Почему я отказалась от карьеры в издательствах

«Невозможно знать, чем захочешь заниматься всю жизнь»

648

В детстве мне часто задавали вопрос: «Кем ты хочешь стать?» Понятно, что ответ должен подразумевать какие-то карьерные цели, — и меня ужасно отпугивала необходимость таких целей.

«Я обожаю летать. Даже в отпуске мне хочется в небо»

Анастасия Калябина, 27 лет – null
Анастасия Калябина, 27 лет

Как будто если ты скажешь, что хочешь быть цирковым артистом, то должен прямо сейчас начинать тренироваться, чтобы не говорить попусту. А я с детства была человеком, который больше любит гулять, общаться и вообще всё делать медленно и расслабленно.

Мне всегда говорили, что всего, чего бы я ни захотела, придется добиваться тяжелым трудом, и эта перспектива меня совсем не радовала. Правда, пару лет назад я всё-таки поняла, что тяжелый труд не такой уж и тяжелый, если это твое любимое занятие. Родители каждое лето снимали дом в деревне. Там была скромная инфраструктура и никаких развлечений, кроме библиотеки. Так я стала очень много читать и полюбила литературу.

Я работаю библиотекарем в отделе редких книг

Иногда занималась танцами, иногда ходила на кружок по рисованию — в художественную школу меня не взяли из-за неумения рисовать «по-академически» (хотя этому, кажется, сложно научиться без художественной школы).

В общем, что ответить на вопрос о мечте, я не знала даже в 11-м классе.

Первое полугодие готовилась к одним экзаменам, половину второго — к другим, а потом резко передумала и сдала каким-то чудом все филологические дисциплины, поскольку они у меня шли лучше, чем другие. Уже со сданными экзаменами я сначала поступала в театральные вузы, а потом пришла на день открытых дверей в Литературный институт. Там я влюбилась в Александра Евсеевича Рекемчука: он стоял на сцене и говорил совершенно волшебные напутствия будущим писателям. Я сразу же отнесла в Литинститут оригиналы документов.

На первом курсе я устроилась работать в книжную редакцию, и в какой-то момент мне показалось, что я действительно в своей мечте: я помогаю новым книгам увидеть мир. Но потом достаточно быстро стало понятно, что эта работа скорее про умение продавать товар и считать выручку, чем про творчество, и что продвигать нужно не талантливых авторов, а тех, кто сумел хайпануть, выкладывая свои тексты в сети.

Дорога всегда была открыта книжкам с эротикой и котиками, а все попытки выпустить более глубокие тексты спотыкались о вопрос: а как это окупится, если это не популярно?

Так что путь в редакции напоминал скорее рутину, чем цель жизни. Тем не менее у меня неплохо получалось, и в какой-то момент был шанс даже стать шеф-редактором, но я находилась в такой стадии выгорания, что просто отдала эту возможность своей коллеге. Еще меня до последнего терзал синдром самозванца: хотя у меня неплохое профильное образование и опыт работы в известных редакциях, но я не самый внимательный человек — могу иногда пропускать ошибки, поэтому часто загоняла себя в мысли, что недостойна этой работы, и не шла дальше.

Прошлым летом мы перешли на удаленку и я внезапно обнаружила себя на балконе с деталями от кондиционера — сутками пыталась его собрать без особой надежды на успех, просто чтобы не решать всякие редакторские задачки. Тогда я поняла, что надо что-то менять, и решила вспомнить, какие занятия меня вообще увлекали в жизни.

В свободное время я всегда любила рисовать, а в последнее время понимала, что мне нужно намного больше денег на жизнь, чем есть сейчас, и надо шагнуть куда-то в сторону современных технологий.

И так я приняла решение стать дизайнером — уволилась из издательства, оплатила онлайн-курс по дизайну и разрыдалась от счастья.

С тех пор я постоянно мониторю паблики художников, увеличивая насмотренность, читаю что-то по дизайну, рисую, вписываюсь в проекты. Просто потому, что сейчас это приносит мне настоящее удовольствие. Не думаю, что дизайн стал для меня карьерной мечтой. Просто в моменте мне очень классно им заниматься, есть тяга узнавать новое в этой сфере, получается заводить знакомства, а еще это, наконец, приносит мне деньги. По крайней мере, я успела найти первых постоянных клиентов до 24 февраля — за счет этого сейчас есть минимальная стабильность.

Байки от редакторов, истории, которые нас зацепили, полезные и бесполезные сообщения-«молнии» — всё в телеграм-канале «Просто работы». Не хватает только вас.

Почитать

Исследователи считают, что в норме человек несколько раз меняет сферу деятельности в течение жизни. И я полностью согласна, что с рождения невозможно знать, чем ты захочешь заниматься всю оставшуюся жизнь. Лично я считаю, что если сконцентрировать все силы на том, что карьера должна отражать тебя как человека, то ничего хорошего из этого не выйдет: любой провал в карьере будет восприниматься как конец жизни. Мне не очень близка традиция самопрезентации через профессию: это звучит, как будто ты равен своей специальности. Мне лично комфортнее говорить: «Привет, я Настя, и сейчас я интересуюсь дизайном». Что будет дальше — никто не знает, и это абсолютно нормально.

Корректор/литредактор: Варвара Свешникова
Фото: iStock