Как распознать харассмент и защитить себя
Как защитить свои границы на работе и не стать агрессором
Для слова «харассмент» нет исчерпывающего, точного перевода, но звучит оно в последнее время всё чаще.
Спросили экспертов, что считается харассментом и как поступать, если вы столкнулись с домогательствами на работе.
Откуда ветер дует
Харассмент — это злоупотребление властью, способ продемонстрировать свое превосходство. Он по определению не является «американской» проблемой и встречается везде.
Так, в течение последнего года обвинения в харассменте прозвучали в адрес многих руководителей в России: депутата Леонида Слуцкого, главного редактора «Эха Москвы» Алексея Венедиктова, главного редактора «Медузы» Ивана Колпакова, сотрудников Сбербанка Руслана Гафарова и Сергея Миненко, ведущего «Дождя» Павла Лобкова, нескольких профессоров филфака МГУ.
Опрос более чем 20 тысяч сотрудников российских компаний, который провели аналитики из Online Market Intelligence в начале 2020 года, показал, что 7% мужчин и 16% женщин хотя бы раз за свою карьеру сталкивались с харассментом на службе, в частности подвергались сексуальным домогательствам. Согласно исследованию, проведенному совместно профсоюзами, Центром социально-трудовых прав и учеными НИУ ВШЭ в 2018 году, от 20 до 30% граждан России сталкивались с гендерными насилием на работе (такое насилие — одна из разновидностей харассмента).
Что такое харассмент
К харассменту относятся действия, которые унижают, оскорбляют, запугивают другого человека, а также создают неблагоприятную, токсичную обстановку внутри коллектива. Некорректные высказывания, шутки, действия, жесты являются разными формами харассмента. Он носит не только сексуальный подтекст. Это гораздо более широкое понятие, к которому относятся все виды дискриминации человека по возрасту, полу, национальности и цвету кожи, вероисповеданию, физическим или интеллектуальным особенностям. Всё, что создает враждебную обстановку внутри коллектива, можно отнести к такому виду преследования и дискриминации.
Инна Горбушина, директор по персоналу с 15-летним опытом в HR, член Ассоциации карьерного консультирования и сопровождения (АККС), дипломированный психолог
Почему возникает харассмент
Социологи утверждают, что на самом деле харассмент связан не с сексом, а с желанием самоутверждаться, доказывая свою власть. Наблюдения показали, что, придя к власти, некоторые люди перестают заботиться о чувствах других людей, теряют способность «считывать» их эмоции, перестают воспринимать отказ как вариант нормы. Их опьяняет относительная безнаказанность, и они начинают чаще нарушать этические нормы на рабочем месте.
Кроме того, руководящая должность придает им бóльшую сексуальную привлекательность в собственных глазах. Остается лишь выбрать жертву.
Как определить, где харассмент, а где — нет
Непросто бывает провести грань между дружеским подтруниванием и харассментом, между флиртом и навязчивым ухаживанием.
Харассмент — это не только физические сексуальные домогательства или понуждение к их совершению. Это прежде всего вмешательство в частную жизнь работника: настойчивое внимание, неприятные шутки, оскорбления, запугивания, намеки. Прикосновение в области спины без соответствующего одобрения, непристойные шутки, принуждение к совершению действий сексуального характера под угрозой увольнения, невыплаты премии и т. д. — это харассмент.
Алексей Митюшин, юрист, управляющий партнер корпорации права Bona Fides
Признаки харассмента:
- вы ощущаете неуместность, оскорбительность поведения или отношения человека;
- человек значительно нарушает ваши личные, в том числе физические, границы (в этом пункте придется положиться на здравый смысл);
- вы не являетесь инициатором;
- агрессор пренебрегает вашими чувствами, игнорирует язык тела и даже возражения и замечания, высказанные вслух;
- вы чувствуете агрессивную подоплеку;
- неприемлемые действия регулярно повторяются, даже несмотря на то, что вы прямо указали агрессору, что его внимание или поведение для вас нежелательно;
- вы находитесь в зависимом положении от агрессора (например, занимаете более низкую ступеньку на карьерной лестнице либо у агрессора есть рычаги, с помощью которых он может повлиять на условия вашей работы).
Степень эмоционального дискомфорта неважна. Если вы ощущаете гнев, страх, желание уклониться от дальнейшего общения или контакта — значит, личная граница нарушена, и это может быть в том числе связано с харассментом.
Инна Горбушина, директор по персоналу, психолог
Харассмент похож на травлю, но под травлей обычно подразумевают действия, у которых нет каких-либо причин и объяснений. В случае харассмента же речь идет о варианте дискриминации, чаще всего по половому признаку — тогда говорят о сексуальных домогательствах. Но если на работе руководитель вас регулярно высмеивает и унижает из-за вероисповедания, цвета кожи или возраста — это тоже харассмент.
Как поступать в случае харассмента
Харассмент наносит ущерб психике, репутации и карьере, поэтому не стоит игнорировать действия обидчика и уговаривать себя, что «само пройдет».
К сожалению, в нашей стране совершенно не развито правовое регулирование в сфере харассмента. Воздействовать на нарушителя со стороны органов власти по действующему российскому законодательству можно двумя способами. Первый — привлечь к уголовной или административной ответственности. Второй — привлечь к гражданско-правовой ответственности.
Уголовная ответственность возможна лишь в наиболее серьезных случаях, таких как изнасилование (ст. 131 УК РФ), насильственные действия сексуального характера (ст. 132 УК РФ), понуждение к действиям сексуального характера (ст. 133 УК РФ).
Статья 133 говорит о понуждении путем шантажа, угрозы уничтожением, повреждением или изъятием имущества либо с использованием материальной или иной зависимости потерпевшего (потерпевшей) — что может трактоваться как харассмент. Но по этой статье крайне редко привлекают к уголовной ответственности, и причина в том, что нарушение трудно доказать. В российской правовой системе, в отличие от американской и европейской, харассмент не рассматривается как дискриминация, а потому ст. 136 УК РФ, запрещающая дискриминацию, не может быть применена.
Административную ответственность за харассмент теоретически можно применить по ст. 5.61 КоАП РФ. Статья запрещает оскорбление, то есть унижение чести и достоинства другого лица, выраженное в неприличной форме. Но, во-первых, харассмент может происходить и во внешне приличной форме, когда агрессор по сути унижает честь и достоинство, но использует литературный стиль речи. Во-вторых, в современных российских реалиях для жертвы добиться возбуждения дела об административном правонарушении за «оскорбительное приставание на работе» — совершенно фантастическая задача.
Алексей Митюшин, юрист
Уровень психологической грамотности и вопросы психического здоровья сейчас не являются приоритетом государства. Поэтому действует принцип «помоги себе сам».
- Однократно, жестко и решительно обозначьте ваше негативное отношение к этому действию. Предупредите агрессора, что, если ситуация немедленно не изменится, вы примете меры. Харассмент часто подпитывается безнаказанностью. Может получиться, что зарвавшийся человек после подобного заявления в свой адрес прекратит попытки принуждения и давления.
- Если замечание не помогло или, наоборот, даже ухудшило ситуацию, примите решение, что для вас важнее — быть правыми или быть счастливыми. Далее могут быть два варианта действий.
- Если вы выбираете быть правыми, то обратитесь к человеку, который по роду деятельности отвечает в вашей компании за внутрикорпоративный климат. Это может быть служба персонала или служба безопасности. Расскажите о ситуации, потребуйте провести расследование и принять решительные меры. Будьте готовы к письменным объяснениям и заявлениям. Может потребоваться дополнительная юридическая поддержка. Дальнейшие действия зависят от компетентности всех участников дела.
- Если же вы осознаете, что поведение агрессора эмоционально истощает вас, вы вынуждены прикладывать чрезмерные усилия, чтобы решить ситуацию (даже во имя благой цели), если ситуация вас разрушает, страдает здоровье — уходите из организации. Готовьте план выхода: пусть увольнение будет спокойным, продуманным, выгодным. В конце концов, что мешает улучшить условия найма при переходе в другую компанию?
Инна Горбушина, директор по персоналу, психолог
Как бы сложно ни было, наберитесь решимости для прямого разговора с обидчиком. Постарайтесь вести диалог без угроз, но максимально четко обозначьте свою позицию. Важно для переговоров выбрать нейтральную территорию в офисе, например общедоступную переговорную комнату. Не стоит назначать встречу в конце рабочего дня, решайте вопрос в рабочее время. Приглашение на встречу отправьте официально, через корпоративные средства коммуникации.
Если разговор не улучшил ситуацию, обратитесь за поддержкой в HR-подразделение. Не стоит делиться проблемой с рядовым работником отдела персонала, так как вопрос лежит в зоне компетенции HR-руководителя. Не бойтесь обращаться за помощью! Опытные HR-руководители периодически решают подобные вопросы.
Кстати, сейчас во многих компаниях есть особый внутренний документ — кодекс корпоративной этики. Как правило, в кодексе описаны ситуации, связанные с домогательствами. Уточните, есть ли такой у вас в компании, и попросите HR-руководителя проконтролировать, чтобы требования этого документа соблюдались.
Диана Прост, HR-бизнес-партнер ООО «СДД “Москва”», карьерный коуч
Первое правило — не молчать. Если харассмент носит только психологический характер, сообщите письменно вышестоящему руководству, в профсоюзную организацию, уведомите коллег. Если домогательства перешли в открытую физическую форму, обратитесь в правоохранительные органы — полицию и прокуратуру.
При этом важно собрать полную доказательную базу по вопросу: записи бесед сексуального содержания, сообщения в мессенджерах, показания свидетелей, записи с камер видеонаблюдения, распечатки телефонных звонков, заключения врача-психиатра — всё, что будет свидетельствовать о совершении в отношении потерпевшей стороны сексуальных домогательств.
Алексей Митюшин, юрист
Как не стать агрессором по незнанию
- Развивайте эмпатию.
- Пытайтесь по возможности считывать и анализировать эмоции коллег и подчиненных.
- Учитесь слышать и принимать твердое «нет».
- Не нарушайте внутренние корпоративные и общечеловеческие этические нормы на работе.
- Будьте аккуратны с комплиментами коллегам и подчиненным — в них не должна звучат оценка человека как сексуального объекта.
- Стремитесь быть тактичными, не нарушать личные границы.
***
Помните, что в любом случае возникшая ситуация — это результат действий агрессора, а не ваша вина. Вы не можете нести ответственность за эмоциональные и психологические проблемы другого человека. Вы не обязаны оправдываться. Ваша задача — сохранить свое психическое и физическое здоровье, свою личность, свои границы. Чем быстрее вы вернетесь к нормальному состоянию, тем благополучнее будет ваша дальнейшая жизнь.
Инна Горбушина, директор по персоналу, психолог
Редактор: Наталия Алекса
Корректор/литредактор: Варвара Свешникова
Фото на обложке: Andrey_Popov/Shutterstock
Как правильно увольняться по собственному желанию и не только