Я архитектор: проектирую бизнес-центры и ЖК в Москве

И занимаюсь дизайном интерьеров

15 261

Изначально я хотела стать модельером-конструктором. И даже поступила на подготовительные курсы колледжа легкой промышленности, но затем решила учиться на архитектора. Профессия привлекла меня сочетанием технической и творческой части: мне всегда нравились точные науки, но при этом хотелось создавать что-то креативное.

Людмила Морозова – Архитектор-дизайнер, руководитель проектного бюро «Архитектоника», Москва
Людмила Морозова
Архитектор-дизайнер, руководитель проектного бюро «Архитектоника», Москва

Сначала я окончила архитектурный колледж (МКАМС), затем — МАРХИ, факультет ЖОЗ (жилые и общественные здания). Там, как и в колледже, проучилась пять лет (меня взяли на второй курс института без экзаменов, так как окончила колледж с красным дипломом). Вообще, во время моей учебы (выпустилась из МАРХИ в 2001 году) архитекторы учились долго. У нас даже ходила шутка, что по годам обучения мы уступаем лишь врачам.

На мой взгляд, такая продолжительность связана с тем, что архитектурное образование — фундаментальное и очень разностороннее. Архитекторов действительно учат будущей профессии: проводят лекции по инженерным конструкциям, строительной физике, материаловедению (из чего будет проектироваться объект, какие свойства у того или иного материала), рисунку, живописи, графике; мы сдаем сопромат.

О рабочем дне

Мое утро начинается с планирования дел на текущий день. Этот список может включать три пункта, а может — 23. Всё зависит от проектов в работе, их сложности, объема, дедлайнов и проч.

В категорию моих рабочих обязанностей входят разноплановые задачи: звонки, встречи с заказчиками, выезды на объекты, посещение мебельных салонов, переписка, подготовка договоров, выставление счетов, подготовка приложений и т. д.

Кроме того, я контролирую все объекты, которые находятся в работе у нашего бюро: сроки, качество, соответствие заданию заказчика, результат выполнения. После того как исполнитель присылает мне чертежи, документацию, я ее утверждаю либо отправляю на доработку со своими замечаниями, пометками. Проектная документация может включать в себя эскизы-скетчи, 3D, чертежи, sample board, коллаж. Всё это я проверяю. А как исполнитель работаю уже редко.

О сложностях в профессии

Сложности в профессии разные. Так, при работе с юридическими лицами всегда есть вероятность, что, несмотря на договор, они будут тянуть с оплатой счета. Другой нюанс — нужно хорошо представлять, кто будет с тобой коммуницировать: собственник компании или нанятый сотрудник (администратор, офис-менеджер). Безусловно, эффективнее работать с собственником бизнеса, но это бывает очень редко. У таких людей нет на это времени: они включаются в проект на определенной стадии и иногда очень локально.

Немного осложняет работу, когда люди не знают, чего хотят, но при этом не доверяют тебе. Это уже зависит от конкретного человека, от его представлений о красоте, стиле, эстетике или от его знаний, опыта в строительной сфере. Также есть люди, которые никому не доверяют: ни учителю в школе, ни кассиру в магазине, ни дизайнеру-архитектору.

Об эмпатии

Несмотря на то что архитектор создает пространства, он работает с людьми. И в нашей профессии очень важно (и для хорошего результата, и для себя самого) любить людей. Мне повезло: я располагаю к общению, легко нахожу общий язык практически с любым. Мне доверяют. Но есть и оборотная сторона. Иногда мне рассказывают очень личные вещи, переживания, совершенно не связанные с моей работой.

О профдеформации

У дизайнеров-архитекторов есть определенная профдеформация: мы «видим» пространство и объем шире и глубже. В любом интерьере я обращаю внимание на предметы и отмечаю для себя, видела ли я где-то что-то подобное, что и куда бы поставила. «Обычные» люди не обязаны подмечать такие тонкости. Кроме того, необязательно знать в деталях, какой интерьер вы хотите. Для решения этой задачи есть мы.

Сколько получают архитекторы

Зарплата зависит от того, кто перед нами: фрилансер или архитектор проектного бюро, московский специалист или региональный. Как правило, в строительных компаниях, девелоперских и архитектурных бюро зарплата строится на фиксе плюс премии по результатам сдачи объекта. Средние цифры по столице — 60–90 тысяч рублей. Усредненная стоимость подготовки проекта по интерьеру дома, квартиры или офиса в Москве — 35–80 долларов за квадратный метр (с документацией). В регионах эта сумма меньше.

Как архитектора видят окружающие

У меня в практике был забавный случай. 2014 год. Мне звонит мужчина, ссылается на моего заказчика, для которого я делала интерьер полгода назад, и предлагает заняться разработкой чипа для вживления в человеческое тело (после вживления устройство предоставляло информацию о наличии или отсутствии туберкулеза у человека)! От меня требовалось разработать его дизайн.

Мне было очень интересно попробовать свои силы, но я отказалась, так как работаю с пространством, объемом. А дизайном чипов занимаются промышленные дизайнеры, не архитекторы, и узких специализаций у дизайнеров и архитекторов очень много: мы все разные. Так, есть ландшафтные архитекторы, промышленные архитекторы, архитекторы-реставраторы, архитекторы-дизайнеры и проч.

Еще распространен миф, что при выезде в салон или мебельный магазин (цель — подобрать предметы интерьера, например ту же кухню) дизайнер-архитектор сидит, смотрит картинки и пьет кофе. На самом деле кофе пьет заказчик, а архитектор постоянно говорит (аргументирует плюсы и минусы выбранного материала, мебели, фактуры), сопоставляет размеры, подносит образцы, проверяет цветовую гамму и стилистику, практическое использование и долговечность выбранных лотов и т. д. После такого выезда (это шесть-семь часов работы), как правило, чувствуешь себя как выжатый лимон.

Описанная выше услуга называется комплектацией интерьера. Она считается факультативной, но, мне кажется, участие профессионала на этом этапе очень важно. Представьте ситуацию, что клиенты, посмотрев проект, решают выбрать паркет. На рисунке он коричневый. Вроде бы всё просто, но на практике неподготовленный человек сталкивается с огромным выбором: есть инженерная доска, ламинат, паркетная доска, штучный паркет, модульный и т. д. Они отличаются по цветам, свойствам материала, методам укладки и проч.

Кроме того, нужно знать о стойкости породы той или иной древесины. Есть шкала Бринелля, где каждый сорт дерева указан по стойкости, истираемости. Так, есть мягкие сорта, выбрав которые в качестве напольного покрытия потом придется говорить гостям: «Нет-нет, ко мне на каблуках не заходите! Вы испортите пол!»

Архитектор vs дизайнер

Есть мнение, что дизайнер интерьера обязательно должен быть архитектором. Не могу сказать, что полностью разделяю его. Всё зависит от задачи. Например, если нужно сделать интерьер однокомнатной квартиры под сдачу внаем, архитектор не требуется. Хотя, если он будет, проект от этого только выиграет.

Если же речь идет про перепланировку квартиры, архитектор нужен. Очень часто в таких проектах затрагиваются несущие конструкции (стены, колонны, балки, перекрытия), и без квалифицированного специалиста не обойтись. Важно хотя бы проконсультироваться с грамотным архитектором. Так как неправильная перепланировка может привести не только к штрафам, проблемам с соседями, но и к возможным травмам разной степени тяжести.

Как планировать свой интерьер

Когда вы начнете задумываться о своем интерьере, стоит создать на компьютере/планшете папочку с понравившимися интерьерными картинками. Это могут быть как скрины с Pinterest, так и фото интерьера друзей, фото из поездок, например когда понравился дизайн гостиничного номера, или же просто примеры отдельных деталей, материалов, мебели.

Когда вы соберете достаточную коллекцию картинок (в среднем 100), можно посмотреть на свою сокровищницу и уже увидеть реперные точки. Например, вы увидите, что у вас 15 фото с белыми дверями. Значит, возможно, вам нравятся белые двери, и эту идею можно взять за основу. Или у вас собралось 10 картинок с синей кухней. Получается, можно свою будущую кухню отделать в таких тонах.

Это простой лайфхак, который поможет облегчить задачу создания интерьера как самим владельцам квартиры, так и дизайнеру. Ведь уже будет видна общая концепция.

О гордости

Я горжусь тем, что приложила руку к таким проектам, как башня «Евразия» в Москва-Сити (площадь — 200 тысяч квадратных метров; 72 этажа, четыре из которых подземные), бизнес-центр «Эрмитаж Плаза», БЦ «Аврора Бизнес-парк», ЖК «Посольское подворье», ЖК Palazzo Imperiale.

Работая на этих объектах со стороны девелопера, я доросла до главного архитектора проекта и заместителя руководителя проекта (отвечала за стройку). Эта работа подарила мне ценный опыт и научила понимать роль и степень ответственности архитектора в таком сложном процессе, как крупномасштабное строительство.

Другой повод для гордости заключается в том, что за полтора месяца вместе с коллегами — тремя девушками-архитекторами мы сделали 10 тысяч квадратных метров подробнейшей документации по интерьеру для офиса известной аудиторской компании. Это сильно!

Гендерные стереотипы

Стереотип о том, что архитектором может быть только мужчина, был очень популярен, когда я только пришла учиться в институт. И наши маститые профессора, можно сказать мастодонты профессии, делали акцент на гендерном различии. Мол, девчонки, чего вы-то сюда пришли? Но сейчас, спустя 20 лет, я бы не сказала, что этот стереотип всё еще актуален. И это радует, так как здание или интерьер создается, продумывается не мужчиной или женщиной, а специалистом.

Корректор/литредактор: Варвара Свешникова
Фото: iStock