Как правильно критиковать?

Конструктивная критика, которая не обидит, а, наоборот, поможет

1 706

Знаете, какая суперсила заслуживает отдельного героя? Способность спокойно выслушивать бестолковую, незаслуженную и негативную критику. Как развивать такую суперсилу — ученым пока неизвестно. Правда, ходят слухи про Тибет, медитации и чай с мелиссой…

Чтобы окружающим, в том числе коллегам и подчиненным, не пришлось бежать от вас так далеко — предлагаем разобраться, как критиковать правильно и конструктивно.

Когда нужна конструктивная критика

Чаще, чем кажется. Не всегда собеседник называет ее так: вас могут попросить высказать мнение или дать обратную связь — но суть остается прежней. Например:

  • на работе — подсказать коллеге, как улучшить презентацию для собрания акционеров, или потренировать подчиненных правильно произносить скрипт продаж;
  • дома — помочь ребенку с подготовкой пересказа или ответить мужу, ровно ли висит зеркало в ванной;
  • с друзьями и родственниками — прокомментировать новое платье подруги или подсказать маме-диабетику более полезные рецепты, чем оливье, после которого на прошлой неделе она почувствовала себя плохо.

При правильном подходе конструктивная критика становится инструментом, который помогает вашим собеседникам «стать лучше», добиться желаемого результата или просто найти мотивацию. Если научитесь критиковать конструктивно — станете приятным собеседником, добьетесь уважения коллег и укрепите отношения с близкими.

Что значит «конструктивная»

Слово происходит от латинского constructivus — ‘служащий для построения’. Конструктивной критика становится тогда, когда на ее основе можно что-то «построить»: развить, улучшить. Такая не разрушает самооценку, не лишает импульса к действию.

Признаки конструктивной критики:

  • формулируется доброжелательно и уважительно по отношению к человеку, который просит о ней;
  • подкреплена аргументами, уместными примерами и историями из жизни;
  • включает конкретные и выполнимые рекомендации;
  • по определению субъективна, но не претендует на истину — лишь озвучивает личное мнение.

Как давать конструктивную критику: пошаговый алгоритм

Представим ситуацию.

К вам пришел пятилетний сын и показывает рисунок. На нем семья: папа, мама и малыш, все с круглыми желтыми головами и руками-палками. Художник: «Смотри, что я нарисовал!» Ваш ответ…

Стоп! Во-первых, ребенок для конструктивной критики маловат. Во-вторых, он ее не просил. Единственно правильный ответ: «Вот это да! Папа, мама и малыш. Я всех сразу узнал(-а). Рисунок отличный!»

Меняем вводные.

Возьмем универсальную ситуацию, чтобы вы сразу примерили ее и на свою профессию.

К вам пришел 12-летний сын, которому нужно подготовить презентацию на тему семейного бюджета для внеклассного занятия по финансовой грамотности. Творец: «Мам, глянь, я тут типа презу сделал. Надо, чтобы круто было, а то за проверочную тройку получил — и теперь мне там хорошая оценка нужна. Что думаешь?»

Поехали!

18 вещей, о которых не стоит писать в рабочих чатах и деловых сетях

1. Сделайте паузу

Не произносите того, что первым взбредает на ум. Пауза поможет сформулировать критику тактично, а заодно убедиться, что она вашему собеседнику действительно нужна (например, он подождет и спустя время вам напомнит). Нет ничего хуже, чем непрошеные советы и неуместная критика.

Паузой может быть как 10 минут, так и пара дней — решайте в зависимости от контекста и сложности просьбы.

Точно плохоУже лучше
«Показывай. Как раз посмотрю, пока посуду мою. А что это у тебя всё такое мелкое и пестрое?»«Ладно, посмотрю. Давай только посуду домою. Я сама полистаю и приду к тебе обсудить минут через 15. Подойдет?»

2. Тщательно изучите объект критики

Не высказывайтесь о том, в чем совсем не разбираетесь и насчет чего у вас нет собственного мнения (обывательское далеко не всегда становится поддержкой).

Точно плохоУже лучше
«Прикольные у тебя картинки в презентации. Наверняка всем понравятся».«У меня не большой опыт с презентациями, поэтому ты потом папе покажи, он точно дельный совет даст. А вот мне очень нравится, что ты дополнил свои идеи уместными мемами. Это сразу в глаза бросается и задает настроение, заставляет улыбнуться».

3. Уточните про ограничения

Ограничения есть почти всегда: по времени, бюджету, уровню квалификации. Какой смысл критиковать новичка, словно он в деле десятки лет? И собеседник вряд ли оценит по достоинству ваши советы, если они гарантированно не укладываются в его бюджет или дедлайн.

Точно плохоУже лучше
«А что так мало слайдов? Поленился?»«Какой срок тебе дали на работу? А правила какие-то озвучили: что можно писать, что нельзя, что должно быть обязательно?»

4. Найдите в объекте критики положительное

Впереди непростой разговор, поэтому начните его с положительной интонации, тем более что ваш собеседник наверняка старался, вложил силы. Найдите достоинства, подчеркните их, похвалите человека.

Точно плохоУже лучше
«Смотри, у тебя слишком много разных шрифтов и таблицы слишком сложные…»«Мне нравится, как логично и последовательно ты выстроил презентацию. И что есть таблицы — они делают текст убедительнее. Но, возможно, эти таблицы стоит чуть упростить…»

5. Разложите критику по полочкам

Не валите всё в кучу: один недостаток — одна ваша мысль или комментарий, затем пауза и ответ собеседника. Кроме того, не стоит сразу вываливать на человека десяток замечаний: так он вовсе откажется от задачи или разуверится в положительном результате.

Точно плохоУже лучше
«Ты только не обижайся [эта фраза, кстати, сразу показывает, что собеседнику будет на что обидеться!], но презентация слишком длинная. Устаешь и от этого, и от того. Как цветов много, просто в глазах сразу рябит! И вот когда натыкаешься на голословное утверждение типа “Кредиты — это плохо”, а никаких доказательств нет — еще больше раздражаешься».«Смотри, у тебя 40 слайдов. Показывать их будешь долго, и все заскучают. Что если немного сократить? Например, рассказ о семейном отпуске тут не совсем в тему… Еще у тебя каждый слайд разного цвета. Если слайдов много, то со временем начинает рябить в глазах, они устают. Может, выберешь один цвет фона и два контрастных цвета текста? Просто посмотри, что получится. Согласен? Некоторым твоим идеям не хватает примеров, поэтому получается неубедительно, слегка высокомерно. Давай вспомним что-то про ненужные кредиты — вот здесь…»

Важно!
Существует мнение, что конструктивная критика вообще не должна включать указание на что-то негативное — лишь предложения по улучшению. Правда, в этом случае она теряет остроту и порой даже убедительность.

Выбирая между нейтральной обратной связью и всё-таки критикой, учитывайте контекст:

  • уместность критических замечаний,
  • ваши отношения с человеком,
  • устойчивость его самооценки,
  • его мотивацию действительно стать лучше или улучшить результат.

6. Объясните, почему считаете каждый недостаток недостатком

Аргументируйте. Можно приводить примеры и реальные истории с печальным или поучительным концом, о которых вам известно (но выбирайте такие, в которых ваш собеседник не участвовал).

Точно плохоУже лучше
«Твоя презентация слишком длинная». «Цветов слишком много, презентация выглядит пестрой и какой-то вульгарной, недостаточно стильной». «Некоторые свои идеи ты не доказал, не привел примеров или аргументов».«Твоя презентация слишком длинная. Это утомит зрителей: они перестанут вникать в суть и не заметят, как здорово ты выстроил логику». «Цветов слишком много, презентация выглядит пестрой, поэтому глаза быстро устают и внимание рассеивается. Да и стиль в итоге совсем не деловой. Не получится вау-эффекта». «Некоторые свои идеи ты не доказал. Если зрители с тобой не согласны, простые утверждения, без примеров, аргументов и историй, их не убедят. После презентации придется много отвечать на вопросы, спорить и доказывать тезисы повторно».

7. Сразу предлагайте улучшения

Не навязывайте, а лишь советуйте, подсказывайте или делитесь своим мнением.

Точно плохоУже лучше
«Убери 20 лишних слайдов. Точно первый, пятый и седьмой. Их долой!» «Оставь бело-зеленую гамму в фоне и темно-серый шрифт. Это выглядит сильно». «Расскажи, как мы однажды взяли ненужный кредит на посудомоечную машину — и не поехали потом в отпуск». «40 слайдов точно многовато. Если по 10 секунд на слайд — уже выступление продлится больше шести минут. У вас регламент — три-четыре. Сколько слайдов придется убрать?» «Давай выберем нейтральный фон, на котором легко читать текст. Может, бежевый, светло-голубой или белый?.. Теперь нужен контрастный, четкий цвет шрифта…» «Тут не хватает примера или аргумента. Как думаешь, какой подойдет, чтобы доказать, что кредиты надо брать обдуманно?»

8. Подытожьте выгоду от ваших советов

Классическая «техника сэндвича», которую рекомендуют использовать для обратной связи или критики, подразумевает, что последнюю фразу вы выскажете в положительном ключе: вновь похвалите собеседника или найдете еще одно достоинство объекта, которое прежде не заметили.

Но такой подход слишком сильно сгладит углы: критика не будет полезной и превратится, скорее, в похвалу. Можно поступить чуть смелее и не подслащивать пилюлю. При этом упомяните, что результат улучшится, если собеседник воспользуется вашими рекомендациями или выполнит действия, до которых сам додумался во время обсуждения.

Точно плохоУже лучше
«А вообще, всё не так плохо. Ты молодец!» «Твоя презентация получилась действительно глубокой и полезной, но ей пока не хватает лоска. Давай попробуем сократить, поменять цвета и добавить примеры — тогда ты просто всех сразишь на уроке. Ну, и пятерку точно получишь!»

Как вами манипулируют на работе

Общие рекомендации

  • Помните о цели: вы критикуете не для того, чтобы показать, какой вы умный или как много умеете, — а для того, чтобы поделиться с человеком своей экспертизой, помочь ему сделать лучше, стать лучше.
  • Старайтесь быть объективным, то есть не продвигать собственные интересы и не смотреть на объект только с одной стороны.
  • Следите за тем, чтобы ваша критика касалась не человека, а его работы или объекта обсуждения. Человек не плох и не ленив только потому, что сделал плохо или недостаточно.
  • Не произносите слишком эмоциональные и оценочные слова: «ужасно», «расхлябанно», «вульгарно», «хорошо»/«плохо».
  • Давайте критику тогда, когда вы оба спокойны, сосредоточены на деле. (Если перед разговором человека вызывал на ковер начальник или он долго спорил по телефону с капризным клиентом — момент неподходящий.)
  • Говорите от первого лица. Избегайте обобщений («всегда», «никогда», «как обычно»), расплывчатых формулировок и мнений абстрактных лиц.
  • Старайтесь не критиковать публично. Найдите возможность остаться с человеком наедине или вне зоны слышимости окружающих.
  • Избегайте напускного позитива и будьте искренними. Уж если решились начать критиковать — доведите дело до результата, которым все, в том числе вы сами, будут гордиться.

Корректор/литредактор: Варвара Свешникова
Иллюстрация: iStockphoto