23 Февраля и 8 Марта: стоит ли праздновать «гендерные» праздники на работе?

И дарить или не дарить подарки коллегам и начальству

1 159

Еще 10–15 лет назад вопрос о том, праздновать или не праздновать 8 Марта и 23 Февраля, в коллективах — рабочем и дружеском — даже не стоял. Но времена меняются: рынок труда постепенно захватывают миллениалы и зумеры, которым эти дни не кажутся безобидным поводом повеселиться и порадовать друг друга подарками. Разбираемся, когда отмечать «гендерные» праздники в офисе уместно, а когда стоит сделать глубокий вдох — и спокойно работать дальше.

С чего всё начиналось…

Традиция праздновать среди друзей, на работе и дома День защитника Отечества и Международный женский день уходит корнями в советские времена. Она закрепилась в детских садах и школах, где соответствующие «гендерные» утренники помогали воспитателям и учителям показать детей в наилучшем свете: вот, мол, какие ребята талантливые и дружелюбные — песни друг другу поют, танцы друг для друга репетируют, подарки с помощью родительских комитетов готовят — и все счастливы.

Государство, со своей стороны, поддерживает эту традицию, назначая соответствующие дни выходными. И пока для одних такой выходной — повод выспаться, отдохнуть или съездить на прогулку в соседний город, другие с энтузиазмом организуют застолья дома или в кафе.

…и как эти дни воспринимаются теперь

Исторически «мужской» праздник возник как дань уважения воинам, а «женский» — как манифест за равноправие полов.

Повестка первого остается актуальной, но размывается: защищать отечество могут не только мужчины. А в борьбе за равноправие полов женщины добились достаточно многого, чтобы 8 Марта стало ассоциироваться с весной, не с феминизмом, и ведь весну могут праздновать в том числе мужчины.

Пока сотрудники постарше в эти «философские дебри» не суются и просто радуются передышке от рабочих будней, люди помоложе воспринимают взаимные «гендерные реверансы» как сексизм и пережиток прошлого.

Чаша весов пока склоняется в пользу празднований и подарков. Так, согласно опросу, проведенному Работой.ру в феврале 2023 года, в 76% российских компаний есть традиция поздравлять коллег в «гендерные» праздники.

Почему компании организуют празднования

Далеко не каждая компания выделяет бюджет на подарки и застолья, переводит денежные премии — но во многих организациях руководство поддержит сотрудников, если те решат провести чаепитие, выбраться в ресторан или обменяться букетами, сладостями, сертификатами. И вот причины.

  • Праздники в честь 23 Февраля и 8 Марта помогают ближе познакомить сотрудников друг с другом, укрепить командный дух — особенно если все охотно участвуют в подготовке.
  • Оба праздника приходятся на период холодов, метелей, короткого светового дня, простуд, авитаминоза и потому могут улучшить настроение сотрудников в ожидании весны.
  • Праздники могут стать поводом выразить признательность сотрудникам или коллегам, рассказать об их достижениях и подчеркнуть участие в общем результате.
  • В некоторых компаниях сам по себе праздник — способ сообщить сотрудникам, что в компании всё хорошо: есть деньги на подарки и ресторан, есть возможность «переключить» часть команды на «неприоритетную» задачу.
  • Практика красиво, изобретательно и душевно отмечать любые праздники работает на укрепление репутации компании и усиление ее HR-бренда — а это помогает в конкуренции за кадры.

Если в вашей компании принято праздновать: это часть корпоративной культуры, мероприятия проводятся за счет работодателя и в них активно участвуют руководители, — присоединяйтесь! Степень вашего участия может быть минимальной: например, поприсутствовать на общем собрании, похлопать после речей руководителей или посидеть в ресторане в течение часа. При этом отказ от участия может быть воспринят плохо: вы станете сотрудником, который «не вписывается» в коллектив, не разделяет общие ценности и не стремится эффективно взаимодействовать с коллегами.

Если же любые праздники в вашей компании — инициатива самих празднующих, читайте дальше.

Праздновать стоит, если…

  • Значительная часть вашего коллектива — люди старше 30 лет.
  • Результаты неофициального опроса показывают, что большинство сотрудников за праздник, и у вас есть основания верить в их искренность. А также идею поддерживают неофициальные лидеры мнений.
  • Праздник не превратится в формальность и «обязаловку» — хотя бы потому, что он не отмечался в предыдущие годы.
  • Естественным путем образовалась «могучая кучка» добровольцев, которые рады взять организацию праздника на себя: придумать сценарий, купить подарки, забронировать кафе, сочинить поздравительные стихи или номинации для шутливого награждения.
  • Компания проходит через сложный период: слияние, острая борьба за клиентов, необходимость противостоять санкциям, выход на рынок сильных конкурентов, технологический скачок в отрасли и т. д. Праздник поможет сместить акцент на положительные моменты: какой у вас замечательный коллектив, какие мудрые руководители, как хорошо вы понимаете друг друга — и укрепит всех в мысли, что компания справится с любыми трудностями.

Байки от редакторов, истории, которые нас зацепили, полезные и бесполезные сообщения-«молнии» — всё в телеграм-канале «Просто работы». Не хватает только вас.

Почитать

Праздновать не стоит, если…

  • Вы работаете в сфере, где социальные тренды приживаются быстро: например, в IT, маркетинге, рекламе и PR, в искусстве, сфере развлечений и массмедиа.
  • Значительная часть вашего коллектива — люди младше 30 лет.
  • Неофициальный опрос показал: большинству всё равно, будет праздник или нет. У многих свои планы на выходные дни и предшествующие им вечера. Есть и те, кто искренне не понимает, зачем это всё.
  • В компании финансовые трудности, из-за которых учащаются увольнения, урезаются зарплаты и многих нагружают дополнительной работой. Люди испытывают тревогу за будущее, вынуждены пересматривать личные и семейные расходы — а на праздники придется скидываться. Едва ли идея вызовет восторг.
  • Вот уже несколько лет подряд празднование 23 Февраля и 8 Марта — унылые посиделки, на которых даже руководители произносят речи о светлом будущем компании без какого-либо энтузиазма.

А можно и отпраздновать!

Пусть вы не понимаете, к чему эти «мужские» и «женские» дни, — душа всего коллектива просит праздника. И не важно, как его обозвать: хоть День дружбы полов, хоть Женско-мужское равноденствие, хоть День влюбленных в свою работу.

Объясните молодым сотрудникам, почему это важно. Подчеркните, что руководство не возражает. Предложите проявить себя: придумать и организовать (с вашей помощью) что-то принципиально новое, уникальное для этой компании, этого года и этого коллектива. И проведите праздник — просто в конце зимы или начале весны.

Дарить или не дарить подарки…

Ситуации бывают разные.

…начальнику

Сделаем лирическое отступление. На день рождения или по поводу важного события (назначение на новую должность, рождение ребенка) подарки начальнику дарить уместно. На Новый год вы вправе вручить подарок, если отношения с боссом гармоничные.

Но 23 Февраля и 8 Марта вызывают слишком много сомнений и вопросов, поэтому стоит придерживаться линии поведения, которую задаст сам руководитель. Если о предстоящих праздниках он беседы не заводит, денег на кафе, цветы или сладости не выдает, ответственного за праздничные хлопоты не назначает — воздержитесь от поздравлений.

Второй вариант — придерживаться линии поведения компании в целом. Если у вас принято поздравлять партнеров и ВИП-клиентов, значит, и начальнику будет уместно вручить подарок в соответствующий день.

…всем коллегам

Решение должно быть единодушным.

Уже не все помнят Шурочку из «Служебного романа» с ее готовностью собирать деньги по любому поводу — но реакция Новосельцева будет понятна всем, кто хоть раз был вынужден скидываться неведомо на кого и зачем.

Как добиться единодушия или выяснить истинное мнение о празднике и подарках? Никак. Можете положиться на интуицию, опыт или энтузиазм. В случае с энтузиазмом вы сумеете «заразить» своим настроением окружающих, придумаете такие классные подарки, что ими захочется похвастаться в соцсетях. И в следующем году никто уже не будет задаваться вопросом «Дарить или не дарить?».

…конкретному другу по работе

Конечно дарите! У вас есть повод порадовать близкого человека, сказать ему спасибо за то, что выручает и поддерживает в сложных ситуациях, что в принципе отлично делает свою работу, выступая для вас примером. В повседневной жизни поводы не нужны — но на работе они приходятся кстати.

В целом современный этикет предписывает даже на эти праздники дарить подарки без привязки к так называемой гендерной идентичности. Проще говоря, цветы приятны и мужчинам, а гаджеты, товары для спорта и отдыха, сертификаты в популярные сети магазинов пригодятся точно — и если не самим адресатам, то членам их семей.

Корректор/литредактор: Варвара Свешникова
Иллюстрация: DALL·E