Гибридная работа: как правильно организовать себя и распорядок?

Плюсы и минусы такого формата

686

После окончания пандемии многие компании не просто вернули сотрудников в офисы с удаленки, но предложили компромисс — гибридный формат: когда определенное количество часов или дней можно работать не в офисе, а из дома. Разбираемся, о чем стоит подумать, прежде чем соглашаться на предложение начальства или откликаться на вакансию, если вам знакома только офисная или удаленная занятость.

Ликбез: плюсы и минусы гибридного графика

ПлюсыМинусы
Возможность самостоятельно планировать рабочее время и местоТрудности в планировании из-за отсутствия стабильного графика
Повышение концентрации и продуктивности благодаря работе в удобной обстановкеСнижение концентрации и продуктивности из-за «отвлечений» (дети, домашние обязанности и т. д.)
Возможность оставаться в рабочем контексте, на одной волне с коллегами и руководствомСоциальная и профессиональная изоляция, недостаток живого общения
Экономия на транспортных расходах, экономия времени на поездках в офисСложности с продвижением по службе из-за того, что работа проходит «не на виду»
Возможность чаще видеться с семьей или заниматься личными деламиЗависимость продуктивности от качества домашнего интернета
Адаптация домашнего офиса под собственные нужды и предпочтенияСложности с контролем рабочего процесса, отсутствие своевременных «волшебных пинков»
Возможность работать сразу на несколько компаний

Требования работодателя

Зная, что ожидает от вас работодатель, вы сможете лучше организовать свой распорядок и быстрее адаптироваться к новым условиям. Ниже — вопросы, которые стоит себе задать до начала работы в гибридном формате.

  • «Где, когда и сколько по продолжительности я должен работать?»
  • «Чередование дней зафиксировано? Или я могу выбирать самостоятельно?»
  • «Нужно ли мне заранее сообщать, как я буду работать на следующей неделе / в следующем месяце?»
  • «Каковы будут критерии оценки моей продуктивности?»
  • «Какие средства коммуникации мне необходимо использовать? Какую отчетность составлять?»
  • «Каковы возможности для профессионального роста и развития в рамках такого графика — согласно гарантиям или обещаниям работодателя?»
  • «Какие важные встречи или мероприятия требуют моего присутствия в офисе?»

Как соответствовать ожиданиям работодателя:

  • Ознакомьтесь с официальными документами, посвященными гибридному формату.
  • Договоритесь о регулярных встречах — для обсуждения прогресса и получения обратной связи по вашей работе.
  • Выясните ключевые показатели эффективности и убедитесь, что сможете на них влиять.
  • Посещайте все обязательные встречи и мероприятия в офисе, о которых вас предупредили еще до изменения графика.
  • Подумайте, как добиться бесперебойной работы из дома. Например, составьте «план Б» на случай отключения интернета.

Лайфхак. Если официальных регламентов в компании пока нет или они недостаточно четкие, предложите обсудить все важные моменты на планерке. Ведите протокол или записывайте обсуждение на диктофон. Резюмируйте в виде электронного письма или сообщения в мессенджере — и сохраните.

Оптимальный рабочий график

Понимая, какой график подходит именно вам, вы быстро создадите себе максимально комфортные условия и повысите продуктивность. (Конечно же, если работодатель готов учесть ваши пожелания.)

Спросите себя:

  • «В какие часы я работаю наиболее продуктивно?»
  • «Как часто мне нужно быть в офисе, чтобы поддерживать нормальные отношения в коллективе и взаимодействовать с коллегами наиболее эффективно?»
  • «В какие дни лучше работать удаленно, чтобы сосредоточиться на сложных задачах?»
  • «Какие задачи на удаленке станут сложнее, какие — легче, а какие останутся прежними?»
  • «К каким задачам мне сложнее приступить дома? А в офисе?»
  • «Как я могу настроить график, чтобы минимизировать стресс и избежать выгорания?»
  • «Какие постоянные личные обязательства мои необходимо учитывать?»

Как добиться оптимального рабочего ритма:

  • Определите свои пиковые часы/дни продуктивности.
  • Обсудите график с коллегами, чтобы найти время для встреч и совместной работы.
  • Используйте тайм-блокинг, чтобы полностью погружаться в задачи.
  • Будьте готовы корректировать график в зависимости от изменений — в работе и личной жизни.
  • Расставьте приоритеты так, чтобы офисные дни были максимально насыщены делами, требующими взаимодействия. В домашние дни обеспечьте себе сосредоточенную работу.
  • Используйте календари и приложения для планирования, чтобы не забывать про задачи и встречи.
  • Ставьте четкие цели на день/неделю.
  • Составляйте график работы с учетом маршрута и времени на дорогу. Например, планируйте поездку в офис так, чтобы избегать часов пик.
  • Не забывайте про перерывы — заранее добавляйте их в расписание.
  • Проводите время в пути с пользой — слушайте подкасты и аудиокниги, изучайте отчеты.

Лайфхак. Визуализируйте свою рабочую неделю. С помощью цветных блоков разделяйте: дни в офисе и дома; время работы, отдыха и встреч.

Доступ к профессиональным возможностям

Эффективный баланс между командной работой в офисе и сосредоточенной работой из дома позволит вам быстрее развивать карьеру.

Спросите себя:

  • «Каковы мои профессиональные цели на ближайшие годы?»
  • «Какие возможности для обучения и развития доступны в моей компании?»
  • «Как часто я использую сеть контактов для поиска профессиональных возможностей?»
  • «Какие навыки мне нужно развивать для достижения карьерных целей? Что можно делать дома, а что — только в сотрудничестве с другими?»
  • «Как я могу интегрировать профессиональное развитие в свой график?»
  • «Можно ли время, сэкономленное на поездках и других аспектах “офисного” формата, потратить на подработку, освоение навыков или нетворкинг?»

Как расширить доступ к профессиональным возможностям:

  • Используйте курсы, семинары и вебинары для повышения квалификации. Обязательно присутствуйте на очном обучении, предоставляемом компанией.
  • Регулярно общайтесь со специалистами из своей сферы.
  • Найдите ментора, который сможет направлять вас в профессиональном развитии и будет доступен как онлайн, так и офлайн.
  • Публикуйте статьи, выступайте экспертом в корпоративном блоге, появляйтесь на мероприятиях, чтобы повысить свою видимость в профессиональной среде и стать заметной фигурой для руководства.
  • Участвуйте в проектах вне своего отдела, чтобы глубже погрузиться в бизнес и наладить связи с коллегами из других команд.

Лайфхак. Популяризируйте гибридный формат: пишите о своем опыте в соцсетях или корпоративном блоге. Во-первых, вы заслужите благодарность руководства компании. Во-вторых, укрепите личный бренд и профессиональную репутацию — ведь будете рассказывать о том, как справляетесь вопреки трудностям.

Работа в команде

Основное преимущество гибридного формата перед удаленкой — возможность встречаться с людьми вживую: оставаться «в контексте», вносить заметный (буквально!) вклад в работу, достигать синергии в мозговых штурмах.

Спросите себя:

  • «Какую именно пользу я получаю от того, что нахожусь в одном пространстве с коллегами?»
  • «Какой вклад я могу внести в решение командных задач?»
  • «Какие инструменты и технологии помогут мне работать более эффективно?»
  • «Как часто наша команда взаимодействует и как это можно оптимизировать?»
  • «Как я могу лучше поддерживать своих коллег и способствовать их успеху?»
  • «Есть ли в коллективе человек или люди, с которыми мне особенно нравится работать? Когда они будут в офисе?»
  • «Как сохранить живые, теплые отношения с коллегами в условиях, когда общаться вживую мы будем редко?»

Как эффективно работать в команде:

  • Используйте все доступные инструменты для коммуникации. Не пренебрегайте чатами-болталками.
  • Организуйте еженедельные/ежемесячные встречи для обсуждения текущих дел и проектов.
  • Четко формулируйте роли и обязанности, степень участия в выполнении групповых задач.
  • Посещайте мероприятия, направленные на сплочение команды, и кружки по интересам (в том числе виртуальные).
  • Соблюдайте цифровой этикет.

Лайфхак. Старайтесь лично присутствовать на всех значимых встречах. До и после используйте возможности поболтать с коллегами у кулера (реального или условного).

Поиск баланса

Грамотно распределяя время между работой и отдыхом, удаленкой и офисом, обменом идеями и сосредоточенной работой — вы избежите выгорания и сохраните высокую работоспособность.

Спросите себя:

  • «Как я могу лучше управлять своим временем за пределами работы — чтобы не допускать ситуации, когда гибридный график “плывет”?» (Пример такой ситуации: на удаленке вместо работы вы занимаетесь домашними делами, а задачи вынужденно закрываете ночью.)
  • «Есть ли у меня четкие границы между рабочими и личными задачами, рабочим и личным временем?»
  • «Каковы мои приоритеты в жизни и как они соотносятся с рабочими обязанностями?»
  • «Что я могу выбрать для улучшения психоэмоционального состояния — спорт, хобби, прогулки?»

Как найти баланс:

  • Определите, когда вы находитесь на работе, а когда занимаетесь личными делами. Старайтесь придерживаться этого плана.
  • Выделяйте время для себя, хобби и развлечений.
  • Не воспринимайте гибридный формат как разрешение перерабатывать: не берите на себя больше задач, чем можете выполнить.
  • Используйте приложения для управления временем, например установите таймеры для фокусировки на задачах и соблюдения перерывов. Отмечайте выполненные задачи в таск-менеджерах.
  • Делитесь с коллегами опытом по поддержанию баланса, вместе ищите оптимальные практики и решения.

Лайфхак. Придумайте ритуалы для начала и окончания рабочего дня, для смены рабочего места (офис — дом, дом — офис). Удачные идеи: чашка зеленого чая, планирование задач, подведение итогов, отправка коллегам свежего мема. Еще вариант: чтобы быстро включаться в работу вне зависимости от места, используйте один и тот же аромат — например, цитрусовое или мятное масло, они помогают поддерживать фокус и настроение.

Корректор/литредактор: Варвара Свешникова
Иллюстрация: DALL·E