Гибридная работа: как правильно организовать себя и распорядок?
Плюсы и минусы такого формата
После окончания пандемии многие компании не просто вернули сотрудников в офисы с удаленки, но предложили компромисс — гибридный формат: когда определенное количество часов или дней можно работать не в офисе, а из дома. Разбираемся, о чем стоит подумать, прежде чем соглашаться на предложение начальства или откликаться на вакансию, если вам знакома только офисная или удаленная занятость.
Типы карьеры и их характеристики
Ликбез: плюсы и минусы гибридного графика
Плюсы | Минусы |
---|---|
Возможность самостоятельно планировать рабочее время и место | Трудности в планировании из-за отсутствия стабильного графика |
Повышение концентрации и продуктивности благодаря работе в удобной обстановке | Снижение концентрации и продуктивности из-за «отвлечений» (дети, домашние обязанности и т. д.) |
Возможность оставаться в рабочем контексте, на одной волне с коллегами и руководством | Социальная и профессиональная изоляция, недостаток живого общения |
Экономия на транспортных расходах, экономия времени на поездках в офис | Сложности с продвижением по службе из-за того, что работа проходит «не на виду» |
Возможность чаще видеться с семьей или заниматься личными делами | Зависимость продуктивности от качества домашнего интернета |
Адаптация домашнего офиса под собственные нужды и предпочтения | Сложности с контролем рабочего процесса, отсутствие своевременных «волшебных пинков» |
Возможность работать сразу на несколько компаний |
Требования работодателя
Зная, что ожидает от вас работодатель, вы сможете лучше организовать свой распорядок и быстрее адаптироваться к новым условиям. Ниже — вопросы, которые стоит себе задать до начала работы в гибридном формате.
- «Где, когда и сколько по продолжительности я должен работать?»
- «Чередование дней зафиксировано? Или я могу выбирать самостоятельно?»
- «Нужно ли мне заранее сообщать, как я буду работать на следующей неделе / в следующем месяце?»
- «Каковы будут критерии оценки моей продуктивности?»
- «Какие средства коммуникации мне необходимо использовать? Какую отчетность составлять?»
- «Каковы возможности для профессионального роста и развития в рамках такого графика — согласно гарантиям или обещаниям работодателя?»
- «Какие важные встречи или мероприятия требуют моего присутствия в офисе?»
Как соответствовать ожиданиям работодателя:
- Ознакомьтесь с официальными документами, посвященными гибридному формату.
- Договоритесь о регулярных встречах — для обсуждения прогресса и получения обратной связи по вашей работе.
- Выясните ключевые показатели эффективности и убедитесь, что сможете на них влиять.
- Посещайте все обязательные встречи и мероприятия в офисе, о которых вас предупредили еще до изменения графика.
- Подумайте, как добиться бесперебойной работы из дома. Например, составьте «план Б» на случай отключения интернета.
Лайфхак. Если официальных регламентов в компании пока нет или они недостаточно четкие, предложите обсудить все важные моменты на планерке. Ведите протокол или записывайте обсуждение на диктофон. Резюмируйте в виде электронного письма или сообщения в мессенджере — и сохраните.
Оптимальный рабочий график
Понимая, какой график подходит именно вам, вы быстро создадите себе максимально комфортные условия и повысите продуктивность. (Конечно же, если работодатель готов учесть ваши пожелания.)
Спросите себя:
- «В какие часы я работаю наиболее продуктивно?»
- «Как часто мне нужно быть в офисе, чтобы поддерживать нормальные отношения в коллективе и взаимодействовать с коллегами наиболее эффективно?»
- «В какие дни лучше работать удаленно, чтобы сосредоточиться на сложных задачах?»
- «Какие задачи на удаленке станут сложнее, какие — легче, а какие останутся прежними?»
- «К каким задачам мне сложнее приступить дома? А в офисе?»
- «Как я могу настроить график, чтобы минимизировать стресс и избежать выгорания?»
- «Какие постоянные личные обязательства мои необходимо учитывать?»
Как добиться оптимального рабочего ритма:
- Определите свои пиковые часы/дни продуктивности.
- Обсудите график с коллегами, чтобы найти время для встреч и совместной работы.
- Используйте тайм-блокинг, чтобы полностью погружаться в задачи.
- Будьте готовы корректировать график в зависимости от изменений — в работе и личной жизни.
- Расставьте приоритеты так, чтобы офисные дни были максимально насыщены делами, требующими взаимодействия. В домашние дни обеспечьте себе сосредоточенную работу.
- Используйте календари и приложения для планирования, чтобы не забывать про задачи и встречи.
- Ставьте четкие цели на день/неделю.
- Составляйте график работы с учетом маршрута и времени на дорогу. Например, планируйте поездку в офис так, чтобы избегать часов пик.
- Не забывайте про перерывы — заранее добавляйте их в расписание.
- Проводите время в пути с пользой — слушайте подкасты и аудиокниги, изучайте отчеты.
Стоит ли устраиваться в компанию, из которой однажды уже уволились
Лайфхак. Визуализируйте свою рабочую неделю. С помощью цветных блоков разделяйте: дни в офисе и дома; время работы, отдыха и встреч.
Доступ к профессиональным возможностям
Эффективный баланс между командной работой в офисе и сосредоточенной работой из дома позволит вам быстрее развивать карьеру.
Спросите себя:
- «Каковы мои профессиональные цели на ближайшие годы?»
- «Какие возможности для обучения и развития доступны в моей компании?»
- «Как часто я использую сеть контактов для поиска профессиональных возможностей?»
- «Какие навыки мне нужно развивать для достижения карьерных целей? Что можно делать дома, а что — только в сотрудничестве с другими?»
- «Как я могу интегрировать профессиональное развитие в свой график?»
- «Можно ли время, сэкономленное на поездках и других аспектах “офисного” формата, потратить на подработку, освоение навыков или нетворкинг?»
Как расширить доступ к профессиональным возможностям:
- Используйте курсы, семинары и вебинары для повышения квалификации. Обязательно присутствуйте на очном обучении, предоставляемом компанией.
- Регулярно общайтесь со специалистами из своей сферы.
- Найдите ментора, который сможет направлять вас в профессиональном развитии и будет доступен как онлайн, так и офлайн.
- Публикуйте статьи, выступайте экспертом в корпоративном блоге, появляйтесь на мероприятиях, чтобы повысить свою видимость в профессиональной среде и стать заметной фигурой для руководства.
- Участвуйте в проектах вне своего отдела, чтобы глубже погрузиться в бизнес и наладить связи с коллегами из других команд.
Лайфхак. Популяризируйте гибридный формат: пишите о своем опыте в соцсетях или корпоративном блоге. Во-первых, вы заслужите благодарность руководства компании. Во-вторых, укрепите личный бренд и профессиональную репутацию — ведь будете рассказывать о том, как справляетесь вопреки трудностям.
Работа в команде
Основное преимущество гибридного формата перед удаленкой — возможность встречаться с людьми вживую: оставаться «в контексте», вносить заметный (буквально!) вклад в работу, достигать синергии в мозговых штурмах.
Спросите себя:
- «Какую именно пользу я получаю от того, что нахожусь в одном пространстве с коллегами?»
- «Какой вклад я могу внести в решение командных задач?»
- «Какие инструменты и технологии помогут мне работать более эффективно?»
- «Как часто наша команда взаимодействует и как это можно оптимизировать?»
- «Как я могу лучше поддерживать своих коллег и способствовать их успеху?»
- «Есть ли в коллективе человек или люди, с которыми мне особенно нравится работать? Когда они будут в офисе?»
- «Как сохранить живые, теплые отношения с коллегами в условиях, когда общаться вживую мы будем редко?»
Как эффективно работать в команде:
- Используйте все доступные инструменты для коммуникации. Не пренебрегайте чатами-болталками.
- Организуйте еженедельные/ежемесячные встречи для обсуждения текущих дел и проектов.
- Четко формулируйте роли и обязанности, степень участия в выполнении групповых задач.
- Посещайте мероприятия, направленные на сплочение команды, и кружки по интересам (в том числе виртуальные).
- Соблюдайте цифровой этикет.
Как найти удаленную работу
Лайфхак. Старайтесь лично присутствовать на всех значимых встречах. До и после используйте возможности поболтать с коллегами у кулера (реального или условного).
Поиск баланса
Грамотно распределяя время между работой и отдыхом, удаленкой и офисом, обменом идеями и сосредоточенной работой — вы избежите выгорания и сохраните высокую работоспособность.
Спросите себя:
- «Как я могу лучше управлять своим временем за пределами работы — чтобы не допускать ситуации, когда гибридный график “плывет”?» (Пример такой ситуации: на удаленке вместо работы вы занимаетесь домашними делами, а задачи вынужденно закрываете ночью.)
- «Есть ли у меня четкие границы между рабочими и личными задачами, рабочим и личным временем?»
- «Каковы мои приоритеты в жизни и как они соотносятся с рабочими обязанностями?»
- «Что я могу выбрать для улучшения психоэмоционального состояния — спорт, хобби, прогулки?»
Как найти баланс:
- Определите, когда вы находитесь на работе, а когда занимаетесь личными делами. Старайтесь придерживаться этого плана.
- Выделяйте время для себя, хобби и развлечений.
- Не воспринимайте гибридный формат как разрешение перерабатывать: не берите на себя больше задач, чем можете выполнить.
- Используйте приложения для управления временем, например установите таймеры для фокусировки на задачах и соблюдения перерывов. Отмечайте выполненные задачи в таск-менеджерах.
- Делитесь с коллегами опытом по поддержанию баланса, вместе ищите оптимальные практики и решения.
Как убедить начальство отпустить на удаленку?
Лайфхак. Придумайте ритуалы для начала и окончания рабочего дня, для смены рабочего места (офис — дом, дом — офис). Удачные идеи: чашка зеленого чая, планирование задач, подведение итогов, отправка коллегам свежего мема. Еще вариант: чтобы быстро включаться в работу вне зависимости от места, используйте один и тот же аромат — например, цитрусовое или мятное масло, они помогают поддерживать фокус и настроение.
Корректор/литредактор: Варвара Свешникова
Иллюстрация: DALL·E