«Бутафор — человек, который создает иллюзию»

Заведующая бутафорским цехом рассказывает о своей работе

21 203

Я родом из Прокопьевска и с детства была очень инициативной. В нашем подъезде всегда было много детей. Я постоянно устраивала концерты, раздавала им стихи и песни, и они все у меня выступали. Мне кажется, я ходила на все кружки в городе, особенно на творческие. Всегда любила учиться, успела получить три абсолютно разных образования. В итоге пришла к тому, что хочу что-то делать своими руками.

«Когда ты работаешь на проекте, то выходных вообще может не быть»

Ажмегова Мария Александровна – Заведующая бутафорским цехом Прокопьевского драматического театра
Ажмегова Мария Александровна
Заведующая бутафорским цехом Прокопьевского драматического театра

У меня есть экономическое образование, опыт работы по профессии. Уйдя в декрет, я увлеклась разными видами рукоделия, в основном скрапбукингом. Понравилось работать с бумагой, что она податливая и это дает простор для творчества. Затем, когда закончился декретный отпуск, я стала самозанятой, начала работать на себя, но начался коронавирус, и заказы сошли на нет. Тогда я случайным образом узнала, что в наш театр требуется бутафор. Пришла сюда и попросилась на стажировку, через две недели меня приняли на работу.

С тех пор прошло чуть больше года. Мне нравится, что здесь каждый день не похож на другой. Это абсолютно другая планета, в которой собрались интересные и творческие люди. Я не могу сказать подобного о своей старой работе экономистом, где всё было распланировано на три года вперед. Все эти задачи, числа и бумажки вгоняли меня в депрессию.

Бутафор — человек, который создает иллюзию. Для этой работы необходимо иметь творческое и абстрактное мышление, ведь всегда нужно понимать, как сочетаются между собой различные краски, сколько ткани необходимо для обтяжки какой-либо декорации. Важно знать, как сделать из подручных материалов вещи, неотличимые от настоящих.

Расскажу, как вообще всё устроено. Когда к нам приезжают режиссер-постановщик с художником-постановщиком, собирается технический совет, где присутствуют заведующие всех цехов — бутафорского, столярного, монтировочного, пошивочного, гримеры, свет, звук. Начинается обсуждение проекта, художник демонстрирует свои эскизы и проговаривает с каждым нюансы. После детального обсуждения начинается процесс просчета необходимых материалов. После их утверждения и закупки начинается творческий процесс, который всегда идет в диалоге с художником-постановщиком и остальными цехами.

Некоторые путают профессии бутафора и реквизитора. Реквизиторы хранят и выдают на спектакли то, что изготовили мы. Они должны следить за состоянием реквизита, вовремя делать протирку, раскладывать всё по местам во время репетиций и спектаклей.

Обычно мой рабочий день начинается с подготовки к утренней репетиции, которая всегда назначена на 11 часов. Иногда реквизиторы приносят наши же изделия, которые требуют ремонта или подкраски. Кроме этого, естественно, имеются и бумажно-волокитные вещи, которые касаются меня, так как я заведующая цехом. При этом самое ценное — что в нашей работе не бывает одинаковых дней. Никогда не знаешь, какое задание дадут или что принесут. Мы практически не касаемся тех процессов, которые связаны с деятельностью режиссера, взаимодействием с актерами. Нас направляет художник-постановщик, бывало даже такое, что он работал рядом с нами непосредственно в цеху.

Прокопьевский театр очень современный. Здесь всегда реализуются какие-то интересные проекты, абсолютно нет рутины, рядом — неординарные личности, у которых можно учиться. Мы следим за мировыми тенденциями, освещаем внутренние театральные процессы через социальные сети и стараемся привносить что-то новенькое, чтобы привлечь зрителя.

В нашем репертуаре много современной драмы. В том числе в ноябре состоится уже ставшая традиционной театральная лаборатория. Во время нее наш театр работает как резиденция — к нам приезжают разные режиссеры, которые за короткий срок должны подготовить, отрепетировать и представить зарисовку будущего спектакля. Работа бутафоров и других производственных цехов в это время сильно ускоряется, жизнь буквально кипит. Естественно, в сжатые сроки ты всё делаешь буквально на коленке, но в этом есть своя прелесть.

Конечно, мне нравится работать над большими проектами, когда есть разноплановость — в том смысле, что мы не сделали что-то одно и отошли в сторонку, а есть определенный список задач, которые можно распределить по цеху. Обычно во время подобной работы много всего добавляется на ходу — это тоже своего рода челлендж. Вообще, разные нетривиальные задачи вдохновляют. Например, недавно нужно было сделать объемную голову быка. Все мы видели этих животных и прекрасно представляем, как они выглядят. Но я не скульптор и не архитектор, чтобы взять и вырезать нужную фигуру из бесформенного куска материала, даже не каждый человек с художественным образованием с этим справится. Но после изучения фотографий и анатомии животного получилось.

По сути, мы остаемся невидимками. Бутафоры — всего лишь руки художника-постановщика, в голове которого рождаются идеи, как должен выглядеть спектакль. Но мне совсем не обидно. Я больше ассоциирую себя с закулисным персонажем. Для меня быть реализованной — это быть нужной. Чтобы твоя работа приносила кому-то пользу. Когда мы сдаем спектакль, вижу, как всё взаимодействует, слышу благодарные отзывы зрителей — я это чувствую. Моя работа позволяет мне чувствовать себя реализованной, именно за это я ее люблю.

«Бутафор — человек, который создает иллюзию»

Корректор/литредактор: Варвара Свешникова
Фотографии: Алексей Павлов