Как правильно составить резюме
Пошаговая инструкция
Хорошее резюме поможет вам привлечь внимание рекрутера и пройти первичный отсев. Задача этого документа — подсветить, что вы соответствуете требованиям вакансии и у вас серьезные намерения. А еще что вы в целом адекватный человек, раз соблюдаете принятые на рынке труда правила. Рассказываем, как составить грамотное резюме.
Как написать резюме, чтобы получить работу
Лирическое, но полезное отступление
При составлении стоит учитывать следующие неочевидные моменты:
- Резюме будут просматривать бегло — не читать, а «сканировать».
- Вас пригласят на собеседование даже с бестолково составленным документом, если вы а) редкий специалист, б) суперопытный профи, в) вас порекомендовал кто-то авторитетный. А если это не про вас, правильно составленное («продающее», не побоимся этого штампа) резюме повысит ваши шансы быть замеченным.
- Составить привлекательное резюме может карьерный консультант. Он задаст вам прицельные вопросы и учтет стандарты рынка. Эта услуга обычно платная, и ей стоит воспользоваться, если вы начинающий специалист/топ-менеджер или долго трудились на одном месте и утратили навык поиска работы.
Помните, что существуют стандарты, которых следует придерживаться (если только вы не претендуете на творческую должность):
- предельный объем — две страницы;
- шаблонная структура со сходными на всех сайтах и сервисах подзаголовками.
Шапка
В шапке могут размещаться фото, желаемая должность, место проживания, контактная информация, сведения о готовности к переезду и командировках, ожидания по зарплате.
Фото
Прикрепляйте его к резюме, только если есть подходящее: крупный план на нейтральном фоне в деловой или casual-одежде.
Обязательно сделайте и прикрепите фото, если должность, на которую вы претендуете, подразумевает тесное взаимодействие с людьми: например, это работа на ресепшене, проведение презентации товара на выставках, обслуживание в банке.
Желаемая должность
Сформулируйте ее четко, в идеале — точно так, как указано в описании вакансии. Желаемая должность должна быть одна.
Место проживания
Обычно указывают только город. В Москве и крупных городах добавляют ближайшую станцию метро.
Контакты
Ваша электронная почта должна выглядеть презентабельно, а соцсети стоит почистить от любых записей, фото и репостов, которые могут вас скомпрометировать в глазах рекрутера.
Ожидания по зарплате
Если вы часто сталкиваетесь с непривлекательными предложениями и не настроены торговаться — укажите вилку зарплат. В остальных случаях подразумевается, что, откликаясь на вакансию, вы согласны с предложенной зарплатой.
Зарплату указывать необходимо, если работодатель в описании вакансии попросил это сделать — например: «Присылайте на электронную почту ваше резюме с пожеланиями по зарплате». Общепринятый стандарт — прибавить 10–20% к уровню своего предыдущего дохода, зависит от того, насколько успешны вы были в прежней роли и платили ли вам «в рынке».
Важно! Убедитесь, что ваши цели по зарплате соответствуют средним зарплатам на аналогичной должности и с похожим опытом.
Опыт работы
- Перечислите места работы в обратном порядке — рекрутера больше всего интересуют последние три-пять лет.
- Название должности указывайте общепринятые, даже если по прихоти работодателя ваша звучала иначе: например, не «руководитель отдела по координации закупок и сбыта», а «коммерческий директор».
- Напишите, чем занимались бывшие работодатели — если названия компаний рекрутеру ни о чем не скажут.
- Описывая места работы, сосредоточьтесь не на рабочих обязанностях (достаточно перечислить четыре-пять основных), а на результатах, успехах и достижениях. Их стоит выделить списком и по возможности «оцифровать», то есть сформулировать с цифрами, например: «Регулярно перевыполнял план по привлеченным клиентам на 10%» или «Оптимизировал систему хранения документов и сэкономил компании 30 тысяч рублей ежемесячно».
- Избегайте профессионального жаргона и расшифровывайте аббревиатуры, часто употребляемые в вашей сфере.
- Схожие варианты подработки можно объединять: так, у рекрутера при беглом просмотре не возникнет ощущения, что вы часто меняли место работы.
Образование
В этом разделе нужно указать название вуза или суза, специальность и год окончания. Из курсов и тренингов стоит добавить только профильные, обязательные для выполнения работы, а также полезные: например, тренинг по управлению конфликтами — для должности «менеджер по обслуживанию клиентов».
Навыки (ключевые навыки)
Здесь перечислите навыки, которые позволяют вам отлично справляться с работой или без которых вы в принципе не смогли бы ее выполнять. Обращайте внимание на требования, перечисленные в вакансии: забирайте формулировки оттуда.
Можно указать владение специализированными программами, уровень владения иностранным языком. Если затрудняетесь — выберите из вариантов, которые предлагают сайты по поиску работы (но не более пяти-шести самых значимых).
Не пишите в этом блоке навыки «работа с оргтехникой» и «владение офисными программами», если представитель вашей профессии обязан ими владеть по умолчанию.
«Обо мне»
Рекрутер посмотрит этот раздел на этапе подготовки к собеседованию — и только в том случае, если его устроят критически важные навыки, опыт и образование.
Здесь будет уместна:
- информация, которую вы считаете определяющей вас как человека и специалиста, — например, что вы всегда соблюдаете дедлайны и адекватно воспринимаете обратную связь;
- информация, которая объясняет любые нестыковки в резюме — например, долгие перерывы в работе (причиной может быть декретный отпуск, фриланс, запуск собственного дела, болезнь близкого родственника) или резкую смену профессии;
- информация, которая вызывает уважение или восхищение, — например, что вы занимаетесь волонтерством или бегаете марафоны.
Если указываете в блоке «Обо мне» личные качества — приведите конкретный пример или примеры: не просто «коммуникабельна и эмпатична» — а «убедила недовольного ВИП-клиента остаться с компанией».
Чего не нужно писать в резюме
Как писать: общие рекомендации
- Пишите просто, кратко и по существу. Избегайте вводных слов и конструкций, деепричастий и оборотов с ними.
- Подумайте, по каким ключевым словам рекрутер будет искать и выбирать специалиста на интересующую вас работу. Это может быть название должности, формулировки ключевых навыков, опыт в определенной отрасли или с определенным товаром. Убедитесь, что в вашем резюме эти ключевые слова есть.
- На вакансии, которые вам по-настоящему интересны, отправляйте уникальные резюме: делайте копию универсального варианта и адаптируйте ее. Указывайте желаемую должность «один в один», используйте формулировки из описания, подчеркивайте в разделе «Обо мне» факты и причины, которые делают вас наиболее подходящим кандидатом.
- Укажите людей, готовых вас порекомендовать (обязательно их предупредите), — но не «светите» их контактные данные, напишите: «По запросу».
- Сведения о соцсетях в резюме ценны, если вы активно ведете профессиональный блог, делитесь инсайтами и консультируете. И конечно, их необходимо указать, если в описании вакансии работодатель об этом прямо попросил.
- Выдержите небольшую паузу, а потом проверьте готовый документ на предмет ошибок и опечаток. Можно воспользоваться специальными сервисами типа «Орфограммки» или скопировать текст в Word или Google-документ — и посмотреть, какие слова и конструкции тот подчеркнет красным.
- Пишите сопроводительное письмо при каждом отклике на вакансию, даже если работодатель этого не требует. Так вы подчеркнете, что вам интересна именно эта вакансия и эта компания, а кроме того, покажете, что вы в целом адекватный человек. Письмо особенно полезно, если вы студент или молодой специалист без опыта.
Как не надо
Не описывайте всю свою трудовую биографию и весь (в том числе нерелевантный) опыт — если только не считаете его своим козырем, будучи готовым это аргументировать.
- Не преувеличивайте и не обманывайте, особенно про опыт, навыки и образование. Информацию из резюме легко проверить, и любое несоответствие уничтожит ваши шансы перейти на следующий этап отбора.
- Не ударяйтесь в «дизайнерство»: незачем менять шрифт, цвет и размер текста в каждом блоке. Чем спокойнее дизайн — тем лучше.
- Не указывайте сразу несколько профессий. Не отправляйте отклики сразу на несколько вакансий от одной компании.
- Не пишите о своих хобби, если они никак не связаны с будущей работой и не развивают вас как специалиста.
Корректор/литредактор: Варвара Свешникова
Иллюстрация: DALL·E