11 495

Как описать ключевые навыки в резюме

И не использовать слова «стрессоустойчивый» и «коммуникабельный»

Себя хвалить сложно, но необходимо — особенно когда вы заполняете графу «Ключевые навыки» в резюме.
Рассказали, как хвалить себя грамотно и с пользой.

Что такое ключевые навыки

У классического резюме жесткая структура, и в нем обязательно есть блок «Ключевые навыки». Мало кто из соискателей знает, что для рекрутера информация в этом блоке невероятно важна.

Ключевые навыки — это ваше конкурентное преимущество, но при условии, что:

  • они обязательны для этой должности,
  • вы хорошо ими владеете,
  • не каждый умеет это делать.

Если речь о резюме в документе Word или Google-документе, я рекомендую не создавать его по шаблонам сайтов для поиска работы. В идеале «Ключевые навыки» должны находиться сразу после автобиографических данных и названия желаемой должности.

Екатерина Тарасова, эксперт по карьере с опытом работы в HR более 10 лет

Какие бывают ключевые навыки

Классифицируют их по-разному, но самым актуальным сейчас считается деление на hard и soft skills.

Hard skills — это прикладные, «технические» навыки. Их можно измерить, например с помощью тестирования. Скорость набора текста измеряется в количестве знаков в минуту, а владение английским языком можно подтвердить сертификатом TOEFL с количеством баллов.

Soft skills — это субъективные, надпрофессиональные навыки, которые тоже важны для успешной карьеры. Измерить их не получится, а оценить, насколько вы ими владеете, работодатель сможет, только уже когда примет вас и посмотрит на вашу работу «в полях». К таким навыкам относится тайм-менеджмент, дисциплинированность, пунктуальность, критическое мышление.

Soft skills в целом универсальны. Но если для менеджера по продажам важнее коммуникативные навыки, то для финансового контролера — аналитические.

Что до hard skills, то набор навыков для каждой профессии свой, и подсказки грамотному специалисту тут не нужны. Программисты указывают владение языками программирования, администрирование баз данных. Бухгалтеры — знание международных стандартов отчетности, навыки работы в специализированных бухгалтерских программах и базах нормативных документов. Проектные менеджеры — применение agile и других методик управления проектами (например, «барабан-буфер-канат»), владение техникой скрам-менеджмента.

Для каждой специальности и должности комбинация hard и soft skills уникальна. Побеждает в карьерной гонке не тот, у кого в принципе больше навыков, а тот, у кого есть необходимый набор.

Как писать о ключевых навыках

Вот что нужно, чтобы превратить стандартный, а иногда и формальный блок с ключевыми навыками в ваше конкурентное преимущество.

  • Сформулируйте ценность себя как специалиста

Вспомните, при каких обстоятельствах к вам чаще всего обращаются за помощью. Почему так? Какие ваши навыки в такие моменты требуются? Можете спросить коллег, какие ваши профессиональные качества они считают самыми сильными.

  • Включите наблюдательность и аналитическое мышление

Посмотрите, как рекрутеры описывают навыки в интересующих вас вакансиях. Придерживайтесь этих формулировок. Будет полезно пролистать резюме других специалистов в вашей сфере.

Не нужно писать абсолютно все свои навыки. Стоит выделять те, которые будут актуальны для вакансии, на которую отправляете резюме. Если у вас больше навыков, чем необходимо, — лучше создайте еще одно резюме под еще одну профессию.

Ирина Рузавина, карьерный консультант с опытом работы в HR более 13 лет, преподаватель университета онлайн-профессий «Нетология»

  • Уберите лишнее

Не надо перечислять слишком много навыков — это будет выглядеть формальностью. Оставьте только самые важные.

В идеале должно быть пять — семь навыков. Как их выбрать? Копируйте себе формулировки требований и задач из интересных вам вакансий. Смотрите, какие встречаются чаще всего, и выбирайте те, которыми вы хорошо владеете. Плюс этого упражнения еще и в том, что вы сможете дополнительно оценить свои умения — увидеть, каких компетенций вам, возможно, не хватает.

Екатерина Тарасова, эксперт по карьере с опытом работы в HR более 10 лет

  • Указывайте только актуальные навыки

Время от времени выясняйте, чему учат в авторитетных школах и вузах, которые готовят специалистов из вашей сферы, — это поможет следить за духом времени. Иначе есть риск показаться рекрутеру старомодным, не заинтересованным в профессиональном развитии.

Чем больше digital-компетенций, тем более продающим выглядит резюме. Пишите название программ, в которых работаете, даже если это самописная CRM-система, созданная специально для вашей компании. И кстати, удалите раз и навсегда из своего резюме фразу «уверенный пользователь ПК», сейчас она выглядит примерно как «пишу шариковой ручкой на бумаге.

Ирина Рузавина, карьерный консультант с опытом работы в HR более 13 лет, преподаватель университета онлайн-профессий «Нетология»

  • Помните, что ключевые навыки — это профессиональные навыки

Очень важно не путать личностные качества и компетенции (ключевые навыки). Целеустремленность, настойчивость и набившая оскомину стрессоустойчивость — это как раз характеристики личности.

Екатерина Тарасова, эксперт по карьере с опытом работы в HR более 10 лет

  • Показывайте и доказывайте

Не просто называйте навык, а подтверждайте его конкретным примером. Например, вместо «умею продавать» — «регулярно выполнял поставленные планы продаж и KPI, проводил внутренние тренинги для сотрудников отдела продаж».

Главные ошибки, которые можно совершить

  • Пропустить блок «Ключевые навыки», вообще не заполнить его.
  • Перегрузить блок информацией — он становится больше блока «Опыт работы».
  • Указать навык, который вы не планируете использовать в работе. Например, вы пишете: «Навык эффективной презентации», а на собеседовании говорите: «Я не хочу выступать перед другими». Получается такой каприз — могу, но не буду.
  • Перепутать уровни «исполнитель» и «руководитель». Например, вы ищете работу руководителя (директора), а в резюме перечисляете умения специалистов низшего звена.
  • Указать навыки, которыми не владеете (даже если планируете их освоить). После выхода на работу ложь откроется — и на отношения с руководителем как минимум ляжет тень.

И еще важный нюанс

Не стоит перегружать резюме soft-скилами. Желательно соотношение 70/30 в пользу hard-скилов. Очень забавно смотрится такое описание:

  • знание Photoshop,
  • креативность,
  • коммуникабельность,
  • активная жизненная позиция,
  • критическое мышление,
  • аналитическое мышление.

Рекрутер заподозрит, что вы человек рефлексирующий: наверняка и к работе так относитесь — сто раз подумаете, прежде чем делать. А эту работу нужно выполнять, не рассуждая, «какой я и какой мир".

Но список может быть и другим. Например:

  • знание HTML/CSS/jQuery, опыт создания страниц;
  • Adobe Muse — опыт создания собственного интернет-магазина;
  • SMM-продажи через соцсеть «ВКонтакте», оформление групп, верстка меню;
  • опыт работы в ОС Linux/Windows/Android/iOS (пользователь);
  • Photoshop, Illustrator, GIMP (ретушь/обработка фотографий, повседневные задачи)
    Sony Vegas (видеомонтаж);
  • креативность;
  • коммуникабельность;
  • активная жизненная позиция;
  • критическое мышление;
  • аналитическое мышление.

В этом случае описание будет вполне гармоничным: человек много чего умеет делать руками, при этом многое понимает о себе. Кроме того, группировка навыков (hard — soft) характеризует соискателя как человека системного. Скорее всего, у него в голове всё стройно и по полочкам.

Ирина Рузавина, карьерный консультант с опытом работы в HR более 13 лет, преподаватель университета онлайн-профессий «Нетология»

Пример ключевых навыков для кассира

  • Опыт осуществления кассовых операций, работы с денежной наличностью (в том числе определение подлинности купюр), опыт проведения безналичных расчетов, инкассации.
  • Знание инструкций ЦБ РФ, кассовой дисциплины, правил приема и выдачи денежных средств, правил ведения кассовой документации.
  • Успешный опыт участия в инвентаризации.
  • Знание правил торговли и закона «О защите прав потребителей».
  • Опыт работы с кассовым аппаратом онлайн.
  • Выкладка товара в прикассовой зоне, мерчендайзинг группы «элитный алкоголь».
  • Соблюдение корпоративного стандарта при обслуживании покупателя, понимание принципов клиентоориентированности.
  • Умение работать в команде.

Редактор: Наталия Алекса
Корректор/литредактор: Варвара Свешникова
Иллюстрация: bizvector/Shutterstock

Есть что сказать по теме? Пишите.

Похожие статьи