Сколько правды в кинособеседованиях: учитесь на чужих ошибках

Рекрутеры рассказали, что не так сделали герои фильмов и сериалов

6 392

«Дьявол носит Prada»

Если вы не смотрели фильм… Героиня фильма Энди приходит устраиваться на работу в глянцевый журнал. По образованию она журналист, но работу по профессии найти пока не получается — и она пробуется на должность личного помощника главреда.

Что кандидат сделал правильно?

«Энди представилась, сообщила пару фактов из биографии, честно рассказала о своей мотивации. После отказа работодателя она проявила настойчивость, утверждая, что подходит на должность личного ассистента, и привела отличные аргументы».

Виктория Орлик, HR-менеджер в компании MedPoint24

«Энди распечатала резюме и взяла примеры своих статей, оформленных в портфолио. Стоит отметить: она моментально поняла, что интервью идет не в том русле, в котором ей хотелось, и дополнила презентацию своими сильными сторонами, которые могли заинтересовать интервьюера».

Юлия Галиева, руководитель отдела по подбору персонала компании ICL Services

Какие ошибки совершил кандидат?

«Разложим на этапы.
1. Предварительная подготовка:

  • Энди не изучила информацию о компании;
  • у нее нет представления об интервьюере, несмотря на его статус и авторитет в мире моды;
  • она не обдумала внешний вид (дресс-код) или не придала ему значения;
  • не подготовила самопрезентацию (мотивацию на вакансию).

2. До интервью:

  • пыталась привлечь к себе внимание невербально (покачивание головой за спиной старшего ассистента);
  • беззастенчиво изучала кабинет интервьюера, осматриваясь по сторонам.

3. На интервью:

  • не поздоровалась с интервьюером;
  • мотивация, озвученная интервьюеру («мечтала стать вашей помощницей»), воспринимается как неискренняя».

Юлия Галиева, руководитель отдела по подбору персонала компании ICL Services

«Энди сказала, что журнал, куда она пришла на собеседование, — последний шанс найти работу и что больше никуда не берут, таким образом заранее обесценила саму себя перед потенциальным работодателем. Она сильно нервничала, и это было видно. Позволила себя перебить, когда рассказывала о своих достоинствах, не отстояла свое право на слово, промолчала в ответ на оскорбление, не отстояла личные границы. Не подготовила уточняющие вопросы к руководителю — таким образом, ушла, даже не имея представления о задачах, которые ей предстоит выполнять».

Виктория Орлик, HR-менеджер в компании MedPoint24

Взяли бы вы кандидата на работу?

«Нет. Героиня пришла на интервью на должность «младший ассистент». Ожидания со стороны работодателя такие: понимание специфики бизнеса (мода); знакомство с журналом, публикациями; соответствующий внешний вид (ассистент руководителя — лицо компании); исполнительность. Большинству ожиданий Энди не соответствует».

Юлия Галиева, руководитель отдела по подбору персонала компании ICL Services

«На месте руководителя я бы не взяла Энди на работу, потому что у нее нечеткая мотивация: Энди хочет стать журналистом, но в какой именно области — не совсем понятно».

Виктория Орлик, HR-менеджер в компании MedPoint24

«Форс-мажоры»

Если вы не смотрели фильм… Герой сериала Майк Росс попадает на собеседование в юридическую фирму случайно. Будущий руководитель Харви Спектр принимает его за другого, но Майк быстро осознает, что это его шанс, и делает всё возможное, чтобы произвести впечатление.

Что кандидат сделал правильно?

«Кандидат четко отвечал на вопросы, не перебивал, внимательно слушал, проявлял инициативу. Обозначил свою мотивацию и цели, которых он смог бы достичь, получив данную должность. Брал инициативу в свои руки, пытаясь убедить своего потенциального руководителя в том, чтобы тот принял его на работу: не на словах, а наглядно продемонстрировал свои способности и знания. Наконец, он был уверен в себе, сосредоточен, красноречив и находчив. Не побоялся спорить с потенциальным работодателем и настаивал на своем до конца — важные качества для адвоката».

Виктория Орлик, HR-менеджер в компании MedPoint24

«Разложим на этапы.
1. Предварительная подготовка:

  • кандидат заблаговременно изучил теоретический материал в профессиональной области (юриспруденция);
  • учел дресс-код для интервью.

2. На интервью:

  • рассказал, что именно его задержало: пусть причина звучит странно, но правда — это большой плюс;
  • проявил уверенность в себе, отвечал с юмором;
  • нашел дополнительные аргументы, решая кейс интервьюера;
  • рассказал о негативном опыте и о том, что этот опыт ему дал;
  • поддерживал зрительный контакт с руководителем и вел себя вежливо».

Юлия Галиева, руководитель отдела по подбору персонала компании ICL Services

Какие ошибки совершил кандидат?

«Герой опоздал на собеседование. Сел в кресло руководителя и не освободил его после выполненного задания. Местами вел себя нагло — правда, это даже сыграло ему на руку».

Виктория Орлик, HR-менеджер в компании MedPoint24

Взяли бы вы кандидата на работу?

«В реальной жизни, думаю, нет. Работодатель не будет брать на себя риски и нанимать человека с неподтвержденной квалификацией. Так, в нашу онлайн-школу иностранных языков мы нанимаем преподавателей только с высшим профильным (педагогическим и/или лингвистическим) образованием и профильным опытом работы».

Юлия Мамян, HR-директор онлайн-школы Alfa School

«На месте руководителя я бы взяла Майка на работу. Из сюжета видно, что Спектр искал себе в помощники выпускника вуза, который бы не только обладал хорошими знаниями в области юриспруденции, но и имел определенный набор soft skills. Например, Майк продемонстрировал умение думать «не по шаблону», чего так не хватает высокомерным выпускникам Гарварда».

Виктория Орлик, HR-менеджер в компании MedPoint24

«В погоне за счастьем»

Если вы не смотрели фильм… У Криса Гарднера полоса неудач: бизнес прогорел, из квартиры выселили, жена ушла, оставив сына на его попечение. В этот момент герой случайно знакомится с рекрутером брокерской фирмы и получает приглашение пройти собеседование на стажировку, которая может изменить его жизнь.

Что кандидат сделал правильно?

«Мне понравилось, что кандидат проанализировал корпоративную культуру компании, ее основные ценности («порядочность, трудолюбие, командный дух…»). Он быстро «взял быка за рога»: уверенно начал говорить, добавляя тонкие ноты юмора. Рассказал, что начал готовиться к стажировке по книгам/справочникам».

Юлия Галиева, руководитель отдела по подбору персонала компании ICL Services

«Крис Гарднер, хоть и пришел в неподобающем виде на собеседование, сразу объяснил причину странного внешнего вида. Честно признался в том, что у него недостаточно знаний для этой работы, но перечислил свои достоинства, которые помогут ему справляться с предстоящими обязанностями. Важно, что он лично поздоровался с каждым из интервьюеров, проявив уважение к работодателю».

Виктория Орлик, HR-менеджер в компании MedPoint24

Какие ошибки совершил кандидат?

«После ответов Криса на вопросы непосредственного руководителя не сложилось четкого понимания, по какой причине он всё-таки хочет освоить новую профессию. Кандидат также не уточнил, какую именно литературу он изучает с целью погрузиться в сферу».

Виктория Орлик, HR-менеджер в компании MedPoint24

«Герой не соблюдал профессиональный этикет: пожал руки интервьюерам грязными руками, вплотную приблизившись к людям; начал общение стоя; не дождался предложения присесть и сел сам, к тому же активно жестикулировал».

Юлия Галиева, руководитель отдела по подбору персонала компании ICL Services

Взяли бы вы кандидата на работу?

«Да, такому кандидату можно предложить стажировку в компании. Явные преимущества — целеустремленность и легкость в общении. Тем не менее положительное впечатление о кандидате подкреплено тем, что один из интервьюеров был с ним знаком и рассказал об очень важных фактах. Возможно, если бы не было этого персонажа, герой бы работодателю не подошел».

Юлия Галиева, руководитель отдела по подбору персонала компании ICL Services

«Могу сделать вывод на основании сюжета фильма. Крис попадает в тяжелую жизненную ситуацию, которая и приводит его на собеседование в брокерскую компанию. У него есть опыт работы в продажах: этот фактор в совокупности с сильной мотивацией (что нужно растить сына) — явный плюс. Да, я бы дала Крису работу на месте руководителя брокерской фирмы».

Виктория Орлик, HR-менеджер в компании MedPoint24

«Люди в черном»

Если вы не смотрели фильм… Герой фильма Джей почти случайно попадает на конкурсный отбор в загадочную правительственную контору. В дальнейшем окажется, что сотрудники этой конторы имеют дело с инопланетянами. А пока кандидатам устроили несложную проверку на профпригодность.

«Ситуация вполне отражает реальность. Что касается стандартных и нестандартных проверок на профпригодность, то мы используем и те и другие. На собеседованиях обычно задают классический набор вопросов, к которым можно подготовиться заранее. Что до проверки на профпригодность, мы просим подготовить к собеседованию демоурок. Методист, который исполняет роль ученика, использует свое актерское мастерство и создает нестандартные ситуации, чтобы увидеть, как потенциальный преподаватель реагирует на них».

Юлия Мамян, HR-директор онлайн-школы Alfa School

«Этот кинопример отразил классическую оценку soft skills — умения работать в команде, мотивации, стрессоустойчивости, поведения в нестандартной ситуации. В компании ICL Services мы используем решение кейсов, тестовые задания, групповую дискуссию, креативные задания (например, ролевую игру). Подключение такого нестандартного подхода может помочь раскрыть потенциал и компетенции кандидата и принять финальное решение. Многие кандидаты по итогам таких интервью отмечают большую заинтересованность в нашей вакансии.

Вот что нужно, чтобы успешно пройти такую проверку:

  • Соберите и изучите информацию, по возможности найдите знакомых, которые работают в этой организации. Например, герою фильма знакомые бы посоветовали надеть костюм на интервью (так как это государственное учреждение). Полезно заблаговременно изучить отраслевую информацию, терминологию и прочее.
  • Заранее заготовьте информацию о себе с двумя-тремя примерами для маневренности.
  • Внимательно прослушайте задание. Если в нем не оговорено ограничение использования подручных материалов — действуйте.
  • Будьте собой! Вы уже многое сделали при подготовке, а такой ассесмент — ценный опыт. Хорошее самочувствие и положительный настрой сделают свое дело».

Юлия Галиева, руководитель отдела по подбору персонала компании ICL Services

Редактор: Наталия Алекса
Корректор/литредактор: Варвара Свешникова
Иллюстрация: GoodStudio/Shutterstock