Что делать, если на работе опять всё поменялось

3 стратегии поведения

1 196

Одно из самого неприятного на работе — «переменчивость» руководства: еще вчера вы прорывались сквозь все преграды к одним целям, а сегодня утром вам озвучили другие. Например, KPI почти достигнуты, но вам поставили новые. Действительно, вот как к этому относиться? Расскажем, как переживать неприятные, даже болезненные перемены — и оставаться продуктивным и полезным сотрудником.

Как вами манипулируют на работе

Как это бывает

Большинство авторов учебников по менеджменту советуют руководителям компаний не менять на ходу утвержденные и принятые командой ориентиры работы — цели, дедлайны, сформированные процедуры. Обычно руководители этому совету следуют… Точнее, следовали — года два назад, до пандемии. Тогда изменился контекст и компании столкнулись с необходимостью подстраиваться под любую неожиданную ситуацию, чтобы оставаться на плаву.

Скорее всего, ваше начальство меняет ориентиры по следующим причинам:

  • Цели утратили актуальность. Например, перед компанией стояла задача выйти со своими продуктами на рынок США… Дальше понятно: когда-нибудь, но не сегодня.
  • Цели перестали быть реалистичными и достижимыми. Например, руководители и владельцы мечтали завоевать 20% рынка, а сейчас понимают, что хорошо бы свои 10% не потерять, «подарив» китайским конкурентам.
  • Просто потому, что руководство в панике и ему так спокойнее. (Думаете, не бывает? Ошибаетесь!)

Хуже всего, когда на движение к прежним целям у компании, команды и лично вас ушло много усилий и вы даже достигли некоторых успехов.

Главный принцип работы в найме прост: решать не вам. Если к обсуждению новых целей вас не привлекали, то либо смиритесь и «делайте», либо уходите.

В текущих экономических условиях не стоит действовать сгоряча. Прежде чем принимать решение об уходе, дочитайте статью и примерьте на себя советы.

Если ситуация внештатная и для всех (включая руководство) неожиданная — дайте своей компании шанс. Но если цели, приоритеты, процессы, технологии и даже топ-менеджмент в компании меняются часто — это постепенно снижает самооценку, деморализует и приводит к выгоранию. Изучайте рынок и целенаправленно ищите новую работу мечты.

Итак, руководство объявило о «смене курса». Что делать?

Выдохните

  • Буквально: сделайте несколько медленных вдохов и выдохов, во время которых не совершайте резких движений. Не надо прямо сейчас разбивать о стену офисную кружку, писать HR-специалисту заявление об увольнении и вслух комментировать интеллектуальные способности руководства.
  • Найдите над чем посмеяться (или чему улыбнуться). Это может быть перекошенное лицо вашего непосредственного начальника, которому тоже поменяли утвержденный план. Или абсурдные формулировки новых целей. А безопаснее всего будет посмеяться над самим собой — слепым исполнителем, который на достижении прежних целей чуть язву и развод себе не заработал.
  • Fake it til you make it — то есть притворитесь, что резкая смена курса не выбила вас из колеи. Делимся лайфхаком. Представьте, что вы персонаж любимой компьютерной игры или герой оскароносного фильма (Джеймс Бонд тоже подойдет.) Уж он-то постоянно попадает в непредвиденные ситуации и вынужден «перестраиваться» на ходу! Притворитесь им и ведите себя так, чтобы вызывать у условного зрителя симпатию и восхищение. Талантливая актерская игра даже вас самих может убедить, что вы справитесь. (Спойлер: вы в любом случае справитесь.)
  • Найдите «жилетку». Проговорив вслух несогласие с новой политикой руководства, вы почувствуете облегчение. Будьте бдительны: выбирайте в качестве слушателя того, кому полностью доверяете.
  • Спросите себя: «Что самое плохое для меня и моей работы в том, что цели изменились?» Время, ушедшее на прежние цели, потрачено напрасно? Ладно. Есть риск не достичь новых целей из-за каких-либо ограничений (например, сроки короткие)? Что ж, вряд ли из-за этого уволят ценного специалиста.
  • Примите как факт, что у вас стресс, — и осознанно завершите цикл. Напоминаем, что «бороться» бесполезно, ведь стресс — врожденная реакция адаптации (физической или психической). Но выйти из этого состояния можно с помощью небольшой кардионагрузки (прогулка быстрым шагом), слез, смеха или поверхностного, но приятного разговора с малознакомым человеком.

Сторгуйтесь

Важно! Торговаться, то есть договариваться, вы будете не с руководителями: на высшем уровне всё уже решено. Вам предстоит договориться с собой, смириться с переменами, пропустить их через себя — и при этом не утратить мотивацию, смысл работы и доверие к непосредственному начальнику.

  • Поищите объяснения изменившимся целям. Так устроены люди: нам проще принимать реальность, если она понятна. Возможно, не самое бестолковое руководство старается в том числе ради вас, ищет выход из кризисной ситуации, чтобы не пришлось сокращать сотрудников и закрывать бизнес.
  • Найдите за целями ценности. Даже если квартальные, полугодовые или годовые цели/приоритеты изменились, смысл вашей работы наверняка остался прежним — обеспечивать людей хорошим продуктом, решать их проблемы. Если вы разделяете ценности компании, то смену курса переживете.
  • Сформулируйте пользу, которую вы — при желании — можете найти в новых целях: что в процессе достижения будет вам интересно? чему можно будет научиться? где прячется повышение или скрыты возможности для самореализации? Например, вам бы и в голову не пришло учить китайский или не по карману отправиться в Поднебесную в качестве туриста — но руководство поставило задачу найти в Китае поставщиков. Затруднительно, зато полезно для специалиста по закупкам или развитию.
  • Спросите у руководителей про новую систему мотивации. Если цели поменялись, как они теперь привязаны к вашему доходу и перспективам? Наверняка вам всё еще есть ради чего стараться.

9 фраз, которые начальник не должен вам говорить

Виртуальный ассистент по поиску работы

Карьерный ассистент сервиса Работа.ру поможет не упустить вакансию. Заполните короткую анкету — карьерный ассистент найдет самые подходящие свежие вакансии и откликнется на них вместо вас. Работодатели, получившие отклик, свяжутся с вами по телефону или в мессенджере и предложат обсудить вакансию. Вам останется выбрать лучшее предложение.

Подключить

Действуйте

Стоп! Не бегите достигать новых целей сразу. Есть отличный мем про медленную улиточку, который актуален для кризисных времен.

Статья на медиа «Просто работа»

Источник

Подождите, пока страсти улягутся, и убедитесь, что завтра не придется делать что-то принципиально новое.

  • Уточните детали. Тезисно перефразируйте новые цели в письме, отправьте его непосредственному руководителю и получите ответ-подтверждение «Да, всё верно». Проясните: прежние цели действительно отложены/отменены или всё-таки остаются актуальными, но не приоритетными? Подобная переписка частично застрахует вас от начальников-самодуров, и вы не упустите из виду второстепенные задачи.
  • Обсудите с руководством дополнительное или переобучение, если оно необходимо для достижения новых целей.
  • Если вы по природе своей «планировщик» (не сканер, не хаотик, а человек системный и организованный) — сядьте за составление плана: процесс станет вашим лекарством от тревоги. Если планировать вы не любите, хотя бы сделайте список из трех-четырех ближайших задач. При этом запретите себе вопросы «Почему так?» и «За что это мне?» — смотрите только вперед.
  • Подумайте, какие наработки и промежуточные достижения по прежним целям помогут вам быстрее достичь новых.
  • Помогите коллегам пережить этот момент/день/кризис. Парадоксально, но люди лучше справляются с трудностями, когда ненадолго забывают о себе и начинают сопереживать другим или активно им помогать. Пока будете убеждать друзей по работе, что конец света не случился, — найдете веские аргументы, которые убедят и вас.

Корректор/литредактор: Варвара Свешникова
Иллюстрация: JuSun / IStock