Я занимаюсь клумбами в Парке Горького уже 25 лет

Фотоистория о работе озеленителей одного из главных парков Москвы

8 225

Кто создает потрясающие клумбы Парка Горького, сколько человек работает над ними и чем занимаются озеленители зимой — рассказывает Галина Красотина, работающая в одном из главных парков Москвы уже 25 лет.

Галина Красотина – Начальник отдела по природоохранной и садово-парковой работе Парка Горького
Галина Красотина
Начальник отдела по природоохранной и садово-парковой работе Парка Горького

Я выросла в Москве. В детстве очень любила собак, и даже окончила курсы при Российской кинологической федерации. Женщина, с собакой которой я гуляла, занималась озеленением. Она предложила мне пойти в высшее профессиональное училище на улице Чечулина. Мне было около 16 лет. Особой цели не было, но я согласилась. Оттуда я и вышла мастером-озеленителем. Когда я выпустилась из училища, та же знакомая сказала, что в Парке Горького есть отдел озеленения. «Пойдешь рабочей?» — «Пойду». Мне как-то тут всё полюбилось сразу, удачно всё сложилось.

Парк Горького — мое единственное место работы. Двадцать третьего сентября будет 25 лет стажа. Тимирязевскую академию я окончила уже в процессе работы в парке. Просто в какой-то момент моя руководитель сказала: «Иди и учись», и я пошла. Я устраивалась в парк рабочим, затем была мастером и агрономом. Сегодня моя должность — начальник отдела по природоохранной и садово-парковой работе. У меня в штате работает 41 человек.

Ручные косы и селекция

Отдел ландшафтной архитектуры во главе с архитектором разрабатывает чертежи и отдает работу в производство нашему отделу. Наш отдел занимается выполнением этого в натуре: наносим рисунок на земле, высаживаем и ухаживаем.

Рабочий день начинается с мини-планерки. Мы собираемся с агрономами, обсуждаем планы. Распределяем отдел на несколько бригад, потому что работы разные. Каждый мастер-агроном берет бригаду и едет в парк выполнять свою задачу.

Моя задача — скоординировать всех сотрудников. Когда я пришла, территория была значительно меньше. У нас не было «Музеона», Воробьевых гор, и даже наша территория была частично занята аттракционами. Своего штата нам теперь не хватает. Мы используем силы подрядной организации, чью работу я также координирую. Плюс много бумажной работы: написать заявления — на отпуска, на ведение табеля. Непосредственно с растениями я работаю всё реже.

Я занимаюсь клумбами в парке Горького уже 25 лет

Меняется и техника. Когда я пришла работать, еще косили ручными косами. Затем перешли на триммеры и газонокосилки. Уже более 10 лет, как появились садово-парковые трактора. На многих цветниках поставили систему автополива — это экономит силы сотрудников. Но при посадке всё так же используем совочек. Здесь сохранился ручной инструмент.

Ассортимент растений тоже изменился. Был период, когда в парке было не очень хорошо с финансированием и мы использовали более простые виды, как и во всём городе. А сейчас у нас разнообразные виды и сорта. Это селекция шагает. Раньше мы сами собирали семена и высеивали их в оранжерее, поэтому могла быть неоднородность как в цветении, так и по высоте. Сейчас закупаем гибриды — они все красивые, одной высоты, цветут одновременно.

В работе используем обычные комплексы минеральных удобрений, никаких сложных химикатов. В штате отдела ландшафтной архитектуры есть энтофитопатолог. Это человек, который отслеживает критичные случаи с болезнями растений и вредителями.

Без любви не выйдет, как ни старайся

С набором новых людей есть трудности, особенно сложно найти квалифицированных молодых рабочих. Это не тот человек, который может прийти с улицы, — нужны хотя бы минимальные агротехнические знания. Кандидатуры совсем без опыта я обычно не рассматриваю. Как правило, выпускники колледжа хотят сразу быть мастерами, агрономами или начальниками. Заработная плата рабочего не столь высока, физический труд — тяжелый.

Работая с озеленением, люди готовы даже на эту зарплату, но многих пугает уборка снега. Сезон озеленительных работ — с марта по ноябрь. Остается небольшой кусочек, декабрь — февраль. Чтобы не распускать штат, руководство перебрасывает нас на уборку снега.

Мужчин сейчас работает чуть больше, чем женщин. Женская часть — это уход за цветниками, прополка, посадка, полив, обрезка. Мужчины готовят цветники и работают с парковой техникой: косят газоны, удаляют деревья, стригут кустарники. А сгребают листву и снег все.

Карантин мы сложно пережили, конечно. В апреле — месяце подготовки к сезону — нам было очень тяжело. У нас в отделе работают люди с ограниченными возможностями. Руководство приняло решение отправить их домой на самоизоляцию. Поэтому нагрузка в пандемию возросла.

Чтобы у нас работать, в первую очередь надо любить землю и растения. Травинка, дерево, растение — это живое. Без любви не выйдет, как ни старайся.

Своей дачи у меня нет — хватает Парка Горького

К сожалению, случается, что гости парка портят растения. Конечно, специально редко вредят. Основная беда — затаптывают, когда фотографируются. Некоторые реагируют: делаешь замечание — и сразу сходят. Но бывали и случаи, когда пионы были в цвету, а мы уже вели посадку по краю, — чуть ли не по рукам сотрудниц ходили, чтобы сфотографироваться.

Я занимаюсь клумбами в парке Горького уже 25 лет

Бывает, что вазоны портят из хулиганских целей или воруют растения, но это стали отслеживать, привлекают к возмещению ущерба. В парке есть охрана, система видеонаблюдения. Тут целый ситуационный центр, который всё отслеживает. Даже если рядом нет охранника, потом по камере можно вычислить нарушителя.

У меня мало свободного времени. Если оно есть, стараюсь проводить его с детьми. Старшей уже 20 лет, а младшей — 12.

В выходные я часто беру подработки по озеленению. Ко мне обращаются как частные заказчики, так и крупные фирмы по ландшафтному дизайну. Своей дачи у меня нет — хватает Парка Горького. А мои любимые цветы — пионы, это моя слабость. Объяснения этому нет. Просто мне в них нравится абсолютно всё.

Текст, фото: Станислава Новгородцева
Корректор/литредактор: Варвара Свешникова