Как научить ребенка обращаться с деньгами

Игры в магазин и споры о карманных деньгах

2 920
Деньги

Хорошо было в детстве: нарвал с дерева листочков — вот и деньги! На них можно было купить что-то ужасно нужное, например ружье из палки или куколку с головой из одуванчика.

А теперь мы — взрослые, и деньги больше не растут на деревьях. Чтобы их получить, приходится ежедневно трудиться. Да и свои дети потихоньку подрастают, так что нам приходится объяснять, что же это за такая чудесная штука — деньги, и учить тратить их с умом.

«Что такое деньги?»

Нарочно начинать говорить о деньгах и не придется, пожалуй. Осваивая речь и изучая мир вокруг, малыш непременно сам узнает о деньгах. Увидит, как родители делают покупки, услышит разговоры, ему откажутся купить очередную игрушку, потому что она слишком дорогая, и еще много всего.

Так что, как только ребенок заинтересовался деньгами, можно помочь ему разобраться, что же это такое. Например:

— Научить его игре в магазин. Вы же помните, как в нее играть? На импровизированный прилавок выкладываете разные замечательные вещички (игрушки, краски, пластилин, вкусности), назначаете игровую валюту и определяете правила, как ее можно заработать. Да-да, пусть это будут листочки, но строго определенной формы (чтобы их нужно было найти и нарвать). А зимой «валюту» можно нарезать из бумаги. Предложите ребенку побыть сначала покупателем, а потом продавцом.

— Каждый раз по пути в настоящий магазин рассказывать ребенку, за чем вы идете и сколько денег вам понадобится на покупки. Можно предварительно вместе составлять список необходимого — это первый шаг к планированию расходов. Заодно показать ребенку монетки и бумажные деньги, объяснить, что у них разные номиналы.

— Разрешить помогать вам с покупками. Отыскать нужный товар в супермаркете и положить его в корзину, иногда самостоятельно обратиться к продавцу и отдать ему деньги за товар (разумеется, когда вы рядом). Дети обычно любят участвовать во взрослых делах и помогать родителям.

Отличная серия мультсериала «Три кота» о походе в магазин, наглядно показывает детям, как это работает.

Ребенок быстро освоится с покупкой и продажей и задаст следующий вопрос…

«Откуда у нас появляются деньги?»

Ответ очевиден: люди получают деньги за свою работу. Проще всего показать это на примере вашей собственной семьи, простым и понятным языком объяснив ребенку, чем вы зарабатываете на жизнь и куда потом тратите средства. Например:

Я работаю учительницей, учу детей математике. За это мне платят деньги, и мы покупаем еду, одежду, игрушки и т. д. Всё это можно купить в магазине, где нам помогают продавцы. За то, что они работали, нашли для нас нужную вещь и продали ее нам, они тоже получат зарплату и потратят ее уже на что-то нужное им.

Важно объяснить, что каждый человек кем-то работает и что-то делает. Пекарь печет хлеб, кондитер готовит торты, учитель учит, швея шьет одежду. Пекарь не может сам сшить себе одежду, а швея — испечь себе хлеб. Получается, никто не может обойтись без результатов работы других людей. И что же делать, чтобы получить необходимое? Придумать нечто ценное для всех, что можно было бы обменивать и на хлеб, и на одежду, и на вкусные пирожные, и на занятия математикой или английским языком.

Человечество так и поступило — появились деньги. Причем сначала они были совершенно не похожи на те купюры и монеты, которыми мы расплачиваемся сейчас. Давным-давно в некоторых странах, например в Китае, Японии, Индии, в качестве денег использовались ракушки каури. Ценились в древности и шкурки пушных зверей, и украшения. А затем деньги обрели более привычный для нас вид, но и он уже много раз менялся (периодически меняется и сейчас).

Выпуск передачи «Галилео» о деньгах и о том, откуда они взялись.

Объяснить ребенку, откуда берутся деньги, можно в играх:

— «Расскажи о профессии». Удобно играть на прогулках. Когда вы видите человека за работой (строителя, полицейского, продавца, дворника, курьера и пр.), предлагайте ребенку рассказать, что этот человек делает, почему его труд важен и за что ему платят.

— «Я вырасту и буду…» — пусть ребенок придумывает разные варианты, кем бы он мог стать, когда вырастет, как смог бы зарабатывать деньги. Конечно, если ему понравится в это играть и у него нет заветного желания об определенной профессии, отступить от которого ему неприятно даже в шутку.

Купить? Копить?

Если ребенок просит дорогую игрушку или технику, не отмахивайтесь от него фразой «Денег нет, поэтому не куплю — и точка». Ведь ситуация, когда нельзя приобрести что-то сразу, когда захотелось, очень полезна и показательна. Особенно если чадо уже в курсе, что вещи покупают за заработанные деньги.

Постарайтесь максимально доступным языком рассказать ребенку, сколько у вас регулярных трат. Часть зарплаты вы тратите на оплату жилья: аренда, ипотека или коммунальные платежи (не обязательно углубляться, если ребенок маленький). Главное, обозначить, что вы платите за то место, где живете. Затем — еда, одежда и лекарства по мере необходимости. Развлечения, покупка игрушек — это лишь одна из статей ваших расходов, и оттого на них приходится не так много денег.

Но есть и хорошая новость! Деньги можно копить, чтобы позже приобрести желанную вещь. Помогите ребенку посчитать, сколько времени уйдет на то, чтобы скопить нужную сумму, и расскажите, как это лучше сделать:

— сэкономить на чем-то (например, не есть мороженое каждый день, зато купить куклу через две недели, а не через месяц);
— продать надоевшие игры и игрушки (например, на «Авито»);
— получать от вас небольшие деньги на карманные расходы. Можно ввести и систему поощрений за хорошие поступки (главное, не переусердствовать: чтобы семейные отношения не превратились в товарно-денежные, а учеба не стала просто погоней за пятерками — «ведь за них платят»).

Выберите вместе с ребенком симпатичную копилку, чтобы он мог откладывать туда деньги. Расскажите, что у вас тоже есть желания, которые вы не можете воплотить моментально, и собственная копилка для больших покупок (только находится она не дома, а в банке).

Кстати, цены в магазинах могут сильно различаться, так что можно вместе поискать ту самую игрушку где-то еще. Возможно, вам удастся найти более выгодную цену или скидку — так вы дадите ребенку еще один урок по обращению с финансами: никогда не бросаться на первое попавшееся предложение, не изучив рынок.

Нужны ли ребенку карманные деньги?

Сложно научиться распоряжаться собственными деньгами только на чужом опыте.

Так что имеет смысл выделять ребенку определенную сумму регулярно, если ему уже есть куда потратить деньги. Например, он начал ходить в школу и хочет иногда покупать себе угощения в столовой. Или настолько вырос, что гуляет с друзьями, ездит на подготовительные курсы, — речь идет уже об оплате проезда, походах в кино, перекусах в кафе. Сколько давать — каждая семья решает самостоятельно, исходя из своих доходов и детских потребностей.

Будьте готовы, что первые карманные деньги могут разлететься очень быстро. И не ругайте ребенка: помогите ему проанализировать случившееся, сделать выводы. По сути, это очередной урок финансовой грамотности, только на этот раз практический, а потому еще более важный.

Корректор/литредактор: Варвара Свешникова
Иллюстрация: didiaCC / Shutterstock

Есть что сказать по теме? Пишите.

Похожие статьи