Как исправить записи в трудовой, которые могут стоить пенсии

Вам понадобится действительно много документов

3 906

Несмотря на цифровизацию и активный перенос сведений в электронный вид, многие работники сохранили бумажные трудовые книжки и рассчитывают на них как на основное подтверждение стажа. Крайне важно, чтобы все сведения в документе были корректными: «маленькая» ошибка может помешать в трудоустройстве или повлиять на учет стажа и размер пенсии. Поэтому, если вы нашли в документе неверную запись, позаботьтесь о том, чтобы ее исправить.

Какие документы нужно собрать, чтобы получить максимальную пенсию

Ошибка на титульном листе

На титульном листе трудовой книжки указываются основные сведения о работнике:

  • фамилия, имя, отчество;
  • дата рождения;
  • образование;
  • профессия, специальность.

Их кадровики должны вносить строго на основании документов. Фамилию, имя, отчество и дату рождения — на основании паспорта или иного документа, удостоверяющего личность; запись об образовании, профессии, специальности — как в аттестате, дипломе и т. п.

Если кадровик написал «Наталия» вместо «Наталья» или «Валерьевна» вместо «Валериевна», это будет существенной ошибкой. Пенсионный фонд даже может решить, что книжка вам не принадлежит, так как в паспорте имя/отчество написано по другому. Такая же проблема возникнет, если не соответствует паспортным данным дата рождения (число, месяц или год рождения).

Это значит, что вам придется обращаться в архивы и подтверждать периоды работы другими документами. Иногда приходится доказывать, что книжку завели именно вам, через суд.

Порядок исправления таких ошибок законом четко не регулируется. Тем, кто устраивается на работу после 2021 года, бумажные трудовые книжки не заводят, поэтому вероятность ошибок при первичном оформлении трудовой минимальна. Сейчас оформить новую трудовую сотруднику могут, только если документ был потерян, — тогда, если на титульном листе сделали ошибку и сразу ее обнаружили, работодатель должен уничтожить бланк трудовой и заполнить новый.

Если ошибку выявили не сразу, есть несколько вариантов действий.

  1. Когда ошибку допустил нынешний работодатель, попросите оформить новый бланк.
  2. Если ошибку допустили на прежнем месте работы, то можно по аналогии использовать правила, по которым изменяют сведения о фамилии, имени и т. д.
    Так, изменения записей в трудовых книжках о фамилии, имени, отчестве и дате рождения производятся на основании паспорта, свидетельств о рождении, о регистрации брака, о расторжении брака, о перемене имени и других документов и со ссылкой на их номер, дату и орган, выдавший документ.
    Указанные изменения вносятся на первую страницу (титульный лист) трудовой книжки. Одной чертой зачеркивается прежняя фамилия или имя, отчество (при наличии), дата рождения, затем записываются новые данные. Ссылки на соответствующие документы делаются на внутренней стороне обложки трудовой книжки и заверяются подписью работодателя или специально уполномоченного им лица и печатью организации или кадровой службы (при наличии печати).
    Но, чтобы внести исправления, нужно получить письменное подтверждение от работодателя, который допустил ошибку, что трудовую книжку выдали именно вам. Запрос об этом может направить нынешний работодатель. Когда на прежнем месте работы предоставят документ, подтверждающий неточность в написании Ф. И. О. или дате рождения, на текущей работе внесут исправления.
  3. Если компанию, которая завела трудовую книжку, ликвидировали или она отказалась выдать официальный документ, новый работодатель не вправе исправлять неверные данные на титульном листе. В этом случае вы можете обратиться в суд — именно он поможет установить факт, что трудовая книжка принадлежит именно вам.

Ошибки в сведениях о работе и награждении

Ошибки в записях о работе и награждении признаются недействительными в следующем порядке. Сначала в графах 1 и 2 проставляется порядковый номер и дата записи, в графе 3 указывается, что неверная запись недействительна, затем вносят верную запись. Например: «Запись под № 5 недействительна. Работник принят на должность бухгалтера». В графе 4 указывают реквизиты соответствующего приказа.

В разделах «Сведения о работе» и «Сведения о награждении» трудовой книжки зачеркивание ранее внесенных неточных, неправильных или иных признанных недействительными записей не допускается. Если работодатель неправильную запись просто зачеркнул — требуйте, чтобы исправления внесли корректно.

При увольнении проверяйте, что блок записей о работе в данной компании закрыт. То есть последней должна быть запись об увольнении. Если ее не внесли, ПФР может не зачесть период работы в стаж. Эта ошибка влияет на продолжительность стажа работы и размер пенсии.

Если выявили эту ошибку уже после увольнения, обратитесь к прежнему работодателю, чтобы внести запись. Иначе на новом месте вам могут отказаться вносить запись о приеме, так как решат, что у вас уже есть основное место работы.

Если не хотите обращаться к прежнему работодателю, можете устроиться по совместительству.

Когда бывший работодатель находится, к примеру, в другом городе, запись может внести работодатель по новому месту работы, но для этого придется получить от прежнего работодателя подтверждающие документы — заверенную копию приказа об увольнении или архивную справку.

Убедитесь, что в трудовой книжке правильно указана ваша должность. Она должна соответствовать трудовому договору и приказу о приеме на работу. Особенно важно это проверить, если вы претендуете на досрочную пенсию. В этом случае названия профессий и должностей должны соответствовать указанным в списках № 1 и 2, утвержденных Постановлением Кабинета министров СССР от 26 января 1991 г. № 10.

Ошибкой будет, например, неполное или неточное наименование должности. Например, если вместо должности «укладчик-упаковщик» указано «укладчик». Также ПФР считает ошибкой смежные или устаревшие, сокращенные наименования должностей. Проблемы могут возникнуть и при орфографических ошибках.

Если ошибка допущена в наименовании работодателя, это также необходимо исправить.

Наименование организации в трудовой книжке указывают без нумерации. Исправляют ошибку следующим образом: в графах 1 и 2 указывают порядковый номер и дату внесения записи. В графе 3 пишут, что в наименовании организации допустили ошибку. И в следующей строке без номера пишут правильное наименование организации.

Если проставлен штамп с неверным названием компании, в графах 1 и 2 указывают порядковый номер и дату внесения записи. В графе 3 пишут: «Оттиск штампа с *название организации* считать недействительным». Ниже ставят правильный штамп.

11 справок с работы, которые вам рано или поздно понадобятся

Байки от редакторов, истории, которые нас зацепили, полезные и бесполезные сообщения-«молнии» — всё в телеграм-канале «Просто работы». Не хватает только вас.

Почитать

Какие ошибки исправлять, а какие нет

Несущественные ошибки, которые не влияют на подсчет стажа и не вызывают сомнений в принадлежности трудовой книжки именно вам, можно не исправлять. Например, если пропущен порядковый номер записи или дата внесена прописью, а не цифрой.
Всегда исправляйте ошибки:

  • в личных данных на титульном листе,
  • периодах работы,
  • реквизитах приказов,
  • названиях компаний и должностей,
  • основаниях увольнения.

Корректор/литредактор: Варвара Свешникова
Иллюстрация: Natalya Vilman / IStock