404

Кому и зачем нужен хакатон

Мозговой штурм нового формата

Хакатоны получили относительную популярность в России после 2014 года. Что это такое, почему формат набирает популярность и выходит за рамки IT?
Hack the problems
Слово «хакатон» образовано из двух слов hack (хак — хакер) и marathon — марафон. Колыбелью хакатонов считают IT-отрасль. Поскольку сейчас технологии влияют практически на любую сферу, хакатоны стали проводиться почти во всех крупных отраслях экономики. «Изначально хакатоны проводились ради того, чтобы сплотить команды, дать возможность проявить себя, популяризировать программирование. Но хакатоны также стали очень полезным инструментом для генерации идей», — рассказывает менеджер проектов, веб-программист компании «Фогсофт» Николай Малышков.

«Выхлоп» даже у самого на первый взгляд небольшого хакатона может быть действительно серьезным. Иногда проекты, родившиеся в рамках хакатона, вырастают в серьезные стартапы, а потом компании используют этот формат для того, чтобы свежим взглядом окинуть их текущие проекты. Например, Facebook проводит хакатоны по тестированию по всему миру, чтобы оценить свои доработки.

Мозговой штурм с пиццей вприкуску

Как правило, хакатоны длятся 2−3 дня. «Это нечто среднее между конкурсом „студенческая весна“ и деловыми играми с практическим результатом», — поясняет специалист по внутренним коммуникациям CUSTIS Владислав Марков. Такие мозговые штурмы (чаще всего идут в связке с пиццей) взаимовыгодны для всех сторон: для организатора это повод познакомиться с наиболее перспективными специалистами и сторонними экспертами или привлечь технологических партнеров из внешней среды; участники же получают шанс не только проявить себя на стезе технологий, но и примерить роль предпринимателя, в условиях конкуренции развить изобретательские и коммуникативные компетенции.

По словам исполнительного директора транспортной компании Traft Артура Мурадяна, обычные конференции и семинары серьезно проигрывают такому формату, как хакатон. Они как минимум имеют более одностороннюю обратную связь и не способствуют раскрепощению творческого подхода участников. «Хакатон же сразу формулирует для всех собравшихся, как правило, одну-единственную проблему, над которой предстоит целенаправленно работать в течение последующих часов. Это повышает продуктивность и точность всех обсуждений», — уверен он. К примеру, в компании Traft практикуются хакатоны совместно с водителями. Получается микс идей от разработчиков интеллектуальной системы управления для грузоперевозок и водителей-консерваторов, не искушенных сложными гаджетами.

Для чего нужен хакатон?

Если обобщить, то можно выделить несколько задач, которые формат хакатона решает на 5+.

Поиск сотрудника или проверка делом

Это самая частая история. «Я слышала от одной очень крупной компании, что им нужно было написание программного обеспечения для новой установки, и они нашли человека, закрыли вакансию, платили зарплату парню, но за полгода работы он не выдал никакого результата. Все думали, что это слишком сложная задача. Однако рискнули и предложили решить проблему в рамках хакатона. Один из участников справился ровно за 48 часов. Это не вымышленная история. И подобных примеров много», — заявляет генеральный директор и основатель Science Guide Евгения Коновалова.

Поиск команды

По словам Евгении Коноваловой, существуют хакатоны «под ключ», которые делают для компаний многие подрядчики. «Сразу хочу обратить внимание, что лучше обращаться к организаторам хакатонов, которые представляют собой научные или AI-сообщества, поскольку у них в базе данных уже есть готовые команды, которые ходят почти по всем хакатонам и каждый день прокачивают свои скилы, занимают призовые места. Это ребята, которые чаще всего знают, что такое школьные и студенческие олимпиады, соревнования, ограниченные по времени, и для них такой формат наиболее близкий», — считает эксперт.

К тому же в дело включается простая математика: чтобы нанять команду, нужны поиски и взаимодействия с огромным количеством HR-агентств. Нередко поиск одной команды обходится в 1,5 млн рублей. На рынке существует несколько предложений, когда хакатон «под ключ» могут собрать за 2−3 млн рублей, где заказчик получает не одну команду, а 20−30 команд, из которых он может выбрать несколько самых лучших.

Экономия собственных трудовых ресурсов

Чтобы не разбрасываться ресурсами на задачи, которые впоследствии могут стать тупиковыми, иногда компании прибегают к варианту хакатонов. С помощью них можно относительно быстро и дешево «проверить» гипотезу. «Причем вариантов решений будет несколько, и, выбрав лучший, можно вкладывать финансовые средства уже в его доработку. А также можно вообще дать эту задачку команде, чтобы она ее решала, а когда решит, внедрять в бизнес-процессы готовый продукт или технологию. Таким образом, стоимость нанятого в штат сотрудника обходится компании в разы дороже, чем услуга стороннего ИП, который выполняет разработку „под ключ“ быстро и качественно», — поясняет Евгения Коновалова.

Пиар компании

Хакатон может стать еще и отличным поводом для пиара самой компании, которая его проводит. «Участие в хакатоне — это инфоповод для соцсетей, местных СМИ, блогов и т. д.», — говорит PR-менеджер digital-агентства «Графема» Наталья Бей. Помимо этого, участвующая компания презентует себя инвесторам и возможным заказчикам как перспективных профессионалов. И, что немаловажно, компания, выступающая в роли спонсора хакатона, поднимает себе авторитет, улучшает имидж, повышает свою узнаваемость и лояльность потенциальных сотрудников или заказчиков.

Кто в выигрыше?

Работники, которые хотят проявить себя

Хакатон — повод проявить себя и продвинуться по карьерной лестнице. Простой пример: идея устраивать хакатоны в CUSTIS выросла из HR-брендингового трека работ с молодыми специалистами, вспоминает специалист по внутренним коммуникациям CUSTIS Владислав Марков: «Мы проводили циклы семинаров и стажировки для студентов-технарей, кураторами и лекторами для которых становились наши ведущие разработчики, архитекторы и аналитики. В ходе стажировок ребята делились на команды, каждая из которых работала под руководством куратора над небольшим, но вполне „боевым“ проектом. Наши эксперты выходили за рамки стандартных рабочих задач и пытались снабдить студентов целостным (или детальным) представлением о технологиях, проектах и организации разработки. Такой подход помогал не просто познакомить всех участников с деятельностью компании, но и вовлечь их в командную работу, позволить им самостоятельно выстраивать взаимодействие и работать на неигровой результат». По итогам таких мероприятий около 40% участников стали сотрудниками компании.

Компания-организатор

По мнению руководителя Академической программы SAS Россия/СНГ Михаила Петровского, устраивать хакатоны сейчас достаточно модно. Кроме желания быть в тренде, хакатон дает возможность заявить о себе как в прессе, так и в студенческой среде и заработать плюсы к репутации.

Инвесторы

Потенциальными выгодополучателями от хакатонов могут стать и инвесторы. Для них хакатон — нечто вроде тендера с возможностью найти исполнителя, который придумает интересную и полезную идею, еще и обоснует ее. Остается только собрать сливки. «К тому же проясняется обстановка с проектами в городе и области, на каком уровне они находятся, какие есть перспективные компании», — считает Наталья Бей.

Мода на хакатоны

В последнее время формат хакатонов начинает выходить за рамки ИТ-сферы: анонсируются хакатоны для молодых предпринимателей, дизайнеров, бизнес-аналитиков и даже медицинских специалистов, рассказывает Владислав Марков.

«Я знаю про хакатоны в банковской сфере („Мегатонный Альфа-хакатон“ — Альфа-Банк), про хакатоны в биологии (BioHack), хакатон по химии и фармацевтике (AI Hackathon)», — добавляет Николай Малышков.

Впрочем, на поверку формат оказался «широко известен в особо узких кругах». До сих пор ответить на вопрос, что же такое хакатон, могут максимум пара человек из 50. Руководитель отдела маркетинга и инвестиций Realogic Сергей Романов и вовсе уверен, что даже польза от хакатонов для компании крайне недооценена. Компания может за достаточно скромный (обычно) гонорар победителю получить потенциальное решение своей проблемы или даже несколько бизнес-решений на несколько лет вперед. «Разумеется, нельзя сказать, что это очень честный вариант (де-факто), де-юре — все чисто», — считает он.


Анастасия Литвинова

Есть что сказать по теме? Пишите.