Конфликт поколений: как быть, если у меня с коллегами большая разница в возрасте

Что нужно, можно и чего категорически нельзя делать

6 018
Стабильность

По оценкам Американского общества по управлению человеческими ресурсами (SHRM Foundation), современные рабочие коллективы состоят из пяти разных поколений: от «молчаливого», представители которого родились по 1942 год включительно и решительно отказываются отдыхать на пенсии, — до зумеров, доля которых в офисах стремительно растет. Пять поколений под одной крышей, скорее, исключение, но три — почти норма. И высока вероятность, что многие коллеги будут гораздо старше или гораздо моложе вас.

А что такого-то?

Прекрасно, если пропасти между поколениями нет или благодаря широким взглядам ее никто не замечает, но чаще встречается другое:

  • непонимание или недопонимание на мировоззренческом, ценностном уровне;
  • отсутствие авторитета у сотрудника в глазах коллег, которые гораздо старше, — и наоборот, недоверие к профессионализму друг друга, что вредит результатам;
  • несправедливая конкуренция, которая опирается на стереотипы о возрасте и вредит рабочей атмосфере;
  • дискомфорт на уровне общения, даже скука и потеря смысла, если человек в работе ищет прежде всего единомышленников, родных людей.

Подскажем, что нужно, можно и чего категорически нельзя делать сотруднику, у которого большая разница в возрасте с коллегами. Примечательно, что большинство советов подойдут и тому, что заметно моложе остальных, и тому, кто сильно старше (нюансы мы выделим). А если вы не просто принадлежите к другой «возрастной категории», но и занимаете руководящую должность — то советы, приведенные ниже, возведите в квадрат.

Надо

  • Отбросьте стереотипы о пожилых сотрудниках и об их неспособности учиться новому, а также не позволяйте себе сомневаться, что старшие или молодые коллеги не могут превосходно выполнять свою работу.
  • Помните о своих сильных сторонах: в условиях, когда средний возраст коллектива сильно отличается от вашего, легко «подхватить» синдром самозванца. Напоминайте себе, что вы успешно прошли все этапы отбора или боевое крещение в других подразделениях компании и сумели убедить рекрутера и будущего руководителя в своей профпригодности и пользе для общего дела.
  • Будьте готовы учиться у более старших/молодых коллег — буквально на ходу: опытные сотрудники в возрасте могут дать ценные советы или стать источником полезных связей, особенно в трудные времена, а молодые сотрудники хорошо разбираются в технологиях и мыслят творчески.
  • Старайтесь хорошо делать свою работу. Смиритесь с тем, что из-за возрастных различий вам придется часто доказывать свою профпригодность. Это нормально и — временно.
  • Добивайтесь уважения, а не одобрения или дружбы: первое поможет лучше справляться с рабочими обязанностями — именно за это вам платят, стремление же понравиться делает вас уязвимым перед критикой, интригами и претендентами на вашу должность.
  • Помните, что со своим уставом лучше основать собственный монастырь. Не пытайтесь диктовать правила там, где они давно существуют и где их все добровольно придерживаются. Даже если что-то в работе, процессах, технологиях нуждается в улучшении, соберите сильные аргументы, чтобы вас не заподозрили в юношеском максимализме или старческом маразме.

Если вы моложе коллег…

Берите на себя ответственность и не прикрывайтесь спинами тех, кто дольше в профессии, — даже если эти коллеги добровольно хотят защитить вас от трудностей. Снисходительное отношение навредит вашей репутации и самооценке.

Если вы старше коллег…

  • Будьте открыты новому, учитесь и чаще заставляйте себя выходить из зоны комфорта. Тренируйте творческое мышление и прекращайте говорить «нет» и «не получится», пока не выдержите паузу и не просчитаете варианты.
  • Полюбите эксперименты и старайтесь следить за трендами — хотя бы в минимально необходимой для работы версии. Вам не обязательно по одной строке определять шедевры Моргенштерна или Славы Марлоу, но готовность поддержать разговор о них поможет быстрее сходиться с коллегами.

Байки от редакторов, истории, которые нас зацепили, полезные и бесполезные сообщения-«молнии» — всё в ТГ-канале «Просто работы». Не хватает только вас.

Почитать

Можно

  • Проявляйте внимательность к деталям. В идеале это делать с первого дня, но можно постараться — и даже спустя месяцы увидеть коллег по-новому. Обратите внимание: как сотрудники выглядят, как общаются (принято обращаться на «ты» или на «вы», уместен ли сленг), какой формат предпочитают для обсуждения рабочих задач (электронная переписка, сообщения в чатах, звонки, личные беседы).
  • Посещайте корпоративы и участвуйте в неформальных мероприятиях (особенно волонтерских и благотворительных). Из-за разницы в возрасте коллеги могут обходить вас стороной, а встречи за пределами работы помогут привыкнуть друг к другу, и атмосфера в коллективе станет более комфортной.
  • Ищите общее: книги, которые понравились, профессионалов, которыми восхищаетесь, подкасты для прослушивания в свободное время или хобби, которое всем было бы интересно попробовать.
  • Работайте больше остальных — это нормально для любого новичка. Более того, из-за возраста от вас, возможно, даже будут ожидать сверхусилий.

Если вы моложе коллег…

  • Доброжелательно делитесь с коллегами своей технологической экспертизой и digital-навыками.
  • Интересуйтесь семейными делами коллег (хотя бы не закатывайте глаза, когда за обедом заходит разговор о подгузниках, репетиторах и ЕГЭ). Семья — значимая часть жизни тех, кто работает в одном офисе с вами. Если пока вы не можете выразить понимание и сопереживание, то улыбнитесь и проявите тактичный интерес.
  • Найдите опытного наставника или даже ментора среди старших коллег — он поспособствует вашему развитию в профессии и поможет быстрее продвигаться по карьерной лестнице.

Если вы старше коллег…

  • Разрешайте себе время от времени «тусоваться» вместе с теми, кого про себя называете молодежью: их жажда жизни и оптимизм приятны и заразительны. Кроме того, представители поколения Z предпочитают выбирать работу, опираясь на смысл и призвание: кто знает, вдруг и вы с новой стороны посмотрите на то, чем занимаетесь?
  • Будьте активны в соцсетях — так вы быстрее установите эмоциональную связь с коллегами, которые в интернете буквально живут.

Нельзя

  • Не убеждайте себя, что вас по умолчанию не принимают всерьез из-за возраста. И не ищите в любой критике нежелательный для себя подтекст: новичку всегда требуется время, чтобы заслужить уважение коллег и доказать свою ценность для компании.
  • Не ведите себя высокомерно. Запретите себе даже ощущать снисходительность по отношению к коллегам — это «считывается» и вредит отношениям в коллективе. Вспомните фразу, которую приписывают Конфуцию: «Если вы самый умный человек в комнате, то вы находитесь не в той комнате».
  • Не поднимайте без веских причин тему возраста: вам и вашим коллегам платят не за количество прожитых (в том числе в профессии) лет, а за способность справляться с задачами.
  • Не избегайте позиции просящего. В любом коллективе случается, что помощь или совет необходимы, и не стоит разницей в возрасте оправдывать гордость. Тем более в некоторых ситуациях промедление и ошибки навредят результату, репутации и вашей дальнейшей карьере.

Если вы моложе коллег…

  • Не ищите покровителей: это подорвет ваш авторитет. Кроме того, вы наживете врагов быстрее обычного — ведь ваш потенциальный покровитель уже с кем-то враждует. (Это вовсе не противоречит совету выше про ментора: отличайте интриги от обмена знаниями.)
  • Не превращайтесь в корпоративный талисман. Для старшего поколения опекать естественно, но вы рискуете стать вечным учеником, и это навредит карьерному росту и лишит вас удовлетворения от работы.

Если вы старше коллег…

  • Старайтесь меньше жаловаться. К сожалению, у многих людей с возрастом формируется негативный взгляд на мир (обычно его называют «реализмом»), и на фоне коллег, полных оптимизма и готовых сражаться за наилучший результат вопреки всем сложностям, ваш настрой будет казаться «пораженческим».
  • Не пытайтесь быть «крутым», не употребляйте молодежный сленг, не понимая смысла или контекста, одевайтесь согласно дресс-коду, истинным предпочтениям и психологическому возрасту, не притворяйтесь, что разделяете интересы и хобби молодых коллег, если это не так. Даже в молодом коллективе от сотрудника в возрасте ожидают психологической зрелости, в том числе здоровой веры в себя, в свои убеждения и в свою ценность.

Возраст изменить нельзя. Но сделать общение с коллегами гораздо старше или моложе вас комфортным и приятным можно. Заслужите уважение, превосходно справляясь с работой, — и цифры и стереотипы перестанут кого-либо интересовать.

Корректор/литредактор: Варвара Свешникова
Иллюстрация: Sherman2013 / IStock

Есть что сказать по теме? Пишите.

Похожие статьи