Какие задачи решает нетворкинг

8 рабочих проблем, которые решаются по знакомству

782

Нетворкинг — это налаживание поверхностного, но прочного делового контакта с профессионалами, которые однажды могут вам чем-то помочь. Для этого нужно трудиться: регулярно общаться, хотя бы иногда встречаться лично, следить за карьерными изменениями «контакта» и быть готовым безвозмездно помочь ему в решении какой-либо проблемы или задачи.

Нетворкинг для интровертов: 6 советов, как заводить деловые знакомства

Площадкой и одновременно поводом для нетворкинга может стать профессиональное мероприятие, обучение и переобучение — и даже случайное знакомство во время занятий хобби.

Сейчас всё более популярным становится целевой нетворкинг — когда профессионалы специально посещают соответствующие мероприятия и скачивают приложения, помогающие заводить деловые знакомства.

Основные инструменты нетворкинга:

  • личное общение, в том числе на специальных мероприятиях по бизнес-нетворкингу;
  • социальные сети, в том числе профессиональные (например, активно развивающийся сейчас Инсайдер).

Все, кто когда-либо пробовал заниматься нетворкингом, знают, что это не только выход из зоны комфорта, но и работа, которая поначалу никак не вознаграждается. Объясняем, чем полезен нетворкинг и какие задачи — в том числе неожиданные — он помогает решить.

Найти работу, стажировку или заказчика

По данным Росстата, 73% жителей России при поиске работы в первую очередь обращаются к родственникам и знакомым. Аналитический центр НАФИ называет цифру 54%, ФОМ — 32%. Метод в любом случае популярный, и в вашем окружении наверняка есть несколько людей, кто нашел работу благодаря связям и знакомствам.

  • У знакомого может быть доступ к вакансиям, пока не открытым для рынка труда (например, объявления в общем корпоративном чате).
  • Он может порекомендовать вас отделу кадров, тем самым ускорив процесс перехода на следующий этап трудоустройства (читай: не общий конкурс среди сотен резюме, а отдельная стопка «посмотреть внимательно»).
  • Он расскажет об особенностях работы в компании, и вы поймете, хотите ли туда, подходит ли вам компания.
  • Он даст подсказки, как пройти собеседование успешно, какие козыри выкладывать и достижения подчеркивать, чтобы убедить рекрутера, что именно вы лучше остальных справитесь со стоящими перед компанией задачами.

Большинство людей просто пишут знакомым из интересных для себя компаний о том, что ищут работу. Есть те, кто надеется на теорию шести рукопожатий и объявляет о поиске работы на стене в своих соцсетях.

А можно и так:

7 советов женщинам, которые хотят уйти на удаленку и совмещать работу с детьми

Какие задачи решает нетворкинг

Опубликовав объявление в профессиональной соцсети, вы отсечете аудиторию, которой оно неинтересно, и повысите шансы, что вас заметит тот, кто готов сразу перейти к разговору о найме.

Найти сотрудника, фрилансера

Очевидное решение — опубликовать вакансию на сайтах по поиску работы. Оттуда вам прилетят сотни откликов, в том числе нерелевантных. Если же ищете узкого или редкого специалиста — придется не только смотреть отклики, но и искать площадки, на которых такие специалисты общаются, мероприятия, которые они посещают. В этой ситуации чем больше способов используете, тем быстрее найдется нужный кандидат.

И вот вы уже обращаетесь к знакомым и их знакомым — подключаете нетворкинг. Например, в поисках разработчика пишете фронтенду вашей команды, тот вспоминает победителя недавнего хакатона, обращается за контактами к организаторам…

А можно и так:

Какие задачи решает нетворкинг

Публикация объявления в профессиональной сети — признак серьезности ваших намерений. Редкий и нужный вам специалист поймет, что вы не просто так щупаете рынок и выясняете ожидания кандидатов: разговор будет предметным.

Собрать команду для проекта

Эту задачу можно решать по-разному: публикуя много объявлений о разных специалистах, оставляя сообщения на форумах, посещая профессиональные конкурсы и мероприятия.

Если же расскажете о проекте в соцсетях — то с большей вероятностью привлечете не просто случайных кандидатов, которым нужна работа, но людей, которым интересен сам проект (задача, продукт, цели и миссия).

Найти консультанта, тренера или эксперта

Эксперт — человек, который разбирается в теме. Консультант — эксперт, готовый за плату или безвозмездно разобраться в вашей задаче. Экспертов и консультантов в некоторых темах сложно найти, еще сложнее оценить уровень знаний и экспертизы. Если прежде вы писали и звонили знакомым либо искали и посещали специальные мероприятия (конференции, мастер-классы, открытые столы), где можно было пообщаться со спикерами, то сейчас профессиональные соцсети упростили задачу.

Какие задачи решает нетворкинг

Оценить уровень экспертизы консультанта можно, просто заглянув в его профиль или пообщавшись с ним под объявлением-инсайдом.

Найти инвестора, бизнес-ангела или партнеров для бизнеса

За инвестициями можно обратиться напрямую в венчурные фонды, бизнес-инкубаторы или государственные структуры, которые занимаются раздачей грантов. Также существуют специальные питч-сессии и встречи для стартаперов.

Нетворкинг используют многие начинающие предприниматели: они просят знакомых рассказать о них своим знакомым, в том числе состоятельным людям, которые находятся в поиске интересных бизнес-идей. А объявление в профессиональной соцсети повышает шансы найти инвестора быстрее, чем идею воплотят конкуренты.

Личный бренд: кому нужен и как его построить

Найти интересный проект для инвестиций

Если вы крупный и широко известный инвестор, то, скорее всего, у вас нет недостатка в предложениях вложиться в бизнес: очередь выстраивается даже на то, чтобы проехаться с вами вместе в лифте. Если же у вас просто есть свободные деньги и желание их выгодно вложить, но инвестированием вы профессионально не занимаетесь, а в краудфандинге участвовать не хотите — искать можно через нетворкинг.

Офлайн-площадки — бизнес-инкубаторы, открытые столы, тематические конференции. Онлайн- — профессиональные соцсети, потому что в обычных не всегда уместно и удобно «светить» намерения инвестировать в бизнес.

Найти ментора или наставника

В большинстве книг о построении карьеры вы встретите совет обратиться за помощью к человеку, который уже прошел лежащий перед вами путь, наткнулся на все грабли и совершил все ошибки — а теперь готов поделиться опытом и поддержать амбициозного новичка.

Звучит прекрасно, но на практике найти ментора трудно: во-первых, все они довольно занятые; во-вторых, учеников «с улицы» они не берут. Можно писать интересующим вас людям напрямую, предлагать себя в качестве личного помощника. Другой способ — посещать профессиональные мероприятия с участием гуру, задавать вопросы и стараться, чтобы вас заметили, а затем обратиться с просьбой о наставничестве. Или опубликуйте объявление в профессиональной соцсети.

Какие задачи решает нетворкинг

Разве известно, какой специалист заинтересуется вами и откликнется? Вы не узнаете, пока не попробуете.

Найти ответ на важный для себя вопрос

Стоит ли озвучивать зарплатные ожидания на первом собеседовании? Принимать ли сейчас оффер о работе в международной компании? Существует ли эйджизм или другие стереотипы в вашей профессиональной сфере?

На некоторые вопросы, касающиеся карьеры, можно найти подробные экспертные ответы в тематических блогах вроде «Просто работы», на бизнес-порталах (Forbes, Inc., Executive.ru) или на площадках с профессиональными блогами (vc.ru, Habr). Но порой хочется просто поговорить со знающими людьми. Если в кругу ваших знакомых мало специалистов нужного профиля и их трудно собрать вместе для совместного обсуждения — выручит профессиональная соцсеть.

Например, вы публикуете объявление в Инсайдере — а контакты из вашей сети и просто участники, которым интересна тема, оставляют комментарии. Таким образом возникает стихийное, но экспертное обсуждение и шансы получить ответ на интересующий вас вопрос вырастают.

Какие задачи решает нетворкинг

А какой карьерный вопрос волнует вас?

Корректор/литредактор: Варвара Свешникова
Иллюстрация: gremlin / IStock