Как распознать харассмент и защитить себя

Как защитить свои границы на работе и не стать агрессором

14 223

Для слова «харассмент» нет исчерпывающего, точного перевода, но звучит оно в последнее время всё чаще.

Спросили экспертов, что считается харассментом и как поступать, если вы столкнулись с домогательствами на работе.

Откуда ветер дует

Харассмент — это злоупотребление властью, способ продемонстрировать свое превосходство. Он по определению не является «американской» проблемой и встречается везде.

Так, в течение последнего года обвинения в харассменте прозвучали в адрес многих руководителей в России: депутата Леонида Слуцкого, главного редактора «Эха Москвы» Алексея Венедиктова, главного редактора «Медузы» Ивана Колпакова, сотрудников Сбербанка Руслана Гафарова и Сергея Миненко, ведущего «Дождя» Павла Лобкова, нескольких профессоров филфака МГУ.

Опрос более чем 20 тысяч сотрудников российских компаний, который провели аналитики из Online Market Intelligence в начале 2020 года, показал, что 7% мужчин и 16% женщин хотя бы раз за свою карьеру сталкивались с харассментом на службе, в частности подвергались сексуальным домогательствам. Согласно исследованию, проведенному совместно профсоюзами, Центром социально-трудовых прав и учеными НИУ ВШЭ в 2018 году, от 20 до 30% граждан России сталкивались с гендерными насилием на работе (такое насилие — одна из разновидностей харассмента).

Что такое харассмент

К харассменту относятся действия, которые унижают, оскорбляют, запугивают другого человека, а также создают неблагоприятную, токсичную обстановку внутри коллектива. Некорректные высказывания, шутки, действия, жесты являются разными формами харассмента. Он носит не только сексуальный подтекст. Это гораздо более широкое понятие, к которому относятся все виды дискриминации человека по возрасту, полу, национальности и цвету кожи, вероисповеданию, физическим или интеллектуальным особенностям. Всё, что создает враждебную обстановку внутри коллектива, можно отнести к такому виду преследования и дискриминации.
Инна Горбушина, директор по персоналу с 15-летним опытом в HR, член Ассоциации карьерного консультирования и сопровождения (АККС), дипломированный психолог

Почему возникает харассмент

Социологи утверждают, что на самом деле харассмент связан не с сексом, а с желанием самоутверждаться, доказывая свою власть. Наблюдения показали, что, придя к власти, некоторые люди перестают заботиться о чувствах других людей, теряют способность «считывать» их эмоции, перестают воспринимать отказ как вариант нормы. Их опьяняет относительная безнаказанность, и они начинают чаще нарушать этические нормы на рабочем месте.
Кроме того, руководящая должность придает им бóльшую сексуальную привлекательность в собственных глазах. Остается лишь выбрать жертву.

Как определить, где харассмент, а где — нет

Непросто бывает провести грань между дружеским подтруниванием и харассментом, между флиртом и навязчивым ухаживанием.

Харассмент — это не только физические сексуальные домогательства или понуждение к их совершению. Это прежде всего вмешательство в частную жизнь работника: настойчивое внимание, неприятные шутки, оскорбления, запугивания, намеки. Прикосновение в области спины без соответствующего одобрения, непристойные шутки, принуждение к совершению действий сексуального характера под угрозой увольнения, невыплаты премии и т. д. — это харассмент.
Алексей Митюшин, юрист, управляющий партнер корпорации права Bona Fides

Признаки харассмента:

  • вы ощущаете неуместность, оскорбительность поведения или отношения человека;
  • человек значительно нарушает ваши личные, в том числе физические, границы (в этом пункте придется положиться на здравый смысл);
  • вы не являетесь инициатором;
  • агрессор пренебрегает вашими чувствами, игнорирует язык тела и даже возражения и замечания, высказанные вслух;
  • вы чувствуете агрессивную подоплеку;
  • неприемлемые действия регулярно повторяются, даже несмотря на то, что вы прямо указали агрессору, что его внимание или поведение для вас нежелательно;
  • вы находитесь в зависимом положении от агрессора (например, занимаете более низкую ступеньку на карьерной лестнице либо у агрессора есть рычаги, с помощью которых он может повлиять на условия вашей работы).

Степень эмоционального дискомфорта неважна. Если вы ощущаете гнев, страх, желание уклониться от дальнейшего общения или контакта — значит, личная граница нарушена, и это может быть в том числе связано с харассментом.
Инна Горбушина, директор по персоналу, психолог

Харассмент похож на травлю, но под травлей обычно подразумевают действия, у которых нет каких-либо причин и объяснений. В случае харассмента же речь идет о варианте дискриминации, чаще всего по половому признаку — тогда говорят о сексуальных домогательствах. Но если на работе руководитель вас регулярно высмеивает и унижает из-за вероисповедания, цвета кожи или возраста — это тоже харассмент.

Как поступать в случае харассмента

Харассмент наносит ущерб психике, репутации и карьере, поэтому не стоит игнорировать действия обидчика и уговаривать себя, что «само пройдет».

К сожалению, в нашей стране совершенно не развито правовое регулирование в сфере харассмента. Воздействовать на нарушителя со стороны органов власти по действующему российскому законодательству можно двумя способами. Первый — привлечь к уголовной или административной ответственности. Второй — привлечь к гражданско-правовой ответственности.

Уголовная ответственность возможна лишь в наиболее серьезных случаях, таких как изнасилование (ст. 131 УК РФ), насильственные действия сексуального характера (ст. 132 УК РФ), понуждение к действиям сексуального характера (ст. 133 УК РФ).

Статья 133 говорит о понуждении путем шантажа, угрозы уничтожением, повреждением или изъятием имущества либо с использованием материальной или иной зависимости потерпевшего (потерпевшей) — что может трактоваться как харассмент. Но по этой статье крайне редко привлекают к уголовной ответственности, и причина в том, что нарушение трудно доказать. В российской правовой системе, в отличие от американской и европейской, харассмент не рассматривается как дискриминация, а потому ст. 136 УК РФ, запрещающая дискриминацию, не может быть применена.

Административную ответственность за харассмент теоретически можно применить по ст. 5.61 КоАП РФ. Статья запрещает оскорбление, то есть унижение чести и достоинства другого лица, выраженное в неприличной форме. Но, во-первых, харассмент может происходить и во внешне приличной форме, когда агрессор по сути унижает честь и достоинство, но использует литературный стиль речи. Во-вторых, в современных российских реалиях для жертвы добиться возбуждения дела об административном правонарушении за «оскорбительное приставание на работе» — совершенно фантастическая задача.
Алексей Митюшин, юрист

Уровень психологической грамотности и вопросы психического здоровья сейчас не являются приоритетом государства. Поэтому действует принцип «помоги себе сам».

  1. Однократно, жестко и решительно обозначьте ваше негативное отношение к этому действию. Предупредите агрессора, что, если ситуация немедленно не изменится, вы примете меры. Харассмент часто подпитывается безнаказанностью. Может получиться, что зарвавшийся человек после подобного заявления в свой адрес прекратит попытки принуждения и давления.
  2. Если замечание не помогло или, наоборот, даже ухудшило ситуацию, примите решение, что для вас важнее — быть правыми или быть счастливыми. Далее могут быть два варианта действий.
  3. Если вы выбираете быть правыми, то обратитесь к человеку, который по роду деятельности отвечает в вашей компании за внутрикорпоративный климат. Это может быть служба персонала или служба безопасности. Расскажите о ситуации, потребуйте провести расследование и принять решительные меры. Будьте готовы к письменным объяснениям и заявлениям. Может потребоваться дополнительная юридическая поддержка. Дальнейшие действия зависят от компетентности всех участников дела.
  4. Если же вы осознаете, что поведение агрессора эмоционально истощает вас, вы вынуждены прикладывать чрезмерные усилия, чтобы решить ситуацию (даже во имя благой цели), если ситуация вас разрушает, страдает здоровье — уходите из организации. Готовьте план выхода: пусть увольнение будет спокойным, продуманным, выгодным. В конце концов, что мешает улучшить условия найма при переходе в другую компанию?
    Инна Горбушина, директор по персоналу, психолог

Как бы сложно ни было, наберитесь решимости для прямого разговора с обидчиком. Постарайтесь вести диалог без угроз, но максимально четко обозначьте свою позицию. Важно для переговоров выбрать нейтральную территорию в офисе, например общедоступную переговорную комнату. Не стоит назначать встречу в конце рабочего дня, решайте вопрос в рабочее время. Приглашение на встречу отправьте официально, через корпоративные средства коммуникации.

Если разговор не улучшил ситуацию, обратитесь за поддержкой в HR-подразделение. Не стоит делиться проблемой с рядовым работником отдела персонала, так как вопрос лежит в зоне компетенции HR-руководителя. Не бойтесь обращаться за помощью! Опытные HR-руководители периодически решают подобные вопросы.

Кстати, сейчас во многих компаниях есть особый внутренний документ — кодекс корпоративной этики. Как правило, в кодексе описаны ситуации, связанные с домогательствами. Уточните, есть ли такой у вас в компании, и попросите HR-руководителя проконтролировать, чтобы требования этого документа соблюдались.
Диана Прост, HR-бизнес-партнер ООО «СДД “Москва”», карьерный коуч

Первое правило — не молчать. Если харассмент носит только психологический характер, сообщите письменно вышестоящему руководству, в профсоюзную организацию, уведомите коллег. Если домогательства перешли в открытую физическую форму, обратитесь в правоохранительные органы — полицию и прокуратуру.
При этом важно собрать полную доказательную базу по вопросу: записи бесед сексуального содержания, сообщения в мессенджерах, показания свидетелей, записи с камер видеонаблюдения, распечатки телефонных звонков, заключения врача-психиатра — всё, что будет свидетельствовать о совершении в отношении потерпевшей стороны сексуальных домогательств.
Алексей Митюшин, юрист

Как не стать агрессором по незнанию

  • Развивайте эмпатию.
  • Пытайтесь по возможности считывать и анализировать эмоции коллег и подчиненных.
  • Учитесь слышать и принимать твердое «нет».
  • Не нарушайте внутренние корпоративные и общечеловеческие этические нормы на работе.
  • Будьте аккуратны с комплиментами коллегам и подчиненным — в них не должна звучат оценка человека как сексуального объекта.
  • Стремитесь быть тактичными, не нарушать личные границы.

***

Помните, что в любом случае возникшая ситуация — это результат действий агрессора, а не ваша вина. Вы не можете нести ответственность за эмоциональные и психологические проблемы другого человека. Вы не обязаны оправдываться. Ваша задача — сохранить свое психическое и физическое здоровье, свою личность, свои границы. Чем быстрее вы вернетесь к нормальному состоянию, тем благополучнее будет ваша дальнейшая жизнь.
Инна Горбушина, директор по персоналу, психолог

Редактор: Наталия Алекса
Корректор/литредактор: Варвара Свешникова
Фото на обложке: Andrey_Popov/Shutterstock