один друг мне тогда рассказал про создание и тестировку игр и приложений. Не знаю, как это происходит, но я сразу поняла — мое. Так как никогда в жизни подобным не занималась, разослала письма во все компании данного профиля, из нескольких мне ответили, в две пригласили на бесплатную стажировку.

Я выбрала маленькую компанию с меньшими перспективами, но идеальной атмосферой. Мы быстро подружились со всеми. Меня обучали разным вещам в сфере телефонных приложений, проводить там пару вечеров в неделю было классно, но на новогоднем корпоративе я сказала, что мне пора писать диплом и больше пока приходить не смогу. Мне сразу же предложили подработку на дом — тестировать приложения и присылать отчет, если есть какие-то баги. С этого я получала дополнительные три тысячи в месяц, но тогда даже такая сумма была для меня ощутимой.

После защиты диплома меня позвали в компанию на ставку. Изначально я получала 60 тысяч рублей. По характеру я была не очень уверенной в себе, и выражение «синдром самозванца» — полностью про меня. Я отдаю себе отчет, что это совсем не огромная зарплата для Москвы, но почему-то я никогда не рассчитывала даже на нее. Тем более тогда у меня было не так много обязанностей, и я никак не могла понять, за что мне все эти деньги.

Однако уровень жизни изменился: я смогла снять жилье, сама оплачивать походы к врачам (у меня не очень хорошо со здоровьем) и больше ничего не просить у семьи в материальном плане. Пожалуй, это и есть главное, что я заработала, — независимость.

Теперь я в компании уже несколько лет, зарабатываю 80 тысяч. Работаю помощником проджект-менеджера и имею перспективы карьерного роста. На мне — координирование переводчиков, дизайнеров, айтишников. В общем я должна следить за процессами и отвечать за готовый продукт. Теперь у меня много работы, и я больше не чувствую, что деньги приходят «просто так».

Вообще, изменение финансового положения помогло мне поменяться и внутренне. Я знаю, что нахожусь на своем месте, делаю классную работу и имею тот уровень жизни, который заслуживаю.

Думаю, выход на неплохой заработок — череда случайных событий: знакомство с гейм-разработчиком, выбор маленькой компании, отличный коллектив и быстро развивающийся интерес к моей сфере работы.

Сейчас мы больше сосредоточены на приложениях по математике для детей. У нас следующая философия: человеку не менее важно быть математически грамотным, чем грамотным в привычном смысле слова (уметь писать и читать). Приложение формирует базовые навыки и умение математически мыслить, что важно для дальнейшего понимания экономики, личного бюджета, бизнеса. Мне максимально близки эти идеи, пожалуй, поэтому настолько комфортно в компании — я знаю, что мы работаем над важными и нужными вещами.

У меня самой долго было не очень хорошо с пониманием бюджета — скупала просто огромное количество дорогой корейской косметики, на которую годами могла только смотреть.

Естественно, некоторая часть мне не подошла — надо было заранее посоветоваться с косметологом. С другой стороны, это прекрасное моральное чувство, когда можешь себе что-то позволить впервые потому, что заработала. Наверное, оно даже стоит затраченных денег. Также впервые сделала окрашивание волос в крутом и дорогом месте, сама оплатила себе отпуск. Опять же — это про независимость от других и ответственность за себя. Это те чувства, которые стимулируют меня работать и зарабатывать больше.

Я много лет жила на 20 тысяч, поэтому меня стало немного напрягать, что трачу все 80, не совсем было понятно, куда именно уходит разница в 60. Я взяла квартиру в ипотеку на 20 лет и поставила себе цель как можно скорее ее погасить. Теперь половину зарплаты отдаю за квартиру, на половину неплохо живу.

Корректор/литредактор: Варвара Свешникова
Фото: Deacons docs/Shutterstock