Есть ли проблемы у программистов?

31 467

Программисты находятся на верхушке рейтингов самых высокооплачиваемых профессий, и кажется, что проблем с поиском работы у них не возникает в принципе. Есть ли у такой сладкой жизни оборотная сторона? Вместе с карьерным консультантом разбирались, о чем печалятся небожители карьерных рейтингов.

Не все карьерные консультанты берутся работать с программистами. Это достаточно сложная и специфичная профессия. Я сама обучалась в вузе по инженерной специальности и потом некоторое время работала менеджером проектов в разработке. Так что примерно с 2003 года мой круг общения — это программисты. Это очень помогает понимать, как мыслят эти классные ребята.

Сейчас я работаю карьерным консультантом, и примерно каждый пятый мой клиент — из IT-сферы. И могу сказать, что проблемы, с которыми программисты сталкиваются в жизни и работе, сильно отличаются от проблем большинства других людей.

Какими видят проблемы программистов непрограммисты:

  • «Наш тренажерный зал слишком далеко. Необходимо открыть еще один зал в моем корпусе, чтобы я мог заниматься, не тратя время на ходьбу до него».
  • «Пять из восьми халявных футболок, которые я получил в этом году, черные. Меня это раздражает. Я больше люблю синий цвет».
  • «Когда на корпоративе мы прыгали с парашютом, нам обещали 50 секунд свободного падения, но видео с записью прыжка показывает, что на самом деле там была всего 41 секунда».

Если посмотреть глубже, то проблемы разработчиков можно разделить на три категории:

  1. «Дело не во мне».
  2. «Я логичен, а мир — нет».
  3. Коммуникация.

«Дело не во мне»

Часто карьера программистов начинается рано, в 11–12 лет. Некоторые из них уже к 25 годам добиваются ошеломительных успехов. И если программист делал действительно полезный продукт, то он мог привыкнуть к восторженному отношению. Но то, что считается восхитительным в 15 лет, становится нормой к 23. И если подростку прощают многие оплошности («ну ладно вам, он еще очень молод, научится»), то в какой-то момент обратная связь перестает быть мягкой. И начинаются проблемы.

Теперь то, что он делает, — это норма, которую нужно выполнять регулярно, при этом вписываясь в сроки. Что довольно болезненно. Иногда мозг не рождает ничего, поэтому надо посидеть, подумать и подождать. А тут, как назло, менеджер проектов пишет, что обещал заказчику показать всё уже вчера.

«Я логичен, а мир — нет»

Такие проблемы выходят на первый план к 30 годам у тех программистов, которые стремятся выстроить карьеру. Программисты воспринимают мир логично и думают, что если они будут действовать логично, то их повысят. Но корпоративный мир часто нелогичен и несправедлив.

Реальный пример.

IT-департамент одной хорошей компании в разгар очередного экономического кризиса принял решение оптимизировать штат. В департаменте работали четыре программиста и директор IT-департамента. Среди программистов был тимлид, который получил должность исключительно благодаря знаниям, лидерским способностям и зверской результативности. Кроме этого, он гордился своим чувством справедливости. С его справедливой и непредвзятой точки зрения, директор IT-департамента был нехорошим человеком. К тому же тимлид знал, что тот спит с собственницей компании. А еще один программист из команды постоянно выслуживался и «подлизывался» к директору. Что, с точки зрения тимлида, было дном.

В общем, когда эйчары пришли к тимлиду с вопросом, кого лучше уволить в их отделе, он ответил, что однозначно следует уволить директора IT-департамента и программиста-подлизу. Эйчары удивились — и от удивления поведали об этой истории директору департамента. В результате сократили самого тимлида, «подлизу» поставили на его место, тот отучился на scrum-мастера и через некоторое время вырос до технического директора. Директор IT-департамента остался на своем месте.

Оказывается, что технические навыки и логика далеко не всегда перевешивают хорошие отношения с начальством — как рабочие, так и личные.

Коммуникации

Довольно много программистов уверены, что разговоры с коллегами в целом не нужны — а то и вовсе мешают эффективной работе.

Их можно понять: если ты научился общаться с данными и алгоритмами, то интерес к общению с живыми людьми уходит на задний план. Алгоритмы логичные — здесь всё под контролем. Люди же — главный источник проблем.

Еще один пример.

Одна прогрессивная и технологичная компания решила работать над инновационным продуктом с элементами искусственного интеллекта. Собрали команду из программистов на удаленке — они жили примерно в 500 километрах от головного офиса. Чтобы погрузить программистов в корпоративную культуру, их пригласили в офис. В назначенный час 10 прекрасных разработчиков, которым в ближайшие месяцы предстояло работать над инновационным проектом, оказались в просторном конференц-зале с корпоративной символикой.

И вот слова одного из очевидцев:

«Сидим мы каждый на своем ряду. Один поворачивается и вежливо уточняет: “Вы тоже к 10 утра, по проекту А?” Сосед головой покивал, мол, да-да. И каждый снова отвернулся в свою сторону стены рассматривать. Я говорю:
— Ну можно спросить, кто из какого города приехал?
— Ты что, это последняя тема для разговора, а только 10 утра. О чем мы будем в обед разговаривать?»

Компании — флагманы IT-индустрии уверены, что большинство инновационных, прорывных продуктов придумали умные талантливые люди во время неформального общения. Поэтому в IT-сфере востребованы специалисты, которые занимаются онбордингом разработчиков, адаптацией новых программистов в компании.

Поэтому коммуникации между программистами — скорее не их проблема. Нет потребности — нет проблемы. Это проблема тех, кто хочет получить инновационную технологию, изменить мир и заработать денег. А для этого им необходимо, чтобы программисты общались. Но у самого-то программиста проблемы нет!

Справедливости ради хочу отметить, что эти проблемы пришлось прицельно поискать. Когда программистам прямо задаешь вопрос: «Какие у вас в жизни есть проблемы?» — они говорят, что если и есть какие-то бытовые моменты, то они легко решаются.

Редактор: Наталия Алекса
Корректор/литредактор: Варвара Свешникова
Иллюстрация: Seth Michael / Shutterstock