Как правильно составить резюме

Пошаговая инструкция

24 832

Хорошее резюме поможет вам привлечь внимание рекрутера и пройти первичный отсев. Задача этого документа — подсветить, что вы соответствуете требованиям вакансии и у вас серьезные намерения. А еще что вы в целом адекватный человек, раз соблюдаете принятые на рынке труда правила. Рассказываем, как составить грамотное резюме.

Лирическое, но полезное отступление

При составлении стоит учитывать следующие неочевидные моменты:

  • Резюме будут просматривать бегло — не читать, а «сканировать».
  • Вас пригласят на собеседование даже с бестолково составленным документом, если вы а) редкий специалист, б) суперопытный профи, в) вас порекомендовал кто-то авторитетный. А если это не про вас, правильно составленное («продающее», не побоимся этого штампа) резюме повысит ваши шансы быть замеченным.
  • Составить привлекательное резюме может карьерный консультант. Он задаст вам прицельные вопросы и учтет стандарты рынка. Эта услуга обычно платная, и ей стоит воспользоваться, если вы начинающий специалист/топ-менеджер или долго трудились на одном месте и утратили навык поиска работы.

Помните, что существуют стандарты, которых следует придерживаться (если только вы не претендуете на творческую должность):

  • предельный объем — две страницы;
  • шаблонная структура со сходными на всех сайтах и сервисах подзаголовками.

Шапка

В шапке могут размещаться фото, желаемая должность, место проживания, контактная информация, сведения о готовности к переезду и командировках, ожидания по зарплате.

Фото

Прикрепляйте его к резюме, только если есть подходящее: крупный план на нейтральном фоне в деловой или casual-одежде.

Обязательно сделайте и прикрепите фото, если должность, на которую вы претендуете, подразумевает тесное взаимодействие с людьми: например, это работа на ресепшене, проведение презентации товара на выставках, обслуживание в банке.

Желаемая должность

Сформулируйте ее четко, в идеале — точно так, как указано в описании вакансии. Желаемая должность должна быть одна.

Место проживания

Обычно указывают только город. В Москве и крупных городах добавляют ближайшую станцию метро.

Контакты

Ваша электронная почта должна выглядеть презентабельно, а соцсети стоит почистить от любых записей, фото и репостов, которые могут вас скомпрометировать в глазах рекрутера.

Ожидания по зарплате

Если вы часто сталкиваетесь с непривлекательными предложениями и не настроены торговаться — укажите вилку зарплат. В остальных случаях подразумевается, что, откликаясь на вакансию, вы согласны с предложенной зарплатой.

Зарплату указывать необходимо, если работодатель в описании вакансии попросил это сделать — например: «Присылайте на электронную почту ваше резюме с пожеланиями по зарплате». Общепринятый стандарт — прибавить 10–20% к уровню своего предыдущего дохода, зависит от того, насколько успешны вы были в прежней роли и платили ли вам «в рынке».

Важно! Убедитесь, что ваши цели по зарплате соответствуют средним зарплатам на аналогичной должности и с похожим опытом.

Опыт работы

  • Перечислите места работы в обратном порядке — рекрутера больше всего интересуют последние три-пять лет.
  • Название должности указывайте общепринятые, даже если по прихоти работодателя ваша звучала иначе: например, не «руководитель отдела по координации закупок и сбыта», а «коммерческий директор».
  • Напишите, чем занимались бывшие работодатели — если названия компаний рекрутеру ни о чем не скажут.
  • Описывая места работы, сосредоточьтесь не на рабочих обязанностях (достаточно перечислить четыре-пять основных), а на результатах, успехах и достижениях. Их стоит выделить списком и по возможности «оцифровать», то есть сформулировать с цифрами, например: «Регулярно перевыполнял план по привлеченным клиентам на 10%» или «Оптимизировал систему хранения документов и сэкономил компании 30 тысяч рублей ежемесячно».
  • Избегайте профессионального жаргона и расшифровывайте аббревиатуры, часто употребляемые в вашей сфере.
  • Схожие варианты подработки можно объединять: так, у рекрутера при беглом просмотре не возникнет ощущения, что вы часто меняли место работы.

Образование

В этом разделе нужно указать название вуза или суза, специальность и год окончания. Из курсов и тренингов стоит добавить только профильные, обязательные для выполнения работы, а также полезные: например, тренинг по управлению конфликтами — для должности «менеджер по обслуживанию клиентов».

Навыки (ключевые навыки)

Здесь перечислите навыки, которые позволяют вам отлично справляться с работой или без которых вы в принципе не смогли бы ее выполнять. Обращайте внимание на требования, перечисленные в вакансии: забирайте формулировки оттуда.

Можно указать владение специализированными программами, уровень владения иностранным языком. Если затрудняетесь — выберите из вариантов, которые предлагают сайты по поиску работы (но не более пяти-шести самых значимых).

Не пишите в этом блоке навыки «работа с оргтехникой» и «владение офисными программами», если представитель вашей профессии обязан ими владеть по умолчанию.

«Обо мне»

Рекрутер посмотрит этот раздел на этапе подготовки к собеседованию — и только в том случае, если его устроят критически важные навыки, опыт и образование.

Здесь будет уместна:

  • информация, которую вы считаете определяющей вас как человека и специалиста, — например, что вы всегда соблюдаете дедлайны и адекватно воспринимаете обратную связь;
  • информация, которая объясняет любые нестыковки в резюме — например, долгие перерывы в работе (причиной может быть декретный отпуск, фриланс, запуск собственного дела, болезнь близкого родственника) или резкую смену профессии;
  • информация, которая вызывает уважение или восхищение, — например, что вы занимаетесь волонтерством или бегаете марафоны.

Если указываете в блоке «Обо мне» личные качества — приведите конкретный пример или примеры: не просто «коммуникабельна и эмпатична» — а «убедила недовольного ВИП-клиента остаться с компанией».

Как писать: общие рекомендации

  • Пишите просто, кратко и по существу. Избегайте вводных слов и конструкций, деепричастий и оборотов с ними.
  • Подумайте, по каким ключевым словам рекрутер будет искать и выбирать специалиста на интересующую вас работу. Это может быть название должности, формулировки ключевых навыков, опыт в определенной отрасли или с определенным товаром. Убедитесь, что в вашем резюме эти ключевые слова есть.
  • На вакансии, которые вам по-настоящему интересны, отправляйте уникальные резюме: делайте копию универсального варианта и адаптируйте ее. Указывайте желаемую должность «один в один», используйте формулировки из описания, подчеркивайте в разделе «Обо мне» факты и причины, которые делают вас наиболее подходящим кандидатом.
  • Укажите людей, готовых вас порекомендовать (обязательно их предупредите), — но не «светите» их контактные данные, напишите: «По запросу».
  • Сведения о соцсетях в резюме ценны, если вы активно ведете профессиональный блог, делитесь инсайтами и консультируете. И конечно, их необходимо указать, если в описании вакансии работодатель об этом прямо попросил.
  • Выдержите небольшую паузу, а потом проверьте готовый документ на предмет ошибок и опечаток. Можно воспользоваться специальными сервисами типа «Орфограммки» или скопировать текст в Word или Google-документ — и посмотреть, какие слова и конструкции тот подчеркнет красным.
  • Пишите сопроводительное письмо при каждом отклике на вакансию, даже если работодатель этого не требует. Так вы подчеркнете, что вам интересна именно эта вакансия и эта компания, а кроме того, покажете, что вы в целом адекватный человек. Письмо особенно полезно, если вы студент или молодой специалист без опыта.

Как не надо

Не описывайте всю свою трудовую биографию и весь (в том числе нерелевантный) опыт — если только не считаете его своим козырем, будучи готовым это аргументировать.

  • Не преувеличивайте и не обманывайте, особенно про опыт, навыки и образование. Информацию из резюме легко проверить, и любое несоответствие уничтожит ваши шансы перейти на следующий этап отбора.
  • Не ударяйтесь в «дизайнерство»: незачем менять шрифт, цвет и размер текста в каждом блоке. Чем спокойнее дизайн — тем лучше.
  • Не указывайте сразу несколько профессий. Не отправляйте отклики сразу на несколько вакансий от одной компании.
  • Не пишите о своих хобби, если они никак не связаны с будущей работой и не развивают вас как специалиста.

Корректор/литредактор: Варвара Свешникова
Иллюстрация: DALL·E