Как обустроить рабочее место в офисе

От личного стула до климата в помещении

9 243

Требования к рабочим местам регулируются Трудовым кодексом, санитарно-эпидемиологическими правилами и санитарными нормативами. Мы разобрались, какими должны быть стол и температура в офисе и как улучшить рабочее место.

Тест: Что ваше рабочее место может о вас рассказать?

Положение тела

При правильном положении тела работать получается более, так как не появляется боли в мышцах. Важные правила: не сутулиться, не «тянуться» к мышке, держать плечи расслабленными. Ступни ровно стоят на полу, клавиатура располагается на уровне согнутых локтей, а монитор — на уровне глаз, чтобы не пришлось закидывать или сгибать шею.

Стул

У хорошего офисного стула регулируется всё: высота и наклон сидения и спинки, расстояние от спинки до края сиденья, общая высота и подъем подлокотников. Это нужно, чтобы подогнать кресло под любой рост. Стоит проверить, чтобы все части надежно фиксировались, иначе придется балансировать и мышцы будут уставать.

А еще мышцы затекают и болят, когда человек долго сидит в одной позе, даже если она правильная. Поэтому конструкция стула должна позволять, например, откинуться на спинку без страха, что она сломается. Для комфорта в современных стульях предусмотрена поясничная поддержка — специальный валик, который обеспечивает правильную физиологическую осанку. Важно, чтобы спина в месте наибольшего прогиба соприкасалась со спинкой кресла, а край сидения кресла не врезался в колени.

Любой офисный стул регулируется по высоте, поэтому сотрудник должен самостоятельно подстраивать сиденье под себя. Если оно будет опущено слишком низко, устанут и заболят колени; поднято слишком высоко — увеличится нагрузка на позвоночник. Следует настроить кресло так, чтобы колени были согнуты под углом в 90°.

Невысоким людям может быть неудобно сидеть за высоким столом: поднимая стул повыше, они теряют правильную опору для ног. Поможет специальная скамейка, у которой регулируется наклон и высота.

Работа стоя

Долгая офисная работа зачастую приводит к малоподвижному образу жизни. От этого увеличивается риск развития сердечно-сосудистых заболеваний, рака и диабета второго типа. Однако есть исследования, которые рекомендуют работать стоя: так уровень сахара в крови быстрее возвращается к норме, а продуктивность человека возрастает. Работать стоя может быть удобно фрилансерами или сотрудникам на удаленке, которые задумываются, как организовать рабочее место дома.

Переходя на высокий стол, стоит учитывать, что в первые дни организм будет адаптироваться к новому образу жизни — может болеть спина или ноги. Поэтому лучше всего чередовать стоячую и сидячую работу.

Для работы стоя нужно отрегулировать высоту стола и положение экрана. Правильную высоту подскажут руки: они должны быть согнуты под углом в 90°. Верхняя часть монитора при этом должна быть на уровне глаз, чтобы не было необходимости вытягивать или наклонять шею. Чтобы от долгой нагрузки не уставали ноги, используются специальные коврики. Они уменьшают напряжение мышц и суставов и стимулируют кровообращение.

Стол

В отличие от офисного кресла, стол не так просто отрегулировать под каждого сотрудника. По нормативам высота от пола до столешницы должна быть не менее 72 см. Предусмотрено и комфортное пространство для ног: высота — от 60 см; ширина — 50 см; глубина для колен — не менее 45 см.

Есть норматив и для рабочей поверхности: она должна быть не меньше 120 см. Но слишком большое рабочее пространство тоже может оказаться неудобным. Дело в том, что человеку комфортно брать предметы на расстоянии вытянутой руки, то есть расположенные в 30–40 см от него. Если ширина стола более двух метров, то приходится тянуться к предметам, стоящим на краю. А еще нужно обратить внимание на поверхность стола. Лучше выбирать матовые столешницы: в лакированных отражается свет от лампы или бликуют солнечные лучи — внимание рассеивается, глаза утомляются.

Важно и расположение столов в кабинете. Одним из самых неудобных мест признают стол напротив выхода или рядом с ним: посетители воспринимают этот стол как место консультаций и отвлекают сидящего вопросами.

Долой территоризм: какие личные вещи запрещены на работе

Оборудование

Главные инструменты офисного работника — мышка и клавиатура. Иногда при длительной неправильной работе с ними может возникнуть туннельный синдром: он проявляется резкой болью в запястье, онемением и покалыванием в пальцах. Чтобы избежать неприятных ощущений, нужно сделать так, чтобы кисть и предплечье были на одном уровне, кисть не нависала над мышью и не прогибалась вниз. Полезна будет и эргономичная мышь, которая повторяет анатомическую форму руки и снижает дискомфорт.

Не менее важна клавиатура. Например, механическая клавиатура плохо подходит для открытых рабочих пространств: клавиши гремят, чем раздражают окружающих. В то время как мембранные клавиатуры более тихие, а у некоторых моделей есть даже защита от жидкостей. Современные клавиатуры, как и мышки, эргономичны и помогают снизить нагрузку на руки. Они выполнены в виде мягко изогнутой дуги и оснащены подставкой для ладоней и запястий. У некоторых моделей такие подставки регулируются, так что человек может настроить их под себя.

Большое количество проводов, окутывающих стол, могут быть опасны. Поэтому рекомендуется их прятать, например с помощью магнитных держателей для кабелей.

Помимо персональных компьютеров, в офисах много принтеров, сканеров и копировальных аппаратов. Если используются лазерные принтеры, то в воздух попадают микрочастицы тонера, а после оседают в дыхательных путях. Поэтому при активной печати стоит поставить устройство на отдельную тумбу и не забывать проветривать помещение. А еще любое устройство должно располагаться на удобной для всех высоте — чтобы не приходилось тянуться к нему или, наоборот, нагибаться.

Байки от редакторов, истории, которые нас зацепили, полезные и бесполезные сообщения-«молнии» — всё в телеграм-канале «Просто работы». Не хватает только вас.

Почитать

Освещение

Еще в школе говорили о том, что свет должен падать слева, чтобы тень от руки не скрывала записи. Так равномерно освещается и монитор, и записи человека-правши. Лучше не располагать рабочие места лицом или спиной к окну: в первом случае солнце будет светить прямо в глаза, а во втором на экране компьютера появятся блики.

Искусственное освещение желательно делать двойным: фоновый потолочный свет и индивидуальная лампа на каждом столе. Это связано с физиологическими особенностями глаза: если вокруг темно, то зрачок расширяется, а когда на расширенный зрачок попадает направленный свет от лампы, он повреждает сетчатку. Поэтому сочетание общего и локального света снижает нагрузку на глаза. Лампа на столе должна находиться чуть выше уровня глаз, чтобы не ослеплять.

Климат в помещении

Санитарные нормы жестко регламентируют температуру, влажность и частоту проветриваний. Так, на рабочее место с плоским монитором должно приходиться не менее 4,5 м², проветривать помещение нужно каждый час, а влажность воздуха необходимо поддерживать в диапазоне 40–60%.

Важное условие комфортной работы — температура. СанПиН предусматривают следующие цифры: 22–24 °C зимой и 23–25 °C в теплое время года.

Если в офисе слишком жарко или слишком холодно, то сотрудник может отказаться работать. Для этого нужно написать заявление работодателю, описать условия на рабочем месте, самочувствие и причины, по которым невозможно продолжать трудиться. Работодатель будет обязан улучшить микроклимат или предложить работу в оптимальных условиях, например на удаленке. Если руководитель не выполняет требования к организации рабочего места, можно обратиться в трудовую инспекцию.

Раздражители

Чаще всего на разные отвлекающие факторы жалуются сотрудники открытых рабочих пространств. Например, коллеги разговаривают по телефону, общаются между собой, барабанят по клавиатуре и постоянно ходят к кулеру, задевая чужие кресла. Изменить планировку сами сотрудники не в силах, но есть несколько хитростей, которые помогут уменьшить раздражение.

  • Купите хорошие наушники с шумоподавлением. Они позволят заглушить посторонние звуки и сосредоточиться на работе. На музыкальных платформах есть целые плейлисты с разными треками. А если отвлекает любая музыка, то можно включить звуки природы: дождя или пения птиц. Главное, не выкручивать громкость на максимум: это вредит слуху и мешает окружающим.
  • Договоритесь с коллегами снизить уровень шума. В некоторых компаниях запрещено надевать наушники, или человеку в них просто неудобно. Тогда поможет договоренность: например, все переводят телефоны в беззвучный режим, а текущие вопросы обсуждают в чатах или поговорках.
  • Создайте личное пространство. В опенспейсах многих раздражает отсутствие личного пространства. Особенно если помещение небольшое, нет перегородок и столы стоят вплотную друг к другу. Чтобы «отстраниться» от коллег, можно поставить на краю стола папки для бумаг — они же помогут поддерживать порядок. Или яркий цветок, чтобы добавить месту индивидуальности и хотя бы символически отгородиться от окружающих. К тому же цветы стимулируют творческие способности и уменьшают стресс. Главное — поливать их аккуратно, чтобы вода не попала на бумаги и клавиатуру.
  • Систематизируйте рабочие документы. Чтобы не тратить время на поиск нужного документа или новой ручки, стоит рационально организовать рабочее место: например, принести разноцветные папки для бумаг и коробки для канцелярии. А если придуманная система окажется не слишком удобной, то ее всегда можно поменять.

Чек-лист для быстрого осмотра рабочего места в офисе:

— Проверьте, не сломано ли кресло. Если оно перестало подниматься или спинка прогнулась — его пора заменить.
— Насколько ровно лежат руки на мышке и клавиатуре, не перегибаются ли кисти?
— Проверьте, все ли лампочки работают, не слишком ли тускло они светят.
— Нет ли бликов на мониторе, не отражаются ли в нем чужие экраны? Если отражаются — стоит поменять угол или наклон монитора.
— Не пора ли проветрить помещение? Если прошло больше часа после предыдущего проветривания или недавно печатали много документов, лучше ненадолго открыть форточку.
— Насколько чисто на столе, не слишком ли много скопилось личных вещей и ненужной канцелярии?

Корректор/литредактор: Варвара Свешникова
Иллюстрация: martin-dm / IStock