18 фраз, которые не стоит говорить начальнику
И как правильно их заменить
Язык наш — враг наш. Особенно под давлением, в минуты стресса или сильной усталости, а также «на ковре» у руководства. Некоторые неудачные формулировки могут испортить репутацию, отношения с коллегами и начальником.
Почему ваша зарплата не растет
Мы попросили Игоря Шутова, директора по персоналу DSM Group, и Ирину Гусакову, директора по персоналу сети магазинов «Улыбка радуги», перечислить фразы, которые нельзя говорить руководителям. Прочитайте внимательно и запретите себе их произносить. Вместо них запомните фразы-заменители, которые выручат, если отмолчаться будет невозможно.
Что подумает начальник: вы хотите избежать ответственности за свою работу
1. «Я не смогу»
Почему не стоит говорить: Когда вас принимали на работу, отбирали по профессиональным навыкам, опыту и достижениям, внутренней мотивации. Раз пригласили на должность, значит, поверили в вас и вашу профпригодность. Если руководитель — вменяемый человек, а не садист-самодур, поручение, скорее всего, входит в ваши должностные обязанности. Отказываясь от него с формулировкой «не могу», вы признаетесь в нежелании делать (читай: в собственной лени).
Как лучше сказать: «Сделать это будет сложно, потому что… [аргументы]. Кроме того, могут возникнуть неприятные последствия, такие как… [перечислите последствия и риски]. Но мы можем поступить так… [ваши предложения и идеи]».
2. «Это от меня не зависит»
Лучше сказать: «Результат работы зависит не только от меня, но и от усилий всей команды».
3. «Как бы я ни старался, у меня не получается»
Лучше сказать: «Уверен, что приложенные мной усилия дадут плоды в ближайшее время».
4. «Это не входит в мои должностные обязанности»
Почему не стоит говорить: Даже если начальник действительно предлагает задачу за пределами вашей рабочей рутины, такой категоричный отказ он растолкует как:
- лень;
- недостаток субординации (в худшем случае — как личное оскорбление и посягательство на авторитет руководителя);
- отсутствие лояльности к компании и командного духа: раз работу хотят поручить вам, возможно, больше некому или коллеге нужна помощь;
- нежелание развиваться в профессии и творчески подходить к работе.
Ваш отказ начальник может принять вежливо. Он найдет другого исполнителя, но в будущем не станет предлагать вас для повышения или выбивать вам прибавку к зарплате.
Как лучше сказать: «Я был бы рад новым задачам, но тогда давайте обсудим, кому можно доверить часть моих несложных текущих дел, чтобы общий результат не пострадал».
5. «Я работаю как могу»
Лучше сказать: «Я прикладываю максимум усилий, чтобы получить результат».
6. «Я не знаю / не умею»
Почему не стоит говорить: Не знать что-то — нормально и не страшно, даже если речь о ваших профессиональных компетенциях. Уметь всё — и вовсе невозможно. Мир меняется быстро, он постоянно ставит перед специалистами новые задачи. Признаваться в том, что вы чего-либо не знаете или не умеете, — допустимо, но это признание не должно превращать вас в беспомощного ребенка (читай: в проблему для руководителя).
Как лучше сказать: «Я сейчас этого не знаю, но выясню… [укажите срок]». Или: «Я пока не умею это делать, но найду подходящий учебный курс или наставника — и научусь… [назовите срок]». Или: «Из того, что я знаю… [поделитесь информацией, которой владеете]. Остальное выясню».
7. «Хочу с вами посоветоваться»
Почему не стоит говорить: Если вы при этом не приносите варианты решений, то фраза больше похожа на проявление страха, манипуляцию, желание переложить ответственность.
Лучше сказать: «Хочу с вами посоветоваться насчет… [озвучьте проблему, варианты решения, риски и возможности]».
«Царь не настоящий!»: что такое синдром самозванца
8. «Это должен делать не я, а...»
Почему не стоит говорить: Здесь сразу несколько нежелательных моментов. Во-первых, вы будто бы считаете, что можете отдать часть задач соседу или смежному подразделению. Во-вторых, создается впечатление, что руководитель недостаточно ясно донес причину, по которой поручил вам эту задачу. В-третьих, может показаться, что вы не до конца разделяете отношение к делу в вашей компании, ее корпоративную культуру.
Лучше сказать: Ничего. Промолчите. Возможно, новая задача или обязанность станет очередным этапом вашего профессионального и карьерного роста.
9. «Я постараюсь/попробую»
Почему не стоит говорить: Вы уходите от ответственности, потому что фраза подразумевает продолжение: «...но, если не получится, я не виноват». На работе нужно делать, а не придумывать отговорки и оправдания.
Как лучше сказать: «Чтобы выполнить эту задачу, мне потребуется… [обсудите сроки, инструменты, помощников]».
Что подумает начальник: вы не умеете планировать работу и расставлять приоритеты
10. «У меня аврал. Я не знаю, за что хвататься»
Лучше сказать: «Сейчас у меня много стихийных задач, которые мы не планировали ранее».
11. «Меня всё время кто-то отвлекает! Никак не могу приступить к новой задаче»
Лучше сказать: «Сейчас я провожу встречи и планерки с коллегами, чтобы выполнить стоящие передо мной задачи».
12. «Не уверен, что уложусь в сроки»
Лучше сказать: «По этим задачам нужно уточнить сроки».
13. «Я не успел»
Почему не стоит говорить: Либо вам не хватает самоорганизации, либо ваши приоритеты не совпадают с приоритетами руководителя. И здесь не всегда виноват сотрудник: часто это сигнал для начальника, что его модель управления нужно скорректировать — то есть предложить помощь и поддержку, изменить способы обратной связи, вместе выделить наиболее важные задачи, назначить точки промежуточного контроля.
Лучше сказать: «Я не успел и предлагаю… [варианты решения возникшей проблемы]».
Что подумает начальник: вы плохо взаимодействуете с коллегами
14. «Вы не правы»
Почему не стоит говорить: Насколько бы демократичным ни был ваш начальник, подобная фраза, к тому же высказанная публично, ударит по его эго и авторитету. Кроме того, это может быть расценено как провокация.
Как лучше сказать: «Дело в том, что у меня другая информация. Давайте я ее проверю и вернусь к вам, чтобы продолжить обсуждение». Или: «Вы правы в том, что… [найдите в позиции начальника нечто, с чем вы согласны], но есть и другая сторона… [ваша позиция]».
Тест на выгорание: как узнать, сгораете ли вы на работе?
15. «Я ему давно написала письмо, но он пока мне не ответил»
Лучше сказать: «Не всегда удается получить оперативную обратную связь».
16. «Мне кажется, она меня недолюбливает»
Лучше сказать: «Мы приходим на работу, чтобы работать. И мне бы не хотелось принимать участия в интригах и выяснении личных отношений».
17. «Я уже год работаю в компании и до сих пор не знаю, чем занимаются коллеги»
Лучше сказать: «Мне бы хотелось больше узнать о стратегии и планах развития компании, а также о том, чем занимаются мои коллеги. Уделите мне, пожалуйста, немного времени, чтобы рассказать об этом».
18. «...или я увольняюсь»
Почему не стоит говорить: И вы, и руководитель понимаете, что ваш уход и срочный поиск замены создадут для компании проблему. Вы как минимум показываете, что нелояльны к компании, ненадежны и не умеете общаться профессионально, без шантажа, угроз и манипуляций. Ситуация может решиться в вашу пользу, но начальник, скорее всего, начнет искать кого-то на ваше место.
Как лучше сказать: Промолчите. Если же скажете эту фразу вслух — будьте готовы действительно уйти. Если уйти готовы, сначала выберите себе новую работу. А также помогите компании найти замену — это сохранит вашу репутацию.
***
Даже в доброжелательной беседе на корпоративе не стоит рассказывать начальнику:
- о чужих оплошностях (в формате обвинений, жалоб или доноса);
- скуке, с которой выполняете рабочие обязанности;
- подработках, фрилансе, хобби-бизнесе;
- вашем недовольстве «привилегиями», которые якобы есть у другого сотрудника;
- хронических заболеваниях и семейных проблемах, которые прямо сейчас не отражаются негативно на вашей работе;
- ваших политических и религиозных взглядах.
Редактор: Наталия Алекса
Корректор/литредактор: Варвара Свешникова
Иллюстратор: Катерина Морозова