«После работы играть уже не хочется. А надо!»

Каково работать геймдизайнером и как им можно стать

2 430

Я была тестировщиком ПО — занималась поиском ошибок и проверкой функционирования системы. А через пять лет поняла, что хочу сменить работу. Мне всегда нравилось играть в компьютерные игры, поэтому я решила сделать свое хобби профессией. Прошла курс «Геймдизайнер» в «Нетологии» и уже год работаю в компании Sperasoft.

Надежда Осипова – Геймдизайнер в Sperasoft
Надежда Осипова
Геймдизайнер в Sperasoft

В тестировании я преуспевала: работала в отличной компании и получала хорошую зарплату. Но меня всё время не покидало ощущение, что я нахожусь не на своем месте. Каждая неделя начиналась с мысли, что ее надо как-то пережить, а возвращаться после отпуска просто не хотелось. Изо дня в день я как на автомате вставала с кровати и шла на работу. И к концу 2019-го окончательно выгорела.

Тогда супруг настоял на том, что надо сделать перерыв и восстановить силы, и я уволилась. Стала правильно питаться, ходить на разные курсы и гулять с друзьями — в общем, наслаждалась жизнью. Через несколько месяцев захотелось вернуться к работе. Но началась пандемия, которая заставила меня еще немного времени провести наедине с собой и прислушаться к своим желаниям. Я поняла, что возвращаться в тестирование совсем не хочу.

Было страшно в 25 лет снова задавать себе вопрос: «Кем я хочу быть?»

Все мои друзья к этому моменту уже стали лидами команд или экспертами в своей области, а я сидела в съемной квартире и даже не знала, что искать.

Для начала составила список того, чем мне нравится заниматься. Получилось: играть в компьютерные игры, общаться с людьми и что-нибудь объяснять. Я понимала, что нужно идти в игровую индустрию, но не знала, какая именно работа позволит объединить мои интересы. А когда наткнулась на рекламу курса по геймдизайну, сразу поняла: это то что нужно — и записалась на обучение.

Оказалось, что в геймдизайн приходят люди из абсолютно разных профессий: от специалистов из разработки, таких как я, до автослесарей.

После обучения я смогла устроиться в крупную международную компанию, за год доросла до позиции мидл-геймдизайнера и даже переехала вместе с командой в Ереван.

Чем занимается геймдизайнер

Я работаю в компании по разработке компьютерных игр, и у нас много разных проектов. Начинающие геймдизайнеры обычно заняты на одном. Опытные могут вести несколько, но в этом случае работают над уже существующими проектами, поскольку создание игры с нуля требует глубокого погружения и совмещать это очень сложно.

Моя задача на проекте — придумывать контент: функции, или фичи, персонажей, элементы экипировки, карты и режимы игры. Например, когда я придумываю новую функцию, то сначала должна достаточно подробно ее задокументировать и передать остальной команде: инженерам, аниматорам, художникам и саунд-дизайнерам. Я описываю, что это за фича, зачем она нужна, как будет работать и как должна быть визуализирована, как ее можно настраивать и как она сочетается с другими фичами игры. Затем контролирую процесс ее разработки и тестирую получившийся результат.

Но геймдизайнер может выполнять и другую работу. Всё зависит от компании и проекта: в одном он будет режиссером игры, в другом — специалистом по созданию персонажей, а в третьем — машиной по написанию документации.

Ключевая цель геймдизайнера — создать правила игры и сделать продукт «играбельным».

Для этого нужно постоянно развивать так называемую «наигранность»: пробовать популярные новинки, анализировать их и расширять профессиональный кругозор. Хотя после работы играть уже не хочется — а надо! Иначе просто не получится придумывать оригинальные решения и оценить, насколько они конкурентны.

Как проходит рабочий день геймдизайнера

Работа геймдизайнера — это постоянное общение. Поэтому мой рабочий день начинается с проверки писем в почте и сообщений в Slack.

По какому бы графику ты ни работал, с утра тебя всегда ждет гора сообщений.

Затем я смотрю на статусы задач по своим фичам — тем функциям, которые я попросила внедрить. Проверяю готовность и даю фидбэк. А еще смотрю, что нужно «поплейтестить»: какую функцию нужно проверить, работает ли она в игре так, как было задумано.

Потом я начинаю заниматься рабочими задачами. Пишу документацию и настраиваю сущности в игровом движке: режимы, карты и даже наборы объектов, содержащие всю информацию о персонажах вплоть до элементов экипировки. При этом всё время отвлекаюсь на общение с коллегами: нужно постоянно отвечать на их вопросы и давать обратную связь по работе инженеров, художников и аниматоров.

Хорошо, если ты по чуть-чуть разбираешься во всех частях разработки игр. Так намного проще объяснить коллегам, чего ты от них хочешь.

При этом общение проходит преимущественно на английском — без него в геймдеве никуда. Даже если работать в российской компании, знание языка всё равно потребуется. Ведь большинство документации по используемым инструментам есть только в оригинале.

В середине рабочего дня я устраиваю себе 15-минутный перерыв, чтобы выйти на балкон и немного снять стресс. У геймдизайнера высокая ответственность и всегда много работы: помимо основных обязанностей, надо успевать отвечать на все приходящие вопросы, из-за чего часто ощущаешь себя белкой в колесе.

Зато всегда чувствуешь свою причастность к готовой игре, а в этом и заключается суть профессии.

Во второй половине дня начинаются онлайн-встречи с командой. На них мы планируем работу, обсуждаем фичи и результаты плейтестов. Бывают и сессии совместного дизайна: иногда так получается быстрее внедрить какую-то доработку, чем делая это по отдельности.

Условия работы

Работа в геймдизайне, как правило, предполагает гибкий график и удаленку. У нас в компании график зависит от часовых поясов, в которых находятся коллеги. Чтобы пересекаться с командой и другими отделами, нужно обязательно работать по будням и быть на месте в часы, когда проводятся важные встречи, а остальное время можно выбирать самостоятельно. Например, я работаю с 11 до 19:30 по будням.

Удаленка позволяет мне не только экономить время на дорогу, работать в пижаме и всё время хрумкать арбузом. Благодаря ей намного проще соблюдать баланс между жизнью и работой. Главное — правильно всё спланировать. Перед работой я успеваю приготовить завтрак и обед, во время обеда — поесть и приготовить ужин. А после работы сразу сажусь за учебу или занимаюсь спортом. Потом ужинаю, и еще остается время, чтобы встретиться с коллегами в баре или погулять.

У геймдизайнеров периодически случаются переработки, а перед выпуском игры всегда бывают кранчи — тогда вся команда сидит по несколько суток, чтобы успеть всё доделать. Но мне повезло: на моем текущем проекте переработок почти не бывает.

Как стать геймдизайнером

Стать геймдизайнером можно с помощью курсов, а можно самостоятельно читать профильную литературу и смотреть обучающие видео. В любом случае придется усердно трудиться, чтобы получить результат.

У курсов есть одно важное преимущество — это фидбэк, который дают эксперты на твои работы. Когда учишься самостоятельно и знакомых в индустрии нет, то получить такую обратную связь не у кого. А фидбэк и критика — это то, без чего хороший дизайн невозможен.

Не важно, сколько сюжетов и персонажей ты придумаешь и сколько документации напишешь. Если твою работу некому оценить, то расти и развиваться не получится.

Но и одних курсов тоже будет недостаточно. Чтобы устроиться на работу начинающим геймдизайнером, нужно практиковаться в создании игр. Для этого можно участвовать в геймджемах — онлайн-соревнованиях, где команды в течение нескольких дней или даже часов с нуля создают законченную игру. Среди самых популярных — Ludum Dare и GMTK. Опыт участия в таких мероприятиях и примеры работ будут хорошо смотреться в резюме и портфолио начинающего геймдизайнера. Они покажут, что у вас есть все необходимые навыки для работы: умение создать конечный продукт, ставить задачи и координировать работу команды. За полгода можно собрать себе небольшое портфолио из джемовых игр и документации, которого будет достаточно, чтобы подаваться на позицию стажера или джуниор-специалиста.

При этом нужно соответствовать следующим требованиям:

  • Иметь базовые знания — понимать игровые механики и игровой цикл, знать виды монетизации, уметь рассчитывать баланс и владеть основами прототипирования.
  • Обладать «наигранностью» и желанием глубоко разбирать популярные продукты в индустрии.
  • Иметь развитые софт-скилы — особенно навык коммуникации и умение адекватно воспринимать критику.
  • Подготовить портфолио с деконстрактами существующих игр и документацией от собственных проектов.

В остальном всё будет зависеть от требований компании. Когда я устраивалась на первую работу джуниор-специалистом, было достаточно показать базовые навыки: знание теоретического минимума геймдизайна, умение свободно говорить по-английски и логику, которая поможет восполнить пробелы в знаниях. Еще мне очень помог опыт участия в джемах. На второй работе на аналогичной позиции были уже более высокие требования: умение работать с игровым движком, например в Unreal Engine или Unity, понимание процессов разработки и коммерческий опыт.

Чтобы устроиться на первую работу, я прошла собеседование с HR-менеджером и командой. Но после испытательного срока выгорела: нагрузка была слишком большая и, чтобы состыковаться с командой, начинать приходилось в семь утра.
Поэтому я уволилась, а пока отдыхала, меня захантили в Sperasoft.

Отбор на вакансию джунор-специалиста может проходить по-разному, но чаще всего состоит из трех этапов:

  1. Тестовое задание, которое проверяет базовые профессиональные навыки. Обычно оно подбирается под специфику проекта: например, если позиция предполагает создание контента для игры, то попросят ознакомиться с игрой и написать концепт для нового уровня.
  2. Собеседование с HR-менеджером. Он проверяет софт-скилы, личностные качества и ожидания кандидата. Это помогает убедиться, что человек сработается с командой, а его интересы совпадают с интересами компании.
  3. Собеседование с командой. Обычно на нем присутствуют ведущий геймдизайнер и продюсер проекта. Они проверяют конкретные хард-скилы под проект и в целом смотрят на образ мышления: умение анализировать и делать выводы.

С поиском первой работы мне повезло: я просто откликнулась на вакансию и через неделю получила оффер. Но это скорее исключение. Чаще всего требуется больше времени и попыток. Например, моя одногруппница прошла 15 отборов, прежде чем ее взяли на работу.

Чаще всего джуниор может устроиться на проекты, где требуется разработка контента для уже существующей игры. Обычно там есть гайдлайны, правила составления документации и описаны все ограничения, поэтому высокой квалификации не требуется. Другой вариант — пойти работать плейтестером. Начав с тестирования игр, можно получить опыт в индустрии и разобраться в процессах разработки. А со временем перейти на позицию геймдизайнера внутри компании.

Сейчас из-за геополитической обстановки найти джуниор-позицию стало сложнее. Начинающему специалисту нужно быть активнее и обязательно рассматривать вариант бесплатной стажировки, которая позволит получить опыт. Даже если в интересующей вас компании таких предложений нет, всегда можно напрямую написать HR-менеджеру и предложить свою кандидатуру.

Байки от редакторов, истории, которые нас зацепили, полезные и бесполезные сообщения-«молнии» — всё в телеграм-канале «Просто работы». Не хватает только вас.

Почитать

Карьерные перспективы и зарплата

Карьерный рост в геймдизайне происходит как и в других IT-профессиях — по системе уровней. Здесь также есть джуниор-, мидл- и сеньор-специалисты.

Уровень геймдизайнера определяется его самостоятельностью. Джуниор-специалисту нужна постоянная помощь в работе и контроль ментора. Со временем он становится самостоятельнее и переходит на уровень мидл-специалиста: может сам провести весь цикл создания фичи и проверка его работы требуется только в конце этапов. А когда геймдизайнер может абсолютно самостоятельно принимать решения, брать за них ответственность и давать взвешенный и понятный фидбэк другим членам команды, то он уже считается сеньор-специалистом.

Время, которое требуется на достижение уровня, зависит от специфики задач на проекте и частоты их выполнения. А условия перехода между позициями в разных компаниях могут различаться. Например, я стала мидл-специалистом примерно через год после начала карьеры. На первых порах боялась подойти к незнакомому инженеру, чтобы спросить, как работает фича, и плакалась об этом лиду, а теперь могу спокойно сама поставить задачу любому инженеру.
Зарплата геймдизайнера обычно привязана к его уровню, но сильно зависит от компании. Когда я искала работу в Питере, встречала вакансии джуниор-специалистов от 30 до 150 тысяч рублей.

Геймдизайнер обычно работает по трудовому договору и является полноценным членом команды разработки. Но при достижении определенного опыта может уйти и на фриланс. В этом случае он выступает как приглашенный эксперт в разных компаниях: занимается улучшением процессов и создает документацию в уже существующей команде.

Плюсы и минусы работы

Я люблю свою профессию за то, что каждый день она ставит передо мной новые испытания: соскучиться не удается! Здесь всегда есть сложные задачи, над которыми приходится подумать, есть возможность проявлять свою креативность и создавать продукт, который нравится людям. Среди других плюсов этой работы, конечно: гибкий график, айтишные плюшки и возможности релокации.

Но есть и минусы. Во-первых, это большой стресс. Я не знаю ни одного геймдизайнера, который бы не выгорал. За красивой картинкой скрывается сложная работа: это огромное количество общения и потенциальных конфликтов, преследующий тебя синдром самозванца, часы и даже дни непрерывного написания документации.

Геймдизайнеру необходима высокая стрессоустойчивость и готовность к тому, что выгорание рано или поздно наступит.

Во-вторых, успех твоей работы сильно зависит от команды. Бывает, что коллеги оказываются понимающие и дружелюбные, а бывает, что приходится постоянно отстаивать свои границы и пресекать токсичность. Мне с командой очень повезло: хотя у нас у всех разные характеры, опыт и желания, мы научились договариваться и обсуждать проблемы. А после релокации, когда все лишились возможности видеться с друзьями, мы стали друг другу еще ближе.
Но самым сложным для некоторых геймдизайнеров оказывается то, что родные и близкие не воспринимают их профессию всерьез. Сравнивают с одноклассниками, которые стали врачами и предпринимателями, и считают, что геймдизайн — это просто игрушки. Но у меня не так: мои родители и мой муж — заядлые геймеры. Для них моя профессия — это волшебство. Поэтому каждый раз они с нетерпением ждут, когда я покажу им свою новую игру и они смогут в нее поиграть.

Корректор/литредактор: Варвара Свешникова
Иллюстрация: SiberianArt / IStock