«Вам сейчас удобно?», или Вежливость в деловой переписке

WhatsApp, «Телеграм», «Фейсбук» или просто позвонить?

3 780

Один знакомый американец, поселившийся в России по делам своей фирмы, как-то сказал мне, что народ, каждый день использующий слова «здравствуйте» и «пожалуйста», вызывает у него восхищение. «Боже, ребята, как вам удается такое выговаривать! — качал он головой. — Мало того, что язык сломаешь, так еще и длинные какие слова: “па-жа-лу-и-ста” — вместо “плиз”. Да я на середине уже засыпаю!» В общем, резюмировал удивленный иностранец, русским действительно приходится постараться, чтобы быть вежливыми. Вспоминаю об этих словах каждый раз, когда в ответ на свои длинные и вежливые деловые письма получаю от заказчиков или партнеров ответы из двух слов или двух букв, вроде «Наберите завтра» или «ОК».

Есть мнение, что деловые письма — они на то и деловые, чтобы быть краткими, и все эти «будьте любезны» лишь отнимают время.

Возможно, так оно и есть и излишние расшаркивания в деловой переписке не нужны, так как часто отвлекают от главного. И всё же, как любила повторять моя бабушка, вежливость, конечно, не добродетель, но в жизни пригодится. Так что я готов потратить несколько лишних секунд на то, чтобы написать «спасибо, что ответили» или «будьте добры».

Проблема в том, что в цифровую эпоху стандарты вежливости очень быстро меняются. Раньше всё было проще: там придержишь входную дверь и пропустишь девушку вперед, здесь добавишь в письме «простите, пожалуйста» или «очень приятно» — и дело в шляпе. Теперь же все эти старомодные поклоны и извинения, которым учила меня бабушка, никого особо не волнуют. Например, у появившихся совсем недавно новых каналов и способов бизнес-коммуникации свой этикет и, нарушив его, можно легко прослыть грубияном — а по старой памяти не хотелось бы.

Можно было бы, конечно, использовать и старые способы, например позвонить, но это уж точно моветон.

Возможно, в этот самый момент человек на другом конце провода как раз допаивает сверхновый ракетный двигатель или заключает миллионную сделку — а тут ты со своим непрошеным звонком.

Я никогда до конца не понимал, что не так с тем, чтобы позвонить в рабочее время по рабочему вопросу, но со временем смирился. Теперь сначала надо написать сообщение, например: «Людмила, вам сейчас удобно разговаривать?» или «Петр, я могу вам позвонить?» — и, только получив утвердительный ответ, можно попробовать набрать номер. Хотя лучше вообще этого не делать — многие клиенты, партнеры и даже коллеги предпочитают теперь переписку живому разговору. А настаивать, конечно, невежливо.

Корпоративная электронная почта тоже потихоньку уходит в прошлое, правда по причинам, далеким от этикета. По крайней мере, мой опыт последнего года на удаленке показывает, что большинство оперативных вопросов решаются теперь исключительно в мессенджерах. Но тут возникает коварный вопрос: в каком мессенджере писать сообщение?

Однажды я решил подстричься и пошел в парикмахерскую недалеко от дома. На крыльце стояла девушка, явно выскочившая покурить (под накинутой на плечи курткой был виден фартук парикмахера), и говорила кому-то по телефону: «…так он мне надоел, Люб, сил моих нет. Что ты, спрашивает, хочешь на 8 Марта. Я говорю, ну я же в скайпе тебе написала. Так он разорался: “Какой скайп, ну какой скайп?? Я же, говорит, и в контакте есть, и в фейсбуке, и в вотсапе, и в телеграме, я везде есть! Какой скайп, я тебя умоляю, ты бы еще в аську написала!” В общем, я трубку бросила, думаю: да пошел ты! Да и пусть! Пусть удаляет меня из друзей. Да наплевать. В телеграме он есть, дебил!» Ну, я стричься, конечно, не стал, пошел домой от греха, лучше, думаю, в другой раз.

Но знаете что? Я часто чувствую себя вот этой самой девушкой-парикмахером. Однажды, чтобы подтвердить важную деловую встречу, я перерыл всю свою переписку до седьмого колена в СМС, почте, вотсапе и мессенджере фейсбука. Слава богу, человек, с которым я встречался, встревоженный моим молчанием, написал сам — оказалось, что он пользуется только телеграмом, потому что заботится о безопасности своей переписки, и в результате мне пришлось выслушать целую лекцию про шифровальные ключи, которые есть только там и которые ни разу в жизни меня до этого не интересовали. Так в моей жизни появился телеграм — именно в качестве мессенджера, который я использую по работе, до этого я только читал в нем разные каналы. При этом рабочие чаты с коллегами у нас в вотсапе, а еще у меня есть несколько авторов, которые общаются исключительно в мессенджере фейсбука, — главное, ничего не перепутать и, конечно, ни в коем случае никого не беспокоить звонками.

Итак, чтобы быть вежливым, надо писать сообщения. Именно писать, потому что голосовые сообщения в рабочей переписке, по моему убеждению, точно находятся за пределами добра и зла, а уж тем более вежливости.

Но тут возникает еще несколько проблем. Первая зовется изящным английским словом «фетфингеринг» и знакома каждому, чьи пальцы толще размера букв на виртуальной клавиатуре смартфона, то есть практически всем. Жизнь теперь действительно висит не на волоске, а дрожит на кончиках пальцев: один раз в рабочем чате с Очень Важной Девушкой, согласовывая текст за час до отправки в печать, я вместо «Это последняя правка?» написал «Это последняя правка!» — после чего Девушка замолчала навсегда.

В другой раз, вымаливая у автора текст после того, как прошли уже все дедлайны, я написал «Осень надо!», а потом, заметив ошибку, добавил: «Очень». Текст в результате я прождал еще неделю, а вот погода испортилась сразу же — слава богу, никто не знал, что это моя вина.
Хорошо бы, конечно, никуда не спешить, но скорость жизни неумолимо растет, а с ней и количество опечаток, среди которых попадаются весьма обидные. И тут непонятно, что хуже: вечный кошмар всех, у кого есть коллега Юля — второпях набирая это имя, часто попадаешь в соседнюю букву «б», — или автокорректор, который обожает исправлять «Дорогая Машечка!» на «Дорогая чашечка!».

Ну и наконец, вишенка на торте: «разговаривая» сразу с несколькими людьми в мессенджерах, случайно послать сообщение «не в то окно». И если, когда я написал начальнице по ошибке «Чуть помедленнее, дорогая, я за тобой не успеваю» (фраза предназначалась доброй знакомой, которая постоянно переносила время и место встречи), мы просто посмеялись, то, послав жене сообщение «Эля и Маша уже сняли платья», я с большим трудом смог ее успокоить и объяснить, что речь шла о стилистах (я работаю в глянцевом журнале), которые готовили съемку самых модных платьев месяца.

В общем, жизнь и собственные ошибки научили меня вот чему: во-первых, постараться максимально сократить количество мессенджеров, используемых в рабочей переписке. Во-вторых, не спешить и несколько раз проверить написанное и адресата сообщения.

Конечно, вопросы всё равно остаются. Как, например, вежливее: сразу написать «Игорь, здравствуйте! Как ваши дела? Удалось ли вам посмотреть текст, который я послал две недели назад?» или разделить это сообщение на три части и продолжать, только получив ответ на предыдущую фразу? Вежливо ли писать просто «ОК», чтобы обозначить свое согласие, или лучше по старинке ответить «Хорошо, спасибо большое»? Можно ли писать в мессенджере в нерабочее время — например, поздно вечером? И когда от количества этих вопросов, кажется, вот-вот взорвется голова, я просто беру телефон и звоню.

Извините, дорогие коллеги, если это покажется вам невежливым.

Иллюстрация: pixelrain / Shutterstock