«Извините, я вас не повезу». Интервью с водителем такси

Как таксист с нетаксишным мышлением стал номером один в своем городе

16 248

Никогда не думал, что буду работать водителем такси. Однако мой отец — ветеран труда, притом водительского труда. Не часто можно встретить ветерана труда — водителя, а мой отец такой.

Я рос в 90-х годах и очень хорошо помню, когда директора автобазы, где работал отец, выплачивали зарплату не деньгами — тогда это было нормально, так было принято, — а зеленым горошком и чаем.

Так вот, зеленый горошек был вкусный, а чай, как сейчас помню его название — «Южный», был отвратительный. С тех пор у меня осталась дикая любовь к зеленому горошку: ем его ложками, банками, килограммами. А еще очень люблю выбирать вкусный чай.

Но больше всего где-то там внутри у меня сидит: «Почему мой отец — лучший сотрудник, а мы живем в бедности?» И это сильно меня изнутри подталкивает к тому, чтобы донести, что водители — это на самом деле достойные люди.

Сергей Капланский – 37 лет, два года работает водителем такси в городе Шахты Ростовской области
Сергей Капланский
37 лет, два года работает водителем такси в городе Шахты Ростовской области

Так сложилось, что я пришел в такси совершенно из другого рода деятельности. На тот момент в нашем маленьком провинциальном городе было три крупных таксопарка: «Семейное такси», такси «Пилот» и премиум-такси «Замок». Я пришел в «Семейное такси», учился работать там, и у меня начало получаться зарабатывать. Наш город — это моногород, и тут большая проблема с заработком.

Никогда не думал, что буду водителем такси.

В детстве, когда я чем-то увлекался, а увлечений было много, я хотел быть чемпионом в том, чем был увлечен.

Очень сильно интересовали гонки «Формула-1», ралли-рейды. Помню такой момент: была суббота, занятия в школе начинались в восемь утра, а прямой эфир трансляции Гран-при Франции — в шесть. И я проснулся на два часа раньше обычного, чтобы посмотреть гонку. Настолько мне это было интересно.

Потом появилась «Денди», а там гонки. Потом Sony PlayStation, там были отличные симуляторы. Потом на ПК — симуляторы «Формулы-1». Наверное, предрасположенность у меня всё же была.

Говорят, что я неплохо вожу. Я склонен с ними согласиться.

«Как стать лучшим в том, что ты делаешь»

Когда я пришел в «Семейное такси», я очень многому там научился. В этой компании я понял всё про профессию, в ней прекрасная структура и хорошие отзывчивые люди в руководстве. Но я увидел отношение владельцев машин к водителям как к недолюдям. Такие условия диктовала не компания, а владельцы транспортных средств, пользующиеся тем, что «Семейное такси» их машины использует как ресурс.

Я был против такого подхода, и, чтобы это изменить, я решил стать номером один. Эта идея пришла ко мне после прочтения книги Игоря Манна «Номер 1. Как стать лучшим в том, что ты делаешь».

Что я делал?

Первое: у меня была машина в лучшем виде — она всегда была вылизана, вычищена, блестела, как у кота яйца.
Второе: у меня были самые большие валы — это объем денег, который ты делаешь в день. Я работал по 16 часов. Ежедневно, шесть дней в неделю по 16 часов. Я приходил домой, ложился на кровать, и у меня гудели руки, ноги, голова. Меня аж трусило от усталости. Да, такое было.

Но я заметил, что водители каждое утро, когда кладут на счет своего таксометра деньги для работы на день, начали искать мой позывной, чтобы увидеть, сколько я заработал, — на меня стали ориентироваться.

То есть я стал эталоном, показателем того, сколько можно денег делать в день.

Третье: иногда я намеренно не брал с людей денег, когда у меня не было сдачи. Например, нет с 500 рублей сдачи 430, я и говорил, что платить не нужно. И эти люди потом звонили в диспетчерскую и просили, чтобы на их заказ приехал именно я, для того чтобы они оплатили предыдущую поездку. Эти прецеденты очень влияли на внимание.

И тут сходятся звезды — в городе появляется «Яндекс.Такси». Имея определенный опыт в маркетинге и бизнесе, я понимал, что здесь можно расти.

Но остальные водители были уверены, что «Яндекс» не вырастет в нашем маленьком городе, потому что навигация плохая, подачи длинные, работа не такая выгодная, потому что местные таксопарки дают гораздо более удобные заказы, с короткой подачей, с более длинным расстоянием. А это гораздо выгоднее для водителей.

«Извините, я вас не повезу». Интервью с водителем такси

Машины такси в городе Шахты

Но я перехожу в «Яндекс», где становлюсь водителем номер один.
Один из моих товарищей открыл подключение автомобилей и водителей к агрегатору, и мы начали сотрудничать. На базе его таксопарка я провел рекламную кампанию, в которой показал, что в «Яндексе» можно зарабатывать 3,3 тысячи в день, когда средний вал был в районе 2,5 тысячи. Но ребята, естественно, не верили — это же просто надпись.

Тогда я просто стал ежедневно делать по 30 заказов, тогда они стоили 3,3 тысячи рублей, и ежедневно делал скриншоты и отправлял в чаты. Это вызвало дикий резонанс. Примерно в этоже время ребята из «Семейного такси» устроили забастовку. Требование было простое: отменить систему штрафов. Кстати, оно так и не было выполнено.

На Новый год на табличке было написано: «Невыход в новогодние праздники — 300 рублей». Я не смог удержаться, взял лист, маркер и написал: «А выход сколько?»

Это нормальный вопрос. Если невыход наказывается, то выход должен поощряться каким-то образом, верно? Если бы они сказали: «Выход в новогоднюю ночь — заправка газа бесплатно». Это 300 рублей — у вас все выйдут. Я думаю, что это нормальный менеджмент на сегодняшний день. Но я не смог этого там донести.

Год как мы не сотрудничаем. Периодически заезжаю. Мы друг другу с удовольствием жмем руки, общаемся, курим. Но, мне кажется, я нашел свое место, где я могу расти.

Такси — это способ стабильно зарабатывать деньги

Сейчас за 30 заказов агрегатор компенсирует 2950 рублей. Минус заправка газом — 600 рублей. Еще вычитаем 11% — это процент «Яндекса» — и 3% — комиссия таксопарка: вместе это 450 рублей. Следовательно, из трех тысяч водитель зарабатывает две тысячи.

Чтобы выполнить 30 заказов, нужно: желание, машина в хорошем техническом состоянии и 14–16 часов работы в день. Это нормально, если работаешь посменно: 2/2, то есть два дня работаешь, два — отдыхаешь. Но для этого необходимо брать заказы и не сбрасывать их. А очень многие работают по старинке: «Я туда не поеду. Я так меньше заработаю». Мышление другое — таксишное.

Я не люблю слово «таксист». Потому что таксист, как правило, говорит, что отвезет с этой улицы на другую за 500 рублей. За меньше он не поедет. Это мышление таксиста.

Вот с таким мышлением в агрегаторе работать нельзя. Тут работа как компьютерная игра, только в реале. Либо ты работаешь на количество заказов, либо на длинные поездки. Всё просто. Нужно работать и зарабатывать рейтинг.

Чтобы жить и удобно работать, я выбрал формулу — 20 заказов в день. С утра, с 6:30 до 11:00, делаешь 10–15 заказов, и 5–10 заказов делаешь вечером. Это уже 20–25. Так появляются четыре-пять свободных часов днем, которые можно уделить себе… желательно пообедать, поспать. Можно заняться своими делами: другой работой или домашними хлопотами. Зарабатываешь так примерно одну тысячу в день чистыми.

То есть в среднем 20–30 тысяч водитель такси может заработать в городе Шахты.

Работа водителя такси очень востребована, потому что это место, где можно прогнозировать свой доход.

«Извините, я вас не повезу». Интервью с водителем такси

Город Шахты, Ростовской области

Раньше у меня был компьютерный магазин и сервис. Там были великолепные доходы, я чувствовал себя прекрасно. Так было, пока не появился DNS, а это гигант. Конкурировать с ним, несмотря на блестящую модель своей торговой точки, я не смог.

Я остался без ничего.

С учетом реалий нашего города такси — это действительно способ стабильно зарабатывать деньги. Именно деньги.
С этой историей я сейчас хочу выйти в другие города: Красный Сулин и Новошахтинск.
Потому что там тоже много ребят, у которых есть свои машины, и они способны зарабатывать деньги. Но по тем или иным причинам они не могут это сделать иначе, а на физический труд способны все.

Водитель в городе как «клетка» гемоглобина

Я спрашивал у пассажиров: «Что для вас важно, когда вы вызываете такси?» Первое, что приходило людям на ум, — чтобы быстрее приехала машина. Второе — чтобы они быстрее доехали из пункта А в пункт Б. И третье — какой водитель приедет: как он ухаживает за машиной, как общается.

Это стоит на третьем месте: адекватный, здоровый водитель. К сожалению, бывают случаи, когда водитель находится под действием тех или иных… всякой фигни. Это неправильно, так нельзя поступать.

В «Семейном такси» проверяли медицинские справки, что водитель не алкоголик, не наркоман. Но это не работает. Справки приносят, утром проходят обследование, если нужно, то дышат в трубку, смотрят на медика. Всё в порядке.

А потом, если человек свинья, он будет хрюкать. И от этого никуда не деться. К сожалению, вот такая вот истина.

И это проблема не только нашего региона. Это вопрос воспитания. Но в маленьких городах-то мы, по большому счету, друг друга знаем. И мы понимаем, что некоторых людей надо дополнительно контролировать, потому что у них раньше были проблемы.

Это психологически тонкий момент. Я за то, чтобы не говорить: «Всё, он наркоман, алкоголик. На цепь его посадить». Человек может в какой-то период времени всё потерять и пойти по наклонной. А потом понять, что ему нужно меняться. И здесь мы должны помочь ему. Мне нравится фраза: «Великое будущее не требует великого прошлого».

Мне очень хочется на своем примере показать, что водитель такси — это не то, когда некуда идти и я пошел в такси. Такое же у всех отношение.

Водитель такси — это гораздо больше. Водитель в городе как «клетка» гемоглобина, переносящая кислород, только он перевозит людей из одного места в другое, из другого обратно.

Колеса и лампочки меняет водитель

Если человек трудоустраивается на автомобиле таксопарка, то ремонт происходит за счет таксопарка.

Если человек приходит на условиях сотрудничества, то в этом случае он приходит на своем автомобиле и он за свой автомобиль несет ответственность. Это его транспортное средство.

У меня был такой случай: шумела ходовая, стучала, нужно было поменять шаровые и рулевые. И мне пришло сообщение от агрегатора: «Уважаемый водитель, клиенты очень часто жалуются на техническое состояние автомобиля. Будьте добры, приведите его в порядок, иначе мы вас заблокируем». И водитель понимает: поехал, сделал ремонт.

Итак, если машина таксопарка, то ремонтом занимается он. Если машина лично водителя, то ремонт машины — забота владельца. Но надо понимать: если машина таксопарка, но водитель явно совершает наезд на какую-нибудь корягу и у него колесо становится квадратным, то разбираться с этим нужно водителю.

Есть такое негласное правило, что колеса и лампочки меняет водитель. Это расходный материал такой.

«Извините, я вас не повезу». Интервью с водителем такси

Дороги города Шахты

Я считаю, эти правила нужно прописать, чтобы каждый водитель их видел. И в этом случае окончательно решится вопрос недопонимания, которое во многих парках существует.

В момент поездки водитель и пассажир должны дружить

В «Яндексе» существует взаимная оценка: водителем пассажира и пассажиром водителя.

У меня была стопроцентная активность и пятитысячный рейтинг. Я его долго добивал и всё-таки добил — пять тысяч рейтинг и платиновый статус (!). Мне пришлось очень хорошо работать, очень стараться.

«Извините, я вас не повезу». Интервью с водителем такси

Сергей Капланский, «платиновый» водитель такси

А потом у меня начал спадать рейтинг. И я начал анализировать, с чем это связано: как правило, плохие оценки пассажир ставит водителю, если тот некорректно себя ведет, агрессивно, либо в плохом настроении.

То же самое и в обратную сторону. Я вам честно скажу, иногда, когда приходит пассажир с явно плохим настроением, были случаи, когда я просто говорил: «Извините, я вас не повезу». Нажимаю «Отказ» и еду дальше.

Однажды приходит заказ к гипермаркету «Лента». Стоят две взрослые женщины и с ними две дочери лет по 12, то есть четыре пассажира и две огромные, с горой, тележки из гипермаркета. Клянусь, с горой! А у меня машина легковая, Renault Logan.
И женщины, высоко задрав нос:
— Откройте нам багажник, пожалуйста.
— Простите, а вы обе тележки хотите внутрь?
— Да, мы хотим обе.
Я понимаю, что с таким настроением, хотя я не знал, чем оно было вызвано, мы далеко не уедем. Я говорю: «Вы извините, но это всё ко мне не поместится. Вам нужна другая машина». Женщина сразу же: «Я сейчас позвоню в диспетчерскую, да тебя там…» Но я сажусь и уезжаю. И потом до меня дошло: я увидел рядом стоящие машины такси, водители которых просто улыбаются на эту ситуацию. Видимо, дамы обратились не к одному водителю уже.

Я стараюсь не возить от борта — это когда человек голосует и ты его подбираешь. Ты не знаешь, кого ты возьмешь.

Я работаю только на систему, потому что всё прозрачно: есть номер телефона, с которого пассажир сделал заказ, понятно, куда он едет. В противном случае можно столкнуться с агрессией.

Как-то я получаю заказ, это было еще в «Семейном такси», был уже поздний вечер субботы или пятницы, один из предвыходных дней — как мы называем их, питейные. Выходят из дома мужчина со своей мамой. Мама присаживается в машину. Они нервничают, ругаются. Мужчина просит остановить, что-то забыл дома. Он выходит из машины, его нет некоторое время. Мама звонит ему на телефон, они продолжают ругаться. Очень плохое у них настроение. И я говорю: «Давайте, наверное, я вас покину? Вы пока решите свои вопросы, а я уеду», на что мама звонит сыну: «Давай быстрее! Тут уже водитель собирается уезжать». Такое началось... В этот момент ее сын спускается и, не задавая никаких вопросов, открывает дверь, и в меня, смотрю, летит пара кулаков. В общем, угибаюсь, и у нас начинается веселье с ним, драка. Это было прямо на проезжей части. И тут надо отдать должное водителям маршруток и других такси, никто не проехал мимо. Реально ребята остановились на случай, если... Потом, когда дело закончилось правильным исходом, ребята поехали своей дорогой. А я попросил пассажира так больше не делать и поехал в больницу накладывать гипс на руку.

Но есть и много позитива. На Новый год я выхожу на работу в костюме Деда Мороза и подлокотник мой, который является неким бардачком, заполнен конфетами.

Знаете, в «Семейном такси» я сделал огромную выручку в тот раз: больше пяти тысяч 30-го и 31-го числа. Потому что пассажирам я давал конфеты. Казалось бы, ну едет водитель Дед Мороз и раздает конфеты. Но это так нравилось детям и их родителям, что они потом еще раз заказывали, чтобы отвезти их еще.

А иногда пассажиры делают подарки, и это очень приятно. Например, мне подарили кондиционер металла для двигателя, и я им пользуюсь. На Новый год пассажирка подарила термокружку, нужная и полезная вещь. Еще дарили вонючки, пахучки. Конфеты, кстати, тоже бывали. Один раз было яблоко.

Об идеальном мире

Идеализировать мир сложно, но я вернусь к своему прошлому и детству. Итак, мой отец — ветеран труда. Я хорошо помню, как скромно мы жили, к сожалению. Нужно отдать, наверное, должное (в кавычках) нашему государству.

Я считаю, что нормальный доход для водителя, у которого есть семья, не меньше 40 тысяч.

Когда 40, то это уже достаточно. Это комфортно. Ты можешь отсюда и отложить на ремонт своего коня, и оставить на семью. При этом понимать: если у тебя работает супруга, то вам будет достаточно. Если супруга зарабатывает порядка 30, то вам вполне комфортно будет жить. По крайней мере, в том месте, где я живу, — в городе Шахты.

Корректор/литредактор: Варвара Свешникова
Иллюстрации: личные фотографии Сергея Капланского