POV: мастер по обработке камня

Рассказывает о станках, физической нагрузке и заказах

1 478

В 2014 году мы начинали этот бизнес с продажи камня. Потом поняли, что можно еще указывать услуги: подрезать камень, где-то фаску снять, где-то обработать его термически или на станке вырезать более сложную форму. В 2016–2017 годах заказали фасочный и ортогональный станки из Китая. Фасочный станок может делать скругленную или прямую фаску, а ортогональный нарезает камень. Эта область невероятно быстро развивается. Тогда выбор станков был невелик, а сейчас ты можешь загрузить 3D-модель и станок вырежет ее в камне.

Исследователи космических лучей

POV: мастер по обработке камня
Андрей Неклюдов – Мастер по обработке камня
Андрей Неклюдов
Мастер по обработке камня

Что обычно заказывают

Возможны два варианта развития отношений с заказчиком. Первый — когда он покупает камень у нас и выбирает то, как мы его обрабатываем. Второй — когда заказчик сам привозит нам камень, и мы работаем уже с ним по техзаданию. Сейчас мы сотрудничаем с большими строительными компаниями и основная услуга — это пропил камня на вентилируемый фасад. В камне сбоку делается пропил, и потом он устанавливается на фасад. Сейчас мы делаем заказ на две тысячи квадратных метров, толщина камня — три сантиметра, а вес одного камня — 22 килограмма. Надо быть физически крепким для работы с камнем: иногда после рабочего дня ты приходишь домой и, кроме как уснуть, другого досуга не предвидится. Если говорить о частных заказах, то это лестничные марши в ресторанах, гостиницах, входные группы, фасады загородных домов, порталы каминов, столешницы.

«Можно сказать, что я масон»

Работа с камнем — это искусство, люди тысячи лет работают с ним, каменное строительство сопутствует любой развитой цивилизации. А в культуре нашло отражение даже в виде тайного ордена — масонства. Можно сказать, что я масон… А если без шуток, то камень требует деликатного отношения. Он послушен в руках мастера, как в работе ювелира или часовщика. У каждого камня своя структура, плотность, и исходя из этого ты понимаешь, как с ним обращаться. Гранит плотнее, травертин помягче. Камень по-разному формируется геологически: горные породы — гранит, мрамор, а донные отложения — ракушечник, известняк. Со временем уже на взгляд определяешь, что за камень перед тобой.

У меня обработка камня начиналась примитивно — с болгарок. Снимаешь фаску, где-то кривовато, где-то ровнее, потом шлифовка с разными насадками. Но это, конечно, кустарный способ — сейчас на такое времени нет. Со станками тоже непросто: есть разные виды насадок, дисков. Одного пропилочного диска хватает на 100–200 погонных метров камня. Один станок можно адаптировать и под пропил, и под снятие фаски.

Фасок существует порядка 18 видов: полукруг, узорная, прямая под разными углами. Это простой способ добавить красоты. Плюс безопасность: если фаски нет, то можно при падении с лестницы сильно удариться или, не дай бог, сломать кости.

Пропил нужен для крепления на вентилируемом фасаде плюс для того, чтобы сделать антискольжение — неглубокие пропильчики на камне, чтобы не упасть. Также антискольжение можно сделать, обработав камень высокой температурой с помощью ручной горелки. Верхний слой камня при соприкосновении с пламенем начинает разрушаться, становится шероховатым.

Конечно же, у нас есть ортогональный станок — это базовая вещь для обработки камня, с его помощью вы можете нарезать в размер слебы, поставляемые с карьера. Слебы нарезают огромными пилами по три-четыре метра в диаметре. У каждого завода свои стандарты, плюс от самого камня зависит, в какие максимальные размеры можно его нарезать. Камень приходит с завода уже отполированный, но после снятия фаски мы дополировываем камень вручную.

Еще у нас есть станок-повторитель. Например, вам нужно сделать из гранита елку. Вы делаете из картона или пластика эталонную форму, и датчик повторителя считывает ее, а пила повторяет в камне. Но в любом случае финальную доработку делаю я или другой мастер.

Любовь и вахта: как работа вдали от дома пробуждает чувства

Работа с камнем очень пыльная и трудоемкая, забирает много сил. Домой приходишь без ног, как будто у тебя было три тренировки в день. Когда у вас большой объем, хороший контракт, то все включены в процесс работы с камнем по максимуму. Тебе надо постоянно менять камень на станках, поднимать его, опускать, переносить. Когда-то в начале пути мы даже друзей звали на какие-то простые работы; сейчас у нас хватает мастеров. Я же в основном сейчас переключился на административные задачи, работу с заказчиками, но могу пахать и в цеху, когда рук не хватает.

Мы себя зарекомендовали на рынке как ответственные подрядчики, и к нам обращаются крупные строительные компании. Знаем, какие компании пользуются какими системами установки вентилируемого фасада. Всегда запрашиваем образцы, перепроверяем и только потом делаем пропил. Есть много тонкостей, которые надо учитывать, и узнать их помогает только опыт.

Заказчики

Основные заказчики — это крупные компании, но и частных хватает. При строительстве дома много работ для нас: облицовка, лестницы, обрамление окон, замковые камни. На улицу, во внешнюю среду, используется гранит в цокольной части, выше по фасаду — травертин, а в интерьере — мрамор. Это более созревший камень с красивой полупрозрачной структурой. Круче его уже нет. Он может быть сотен оттенков и видов рисунка, выбирает его архитектор или заказчик.

Такие работы даже в чем-то интересней: в конце можно увидеть полноценный результат. Конечно, есть альтернативы камню, например фиброцемент. Но человек, который разбирается в вопросе и имеет финансовую возможность, никогда его не возьмет. Камень — намного более долговечный материал.

Работа с камнем — благородная работа, на мой взгляд.

Камень привозят из многих стран: Китая, Италии, Турции, Казахстана, Индии, Египта, есть и российский. Камень — это прежде всего статус. Условно, есть айфон, а есть другие смартфоны. Плюс камень — это практично: например, у вас дома столешница из мрамора, при правильном уходе она будет служить вечно. Камень активно используется в городской среде — это бордюры, фасады, лестницы. Камень окружает нас везде, получается, что мы непосредственно связаны с этим визуальным кодом города. Приятно чувствовать себя сопричастным к созданию мира, который тебя окружает.

Текст, фото: Михаил Лебедев
Корректор/литредактор: Варвара Свешникова

Байки от редакторов, истории, которые нас зацепили, полезные и бесполезные сообщения-«молнии» — всё в телеграм-канале «Просто работы». Не хватает только вас.

Почитать