Как ответить на просьбу «Назовите какой-либо факт, который не указан в резюме»

И примеры удачных ответов

2 093

Собеседование проходит хорошо. Вы нашли общий язык с рекрутером, сумели лаконично и по существу донести основную информацию о своем опыте и достижениях, держитесь уверенно, шутите уместно — и тут звучит вопрос: «Что мне нужно знать о вас, чего нет в резюме?»

Если это не поставит вас в тупик — вы спец по собеседованиям и переговорам вообще. Но многие растеряются. Во-первых, вопрос неожиданный. Во-вторых, человек обычно следит, чтобы в резюме попали только самые значимые факты и каждое слово приближало к работе мечты. Нестыковки объяснил в сопроводительном письме, туда же добавил что-то релевантное для привлечения внимания… Так о чем же тогда спрашивают?

Разбираемся, чего ожидают рекрутеры, как составить удачный ответ на просьбу «Назовите факт, который не указан в резюме» и каких ошибок избегать.

Зачем рекрутеры это спрашивают

  • Оценить скорость вашей реакции и умение приспосабливаться к нестандартным ситуациям
    Если эти качества обязательны для успешной работы (например, вы претендуете на вакансию специалиста техподдержки) — рекрутер обязан убедиться в том, что вас сложно поставить в тупик и в некомфортных условиях вы реагируете доброжелательно.
  • Проверить навыки коммуникации
    Собеседование — процедура стандартизированная: вы знаете, о чем вас спросят, а рекрутер знает, что вы подготовились. Этот вопрос задают, чтобы разорвать замкнутый круг социально одобряемых ответов.
  • Оценить ваш подход
    Если даже на неожиданный вопрос вы отвечаете без запинки, значит, превосходно «подкованы» (например, почитали статьи «Просто работы») и к вакансии относитесь серьезно.
  • Выяснить, что вы за человек за пределами резюме
    Под давлением неожиданных или открытых (и потому сложных) вопросов многие «проявляются» — ведут себя искренне, более непосредственно. В эти моменты рекрутер может составить мнение о том, «впишетесь» ли вы в коллектив и корпоративную культуру.
  • Дать шанс рассказать о том, что для вас важно
    Например, сегодня указывать свои хобби в резюме не принято — если только они не связаны напрямую с работой или не развивают полезные для задач навыки. «Неизвестным фактом» может стать как раз ваше хобби, если вы действительно горите им и вам важно, чтобы об этом знал ваш работодатель.

Как подготовить ответ

1. Составьте список вариантов

Среди них могут быть следующие:

  • Опыт работы, не связанный с профильным: подработки, волонтерская деятельность, фриланс. Важно, чтобы опыт подчеркивал ваши мягкие навыки или указывал на трудолюбие, целеустремленность.
  • Навык. Если резюме составлено по современным стандартам, в нем не указаны отдельно навыки: они «считываются» в блоке про опыт и достижения. Еще может получиться так, что, больше узнав о работе во время собеседования, вы осознаете, что не указали навык, повышающий конкурентоспособность.
  • Профессиональные сертификаты. Даже если они упомянуты в резюме, можно рассказать о том, почему вы стремились их получить и как планируете использовать в работе.
  • Награда или достижение. Поделитесь историей о том, какие трудности вы преодолели на пути к отличному результату.
  • Одна положительная черта, которая делает вас собой и которую трудно отразить в резюме. Приведите пример, который подчеркнет вашу креативность, энтузиазм или упорство.

2. Выберите лучший вариант (и запасной)

Как ответить на просьбу «Назовите какой-либо факт, который не указан в резюме»

3. Подготовьте краткий и четкий ответ

Важно включить:

  • сам факт, пока неизвестный рекрутеру;
  • конкретный пример, если в качестве факта вы указываете что-то абстрактное (если вы «целеустремленный» — опишите ситуацию, когда проявили это качество; если упоминаете, что занимаетесь волонтерством, — расскажите о недавнем мероприятии, в котором участвовали);
  • объяснение, почему вы выбрали именно этот факт и как он может быть связан с работой.

Запишите свой ответ на диктофон и прослушайте: вы сразу заметите лишние детали или неуверенный тон. Продолжительность ответа должна составлять не более двух-трех минут.

Примеры удачных ответов

Полезный навык

«Я специалист по digital-маркетингу, но в резюме не указано, что я также прошел обучение на курсах x и получил сертификат по продуктовому копирайтингу. Навыки, которые я там приобрел, помогут мне лучше продвигать ваш продукт».

Неожиданный навык

«Еще студенткой я успешно прошла курсы по оказанию первой помощи, и навыки оттуда иногда, к сожалению, бывают нужны. На моей предыдущей работе курьеру стало плохо, и благодаря мне он продержался до приезда скорой помощи. Понимаю, что такое случается не каждый день, но мне всегда удается сохранять выдержку в сложных ситуациях. Думаю, это делает меня ценным сотрудником».

Смежный опыт

«Мой опыт в строительстве не ограничивается лишь зданиями и компаниями, указанными в резюме. Однажды я руководил проектом по реставрации исторического памятника. Я готов браться за нестандартные задачи, и меня не пугают трудности».

Неожиданный опыт

«В университете я добровольно проводил экскурсии и участвовал в организации дней открытых дверей для абитуриентов и их родителей. Брался за любые задачи, в том числе вел соцсети и отвечал на многочисленные вопросы. Тогда я научился отличать желания людей от их “болей”, сопереживать и угадывать потребности, рассказывать не про свойства вуза (это тоже своего рода продукт), а про его выгоды. Всё это помогает мне сейчас в работе копирайтера».

Достижения «за скобками»

«На прошлой работе я предложила внедрить систему учета расходов, что сэкономило компании 15% от бюджета. Проект не указан в резюме, но думаю, что этот опыт может быть полезен и вашей компании».

Байки от редакторов, истории, которые нас зацепили, полезные и бесполезные сообщения-«молнии» — всё в телеграм-канале «Просто работы». Не хватает только вас.

Почитать

Волонтерство

«Помимо преподавания своего предмета, я бесплатно организовывал внеклассные занятия по развитию у школьников мягких навыков, например целый год вел дискуссионный клуб для всех желающих. Этот аспект не отражен в резюме, но я верю, что делал важное дело, помогая старшеклассникам “искать свой голос” и формулировать личное мнение».

Событие, которое произошло после отправки резюме на вакансию

«В резюме указано несколько курсов по развитию навыков продаж, но один из них я успешно завершил буквально на днях. Это курс от y по управлению клиентским опытом, и особенно интересным мне показался блок про актуальные тренды в этой сфере».

Абстрактная, но важная характеристика

«Я трудолюбивый и при этом неравнодушный человек. Работой буквально горю. Например, когда пришла на должность офис-менеджера, обнаружила, что документы хранятся как попало, буквально заполняют все свободные шкафы и полки. С одной стороны, в этих условиях было трудно делать свою работу. С другой, повседневных задач было так много, что навести порядок в рабочее время я не успевала, поэтому три недели подряд приходила в офис по субботам. В результате создала удобную систему хранения, систематизации и быстрого поиска любого документа».

Хобби

«Я веду сообщество во “ВКонтакте”, посвященное бегу и участию в марафонах. Там пишу полезные заметки с советами, публикую календарь мероприятий, общаюсь с единомышленниками. Группа выросла с пяти до 80 человек, все участники активные и заинтересованные. Этот небольшой опыт в соцсетях будет полезным для работы организатора мероприятий».

Яркая черта характера

«Свои успехи в продажах я объясняю страстью соревноваться. Я всегда ищу поводы принять или бросить вызов — чтобы победить. В прошлом году впервые участвовал в триатлоне и с тех пор посвящаю тренировкам всё свое свободное время. Каждая серьезная продажа для меня — очередная финишная черта, которую я пересек первым».

Избегайте ошибок

  • Не отвечайте: «Нет таких фактов» — резюме слишком короткий документ, чтобы вместить всю вашу жизнь.
  • Не зависайте. Чтобы потянуть время (и вспомнить заранее заготовленный факт), попросите стакан воды.
  • Не придумывайте, не говорите неправду.
  • Не затягивайте свой ответ, злоупотребляя ненужными деталями.
  • Не пересказывайте должностную инструкцию (этого и в резюме делать не стоит).
  • Не жалуйтесь на бывшего начальника или компанию.
  • Не рассказывайте о неудачах и ошибках: вас о них и так спросят.

Корректор/литредактор: Варвара Свешникова
Иллюстрация: DrAfter123 / iStock