Сколько на самом деле платит за вас компания, в которой вы работаете?

Как узнать, платит ли компания налоги и взносы за вас

10 313

Часто можно услышать, что официальное оформление сотрудников невыгодно компаниям, поэтому они стараются использовать серые схемы. Разобрались, сколько работодатель на самом деле тратит на зарплату сотрудников.

Какие налоги платит работодатель за сотрудника?

На самом деле в отношениях между сотрудником и работодателем есть только один налог — НДФЛ (налог на доходы физических лиц), который составляет 13%. Например, если зарплата по трудовому договору 35 тысяч рублей, то на руки сотрудник получит 30 450 рублей, потому что заплатит НДФЛ.

НДФЛ отправляется в региональные и местные бюджеты, то есть бóльшая часть остается в регионе, где зарегистрирован работодатель. На эти деньги местные власти ремонтируют улицы, благоустраивают дворы и приводят в порядок инфраструктуру.

Надо сказать, что НДФЛ — это деньги сотрудника, а не нанимателя. Например, в США работники сами платят этот налог в конце года. В России работодатель делает это за сотрудника под контролем налоговой. Требования действительно строгие: НДФЛ отправляют в бюджет на следующий день после выплаты зарплаты, иначе Федеральная налоговая служба (ФНС) сразу выписывает штраф в 20% от суммы налога.

Тогда почему работодатели говорят, что платят много налогов за сотрудников?

Потому что выплаты за сотрудников не заканчиваются НДФЛ. Кроме этого, работодатели перечисляют в бюджет еще 30% от суммы в качестве страховых взносов:

  • 22% — обязательное пенсионное страхование;
  • 5,1% — обязательное медицинское страхование;
  • 2,9% — выплаты за материнство и временную нетрудоспособность;
  • 0,2% — выплаты за травматизм.

Давайте вернемся к примеру с зарплатой в 35 тысяч по трудовому договору. С этой суммы удерживают 13% в качестве НДФЛ — 4550 рублей. Плюс 30% уходит на страховые взносы — 10 500 рублей. Сам сотрудник на руки получает 30 450 рублей.

Получается, что работодатель каждый месяц отправляет в бюджет 15 050 рублей. В году 12 месяцев, значит, за год только на налоги за одного сотрудника компания тратит 180 600 рублей, плюс еще 365 400 рублей идет на саму зарплату. Поэтому работодатели и говорят, что платят много налогов за работников.

Почему лучше получать белую зарплату?

Некоторые предприниматели шутят, что страховые взносы — это спонсирование пенсионного фонда. В какой-то мере это действительно так. Именно с этих денег формируются пенсии нынешних пенсионеров и больничные для тех, кто не может временно работать. Поэтому важно работать на белые компании, которые отчисляют в бюджет все положенные налоги и взносы.

Например, официальная зарплата сотрудника — 12 800 рублей, а остальное в конверте. Если он заболеет и несколько месяцев проведет в больнице, то больничный ему оплатят исходя из белой части зарплаты. Скорее всего, работодатель не согласится заплатить остальное.

Но на рынке труда не все компании платят всю зарплату официально. По разным оценкам, 30–40% работодателей предпочитают работать с серой зарплатой, то есть когда официальная часть минимальная, а остальное платят в конверте.

К сожалению, сотрудники не всегда могут выбирать, по какой схеме им работать. Директор компании «Трудовой арбитраж» Ильсур Киямов считает, что работники должны повышать профессиональный уровень, чтобы получать белую зарплату:

«Ситуация двоякая. Можно понять бизнес, который тратит большие деньги на налоги и взносы. Не каждый сохранит рентабельность при такой нагрузке. Поэтому компании работают по серым схемам. Но и работники имеют право на то, чтобы получать все деньги вбелую. Мне кажется, что надо становиться хорошим специалистом. По моей практике я вижу, что крупные предприниматели стараются работать официально. Им нужны квалифицированные кадры, и они готовы к официальному трудоустройству».

Если официальную работу найти не получается, то надо самостоятельно позаботиться о будущей пенсии. Например, начать откладывать деньги на сберегательный счет или вносить их в накопительный пенсионный фонд.

Как узнать, что работодатель платит налоги и взносы?

Это можно делать через налоговую службу и пенсионный фонд. Зарегистрируйтесь на сайтах организаций и через личный кабинет отслеживайте своего работодателя. Проверяйте, как он платит НДФЛ, и контролируйте состояние своего пенсионного счета.

Еще информацию про налоги и взносы проверяют на сайте госуслуг. В личном кабинете есть разделы налоговой службы и пенсионного фонд.

Зачем работодатель просит, чтобы я стал самозанятым или ИП?

Каждый предприниматель пытается сократить издержки, в том числе налоги и взносы. Если переводить сотрудников в режимы ИП и самозанятых, то уменьшается процент налогов и сумма страховых взносов. Но сам сотрудник при этом может пострадать.

Риски самозанятых

По закону самозанятый имеет право сотрудничать с бывшим работодателем, если с момента увольнения прошло более двух лет. Поэтому нельзя просто так расторгнуть трудовые отношения и начать сотрудничество по новой схеме. ФНС это заметит, и проблемы появятся у обеих сторон: штрафы и доначисления налогов.

Самозанятые не отчисляют страховые взносы, поэтому можно забыть про пенсию и больничные. Плюс работодатель имеет право в любой момент перестать работать с человеком — и трудовой кодекс не защитит.

Риски индивидуальных предпринимателей (ИП)

Эта схема теперь встречается всё реже из-за появления самозанятых, но некоторые компании ее еще применяют. Суть в том, что ИП платит только 6% в качестве налогов и обязательный взнос 40 874 рубля в год для формирования пенсии. Обычно эту сумму берет на себя компания. Работодателю выгодно работать с ИП: налоги и взносы меньше.

Самому сотруднику такие схемы не всегда подходят. Во-первых, компания имеет право в любой момент уволить сотрудника-предпринимателя. Во-вторых, если работодатель пропадет и не заплатит взносы, то работнику придется самому разбираться со взносами и налогами.

Ильсур Киямов предупреждает, что такие действия незаконны:

«В моей практике были случаи, когда сотрудники становились ИП и были довольны. Работодатель брал на себя все вопросы бухгалтерии, а люди получали больше. Но есть и обратные случаи, когда людей заставляли переходить на такие схемы. Это незаконно и трактуется как принуждение к увольнению».

____

Если работодатель заставляет вас стать самозанятым или ИП, вместо того чтобы заключать трудовой договор, то хорошо подумайте, подходит ли вам это. С одной стороны, появляется возможность больше зарабатывать и сотрудничать с несколькими компаниями. С другой — придется разбираться с вопросом налогов и пенсий, а трудовой кодекс уже не поможет. Потому что это не трудовые отношения.

Если вам угрожают увольнением за отказ перейти в новый статус, то обратитесь к юристам по трудовым спорам. Вы имеете право подать в суд и защитить себя от необоснованного увольнения.

Иллюстрация: ILXphoto / Shutterstock