18 вещей, о которых не стоит писать в рабочих чатах и деловых сетях

Чтобы не нажить врагов и не испортить карьеру

10 306

Сначала было слово… в соцсетях и мессенджерах. Потом соцсети стали способом рассказать о себе миру и найти работу мечты. А еще позже мессенджеры превратились в настоящий рабочий инструмент. И с каждым шагом людям приходилось быть осторожнее, чтобы не нажить врагов среди коллег и не загубить карьеру.

Личный бренд: кому нужен и как его построить

Вместе с сетью деловых контактов «Инсайдер» рассказываем, о чем не стоит говорить и писать в рабочих чатах и деловых сетях.

Начнем с очевидного. В рабочем контексте неуместны следующие темы:

  • религия;
  • политика;
  • оскорбительный и взрослый контент;
  • конфиденциальная информация про вас или компанию;
  • критика в адрес руководства компании или непосредственного руководителя;
  • планы уволиться с нынешнего места работы;
  • тексты песен Моргенштерна и группы «Ленинград» (ничего не имеем против их творчества, но, если весь мат заменять на звездочки, пост или сообщение превратятся в звездное небо).

Есть и не настолько явные темы, которые тем не менее не стоит обсуждать с коллегами и подписчиками в соцсетях.

Под запретом в рабочих чатах

В переписке один на один можно обсудить практически всё — если коллега не возражает, а вы уверены, что он не поделится вашими тайнами с остальными. А вот если вы делаете пост на всех, пишете в общий чат или публикуете инсайд в «Инсайдере» — будьте максимально внимательны.

Разногласия и споры

Конфликт на работе — дело обычное, но, обсуждая разногласия в общем чате, вы рискуете лишь усугубить проблему. Неудачные формулировки могут неверно истолковать, не вовлеченные в ситуацию коллеги подтянутся с собственными мнениями, обсуждение разделит людей на три лагеря:

  • тех, кто за вас;
  • тех, кто против;
  • тех, кто возмущен, что им мешают работать.

Если не согласны с коллегой по рабочему вопросу — обсудите это лично. Например, предложите созвониться в Zoom (если трудитесь удаленно) или прогуляйтесь до соседнего стола с примирительной чашкой кофе.

10 признаков работодателей, от которых надо бежать без оглядки

Упоминание и критика коллеги

Правило о том, что хвалить стоит публично, а критиковать — наедине, актуально и для онлайн-коммуникаций. Избегайте прямой критики и саркастических намеков при всех.

Упоминая коллегу, обращайтесь к нему напрямую — иначе получится, что вы его с кем-то обсуждаете в его присутствии. Не «Иван обещал скинуть документы и, видимо, забыл», — а «Иван, помнишь про те документы? Они нам очень нужны».

Важные объявления

Новые сообщения появляются в рабочих чатах почти со скоростью света. Если для вас важно о чем-то оповестить всех и каждого — сделайте это более официально, по электронной почте.

Если же нужна еще и обратная связь (мнения, ответы на вопрос), то настройте уведомление о прочтении — и никто из коллег не сможет уклониться от летящей в него информации, даже неприятной.

А если вы хотите поведать о чем-то профессионально важном всему миру — напишите инсайд в «Инсайдере» и поделитесь им во всех соцсетях.

Неважные мелочи и ненужные детали

Отчитываясь перед коллегами или руководителем в простейших действиях, обсуждая с одним-двумя коллегами вопрос, который не касается остальных, — вы отнимаете их время. Рассказывать о деталях, которые не повлияют на конечный результат или итог обсуждения, тоже не стоит.

Пароли и доступы

В крупных компаниях сотрудники приходят и уходят, и пока вы отправляете пароли от базы знаний, почты, личных кабинетов в разных сервисах новому человеку, из общего чата еще не успели удалить его предшественника, чем-то обиженного... Чтобы избежать неприятностей, высылайте пароли в личной переписке.

Обсуждение здоровья, личных и бытовых проблем

Эти темы засоряют эфир, отвлекают от рабочих вопросов. Кроме того, руководство может предположить, что:

  • вы недостаточно мотивированный сотрудник;
  • работа, карьера и повышение не являются вашими приоритетами;
  • вам не стоит доверять серьезные проекты и задачи, потому что у вас много личных проблем.

Тест: Что ваше рабочее место может о вас рассказать?

Под запретом в деловых соцсетях

Под деловыми соцсетями мы будем подразумевать LinkedIn, «Инсайдер». Сюда же отнесем «Фейсбук» — если представители вашей профессии сосредоточены и активны именно в нем. Так, для digital-сообщества «Фейсбук» является профессиональной соцсетью.

Самореклама

Многие профессионалы умело используют деловые соцсети для самопродвижения, но прямая самореклама никому не интересна — в лучшем случае. В худшем — вызывает аллергию и желание от вас отписаться.

Помогайте, а не продавайте! Вместо того чтобы хвастаться успехами, рассказывайте о пользе, которую принесли. Если посетили дорогостоящий мастер-класс, не пишите, каким суперпрофи вы стали. Поделитесь инсайтами, которые вам принесло обучение, или инструментами, которые будут полезны не только вам, но и подписчикам.

Тем более не стоит репостить на свои деловые страницы специальные акции, которые проводятся в вашей компании, объявления о «Черной пятнице» и тому подобную рекламу. Даже ее можно подать вскользь, дополнив чем-то полезным.

Чужие тексты на любую тему

Порой кто-то другой удачно делится мыслями, которые легко могли бы прийти и в вашу светлую голову. Велик соблазн выдать чужие идеи и открытия за свои, но лучше всё-таки указать источник — и проявить себя не только профессионалом, но и гением нетворкинга (возможно, однажды вас упомянут в ответ).

Год окончания вуза

Лучше не указывать в деловых соцсетях год окончания учебы, если только начинаете свою карьеру или прямо сейчас претендуете на повышение и ответственную должность. Не заполняйте соответствующую графу и если вы слишком квалифицированный специалист для работы, к которой стремитесь, или в вашей профессиональной сфере распространены стереотипы о возрасте.

Репосты и объявления о конкурсах и розыгрышах

Приглашения поучаствовать в подобном и сами по себе раздражают. Но вы окончательно испортите себе репутацию, если за активностями скрываются мошенники, которые распространяют вредоносные программы или выманивают у людей конфиденциальные данные.

Рассказы о детях и фото кошечек-собачек

Есть мнение, что профессиональную страницу стоит «оживлять» рассказами о хобби, проделках домашних питомцев, фотографиями из поездок и тому подобными личными темами. Но вряд ли с этим мнением согласится рекрутер, которому нужно быстро найти серьезного профессионала на высокую должность.

В деловых сетях публикуйте контент, который характеризует вас как профессионала: например, фото с выставок, переговоров, на рабочем месте.

Впрочем, возможны исключения. Например, уместными будут:

  • фото членов семьи, если вы работаете в семейном бизнесе;
  • поздравление членов семьи с повышением или новой работой, а также приличествующая ситуации гордость за них;
  • фото с благотворительного мероприятия;
  • рассказ о чем-то, что произошло с вашим ребенком или с кем-то из близких, — если из ситуации вы вынесли бизнес-урок;
  • фото с общественного или экологического мероприятия, где вы выступали волонтером.

Под запретом и в рабочих чатах, и в деловых сетях

Жалобы

У всех людей случаются взлеты и падения. У большинства компаний бывают сложные времена. В обоих случаях жаловаться на жизнь и экономическую ситуацию с позиции профессионала и работника недопустимо. В соцсетях ваш пост может навлечь на компанию еще больше проблем, а к вам как к специалисту приклеится ярлык «неэффективный нытик». В рабочих чатах пострадает репутация в глазах руководства.

Если приходится писать о проблемах, старайтесь делать это конструктивно: сразу рассуждайте о решениях.

Веселые картинки, мемы, пранки и шутейки

Порой хочется разрядить обстановку чем-то бодрым и смешным или сложно удержаться от репоста смешного видео из паблика, на который вы подписаны.

Не потакайте себе! Рабочий чат должен оставаться рабочим — то есть помогать сотрудникам быстро договариваться. Профиль в деловой соцсети должен оставаться профессиональным — то есть помогать работодателям разглядеть ваш потенциал. Делитесь мемами во «ВКонтакте» или в специальном рабочем чате, предназначенном для отдыха и неформального общения с коллегами.

Контент из сомнительных источников

Если вы считаете, что нет ничего предосудительного в репосте или «нейтральном» пересказе спорной темы на вашей странице, — вы ошибаетесь. В половине случаев эти действия будут истолкованы не в вашу пользу. Так, репост по умолчанию воспринимается как одобрение и даже с опровергающим комментарием возникнет впечатление, что вы не считаете источник сомнительным.

Проверяйте профили и сайты, информацию с которых пересказываете или репостите. Если не уверены в источнике или достоверности информации, не делитесь ею — или найдите более надежный источник.

Аналогично с рабочими чатами: старайтесь не засорять их непроверенной информацией, иначе прослывете паникером в глазах руководства и «хайпожором» — среди коллег.

Критика клиентов или насмешки

Не рубите сук, на котором сидите, — даже в рабочих чатах, откуда «сорока» клиенту может на хвосте что угодно принести. Неосторожный рассказ о забавной ошибке клиента на странице в соцсетях может аукнуться вашей компании потерей этого клиента, а вам — наказанием вплоть до увольнения.

Старайтесь разглядеть в действиях и словах клиентов позитивное намерение, а если не удается — в публичном поле держите свое мнение при себе.

Порочащие вас сведения

Маловероятно, что за ироничный рассказ о ваших подвигах на новогоднем корпоративе вас уволят: что было в Вегасе — остается в Вегасе, но ровно до тех пор, пока с вашей же подачи не станет предметом обсуждения в рабочих чатах.

С деловыми соцсетями понятно — там не место:

  • откровенным фото;
  • признаниям в том, что на работе сказались больным из-за приезда троюродной бабушки;
  • рассказу о том, как прогуляли половину занятий по бухучету (при этом работаете бухгалтером).

Чужие и свои зарплаты

Обсуждать чужое — бестактно. Хвастаться своим — рискованно: руководство может счесть, что переплачивает вам; коллеги станут завидовать. А будете горевать о невысокой зарплате вслух — прослывете неэффективным нытиком (эффективные-то стараются и премии зарабатывают!).

Даже смеяться над собственной расточительностью рискованно: вы можете обидеть коллег или подписчиков, финансовая ситуация которых сложнее. Обходите молчанием тему денег, а также дорогих покупок — и в рабочих чатах, и в деловых соцсетях.

Необоснованные советы

Если кто-то болен или попал в беду, ему следует обратиться за профессиональной помощью. И до тех пор, пока вы не врач, не юрист, не диетолог, не финансовый советник и не психолог, — воздержитесь от желания дать совет. Если коллега или подписчик сам о нем попросит, не забудьте оговориться, что опираетесь на уникальный личный опыт или на информацию из источников, которые считаете надежными.

10 тем, которые нельзя поднимать на собеседовании никогда

Писать или не писать: простой проверочный чек-лист

Если сомневаетесь, стоит ли писать сообщение в рабочий чат или на страницу в деловой сети, — спросите себя:
Это связано непосредственно с работой?
Это характеризует меня как профессионала?
Это звучит в позитивном и конструктивном ключе?
Я хотел бы, чтобы это было размещено на первой полосе самых популярных изданий в моей профессиональной сфере?

Четыре раза ответили «да» — начинайте писать!

Корректор/литредактор: Варвара Свешникова
Фото: id-work/iStock