Как правильно критиковать людей?

Коллег и подчиненных

6 676

«Чтобы избежать критики, нужно ничего не делать, ничего не говорить и быть никем». Фразу в интернете приписывают философу Аристотелю и писателю Элберту Хаббарду. Кто бы ее ни сказал — он прав. К сожалению или к счастью, критиковать других приятно, но в процессе немудрено потерять меру и забыть о цели. Разбираемся, как критиковать с пользой для дела и реагировать на замечания без агрессии и вреда для самооценки.

Что такое критика и какая она бывает?

Критика — это форма обратной связи, направленной на негативную оценку действий, идей или результатов человека, указание на его недостатки или ошибки. Критика может содержать как положительные, так и отрицательные черты. Правильно критиковать сложно, принимать критику еще сложнее — обоим навыкам нужно учиться.

Критиковать также можно предметы или явления, но, делая это, вы «по касательной» критикуете людей, которые не разделяют ваше мнение об этих предметах или явлениях.

Цели критики:

  • указать на ошибки или недочеты;
  • способствовать улучшению работы/результатов;
  • поддержать человека или команду в их развитии;
  • сделать коммуникацию более прозрачной, общение — откровенным.

Порой критика используется, чтобы обидеть или унизить человека. Однако чаще намерения у критикующего благие (или он так думает) — вот только формулировать критику в конструктивном ключе у него не получается.

Виды критики:

  • по цели — конструктивная (полезная), неконструктивная (неполезная) и деструктивная (вредная);
  • по форме — вербальная (устная или письменная), невербальная (с использованием языка тела);
  • по построению — претензия, обвинение, замечание, недовольство, возражение;
  • по контексту — деловая (профессиональная), личная;
  • по подходу — прямая (откровенная, жесткая, явная), завуалированная (мягкая, деликатная, скрытая);
  • по источнику — критика от окружающих, самокритика.

Почему кто-то более восприимчив к критике?

Среди людей есть те, кто обладает суперспособностью — игнорировать критику или не воспринимать ее близко к сердцу, а то и вовсе замечать только полезную ее часть. Таких мало; остальным же чужая критика доставляет массу неприятных эмоций и порой даже лишает уверенности в себе.

Причины повышенной чувствительности к критике бывают разные.

Личностные особенности
Люди с низкой самооценкой видят в замечаниях угрозу своей ценности. Флегматики и сангвиники спокойнее их принимают, чем холерики и меланхолики. Люди с высокой потребностью в одобрении, а также перфекционисты воспринимают критику как угрозу своему имиджу и перспективам.

Опыт
Если в прошлом человека жестко и деструктивно критиковали, то он будет воспринимать в штыки и конструктивные замечания. Например: если родители ругали ребенка из-за двоек, даже когда учителя были несправедливы, — повзрослев, он может болезненно реагировать на любую критику.

Личность и контекст
Замечания от уважаемого коллеги или руководителя воспринимаются легче, чем от того, кто не может похвастаться отличной репутацией. Если между людьми есть доверие, то критика тоже воспринимается более позитивно.

Уровень стресса и эмоциональное состояние
Уставшие, выгоревшие, перегруженные или расстроенные какими-либо посторонними обстоятельствами люди острее реагируют на любые замечания.

Степень уверенности в своих действиях
Если объект критики сам подозревает, что сделал что-то неправильно, но не готов это признать — его реакция может быть неожиданной, вплоть до неадекватной.

Профессиональный уровень
Новички воспринимают критику более болезненно. Опытные специалисты чаще используют замечания для анализа и корректировок.

Ожидания
Те, кто ожидает похвалы, а получает критику, часто испытывают сильное разочарование.

Зачем нужна критика в рабочей среде?

Правильно сформулированная критика — это инструмент обучения. Она помогает сотрудникам выявить слабые стороны, указывает на зоны роста, мотивирует развиваться, повышать квалификацию и совершенствовать рабочие процессы.

Если критика прозвучала вовремя и человек скорректировал действия, то с большой вероятностью он избежит ошибок, станет более уверенным в своих силах и результатах.

Кроме того, правильно сформулированная критика становится элементом открытого диалога, помогает наладить прозрачную коммуникацию и создает комфортную атмосферу. Коллеги, которые знают, что любые замечания прозвучат в уважительной форме, охотнее принимают обратную связь, воспринимают ее как полезную и учитывают в своей работе.

Выше не раз звучал посыл: критиковать нужно правильно, формулируя мысли вдумчиво и уважительно, — иначе говоря, использовать конструктивную критику. Остановимся на этом подробнее.

Как критиковать коллег?

Конструктивная критика ориентирована на решение проблемы. Она указывает на ошибки, но не делает обобщений о качествах человека, не унижает его.

Правила конструктивной критики

Конкретика
Укажите, какое действие, процесс, результат требует улучшения, и избегайте обобщений. Вместо «Ты безответственный и вечно заваливаешь сроки» — «Срок сдачи отчета истек два дня назад, из-за чего пострадал график всего проекта».

Своевременность
Замечания, сделанные спустя долгое время, уже неактуальны и воспринимаются как неуместные. Кроме того, человек должен быть готов воспринимать обратную связь — поэтому лучше избегать критики во время аврала.

Позитивная интонация
Сосредоточьтесь на положительных аспектах ситуации. Найдите, за что человека можно похвалить, и подчеркните свою уверенность в том, что ошибки совершены непреднамеренно и никак не портят ваше мнение о нем.

Фокус на улучшении
Не просто укажите на промах, а предложите способы его исправить и выразите заинтересованность в положительном результате. Спросите человека, какие решения он сам видит, и будьте готовы к обсуждению — даже если его предложения не совпадут с вашими представлениями.

Уважительный тон
Контролируйте эмоции. Избегайте агрессии, оскорбительных (например, саркастических или насмешливых) интонаций, бестактных формулировок, уничижительных прозвищ.

Критика действий, а не личности человека
Не «ты плохой», а «ты поступил неправильно, сделал недостаточно хорошо».

Типичные ошибки

ОшибкаОписаниеПримерКак исправить
Критика на эмоцияхВысказывания, озвученные в гневе или раздражении, — приводят к конфликту«Я устал от твоего халатного отношения! Ты всё делаешь плохо»«Давай обсудим, почему презентация не была готова вовремя и как избежать этого в будущем»
ОбобщенияЧересчур общие утверждения, когда говорящий объединяет частные случаи в группу«Ты всегда пропускаешь важные детали в отчетах! Ты просто не создан для этой работы»«В последнем отчете не были учтены несколько ключевых метрик. Давай обсудим, как их не упустить в следующий раз»
ПубличностьКритика в присутствии других людей — унижает человека и подрывает его уверенность в себе*На планерке* «Почему ты не подготовил презентацию? Это просто несерьезно!»*Один на один* «Я заметил, что презентация была не готова в срок. Хотел бы понять, с чем возникли сложности, и обсудить, как будем действовать дальше»
Отсутствие идей и предложенийУказание на проблему без попытки помочь в ее решении«Этот текст не годится. Переделай»«Попробуй сделать текст короче: сосредоточься на ключевых тезисах. Если нужно, давай обсудим детальнее»

Алгоритм критики в рабочей среде

  1. Подготовьтесь к разговору
    Определите, чего вы хотите добиться. Соберите факты и конкретные примеры, изучите детали ситуации. Четко сформулируйте замечания. Подготовьте предложения по улучшению.
  1. Не откладывайте диалог
    Подчеркните, что у вас с человеком общие задачи и вы хотите помочь. Придерживайтесь профессионального, нейтрального тона. Спокойно перечислите свои аргументы и предложения.
  1. Будьте готовы к некоторой враждебности
    Если коллега начнет защищаться, дайте ему возможность высказаться, не перебивайте и не усугубляйте конфликтную ситуацию. Уважительно обсудите его точку зрения. Даже если не согласны — дайте понять, что слышите его и готовы помогать исправлять ошибку.
  1. Подведите итог
    Повторите ключевые выводы и убедитесь, что вы оба одинаково понимаете следующие необходимые шаги.

Когда лучше воздержаться от критики?

  • Собеседник находится в состоянии стресса, гнева или сильной усталости. Он воспримет критику как атаку — и отреагирует агрессивно.
  • Вы сильно раздражены или устали. Велик риск, что не получится сформулировать мысли тактично и конструктивно.
  • Промах настолько незначительный, что либо не влияет на работу, либо может быть исправлен за две минуты (в том числе вами).
  • Вы не уверены в обоснованности критики: нет фактов, примеров, доказательств.
  • Вы не компетентны в обсуждаемой теме или вопросе. Тогда оценку действий лучше высказать в формате мнения, предположения или рекомендации.
  • Вы не знаете, как проблему можно решить. В этом случае достаточно просто указать на нее, а потом поучаствовать в обсуждении.
  • Момент неподходящий. Например, горят сроки проекта и вы подорвете командный дух, если слишком рано обозначите проблему. Или проводится важное совещание и озвученная критика навредит репутации человека.
  • Ранее вы уже указывали на проблему, дали рекомендации — тогда повторение может человека демотивировать или разозлить.

Если вы часто критикуете окружающих и считаете это нормальным, посмотрите на ситуацию под новым углом. Возможно, ваше поведение объясняется эффектом Даннинга — Крюгера, то есть вы неадекватно оцениваете свои способности: мол, раз я могу лучше, то и все должны лучше. Такое когнитивное искажение вредит рабочим и личным отношениям.

Стоит ли реагировать на критику?

Реакция на критику зависит от ее вида, ситуации и ваших целей. Научиться их распознавать — большая работа.

Стоит реагировать

  • Человек критикует конструктивно: замечания подкреплены фактами и помогут улучшить процесс/результат.
  • Критика касается важных задач, и игнорирование ее может навредить результату/репутации.
  • Критика исходит от людей, которых вы уважаете (например, от непосредственного руководителя или старшего коллеги), — либо от людей, с кем вы вплотную работаете (например, на проекте) и кого нельзя игнорировать, так как это будет плохо воспринято другими членами команды.

Лучше не реагировать

  • Критика не обоснованная и субъективная.
  • Критика высказана в грубой форме.
  • Замечания касаются мелочей и не влияют на ваш профессиональный рост — можно не тратить силы и время на их обсуждение.
  • Критика направлена на то, чтобы вас спровоцировать, вызвать в вас эмоциональную реакцию, подорвать авторитет.

Кроме того, к деструктивной критике относятся:

  • комментарии о внешности;
  • критика личности (насмешки, оскорбления);
  • пренебрежительные, обесценивающие замечания;
  • суждения, основанные на стереотипах.

Неконструктивную и деструктивную критику необходимо пресекать на корню — например, простым вопросом «Зачем ты это говоришь?» или «Что ты на самом деле хочешь мне сказать?».

Как реагировать на критику правильно?

Выслушайте человека. Спросите себя, объективно ли замечание, полезно ли, можно ли извлечь из него урок или использовать его для улучшения процесса/результата. Если да — поблагодарите критикующего за обратную связь (даже если формулировки неидеальны).

Затем уточните детали: задайте вопросы, чтобы прояснить ситуацию. Спросите, какие решения проблемы и какую помощь человек предлагает. Если чувствуете, что страсти накаляются, — возьмите паузу и пообещайте вернуться к обсуждению, когда соберете дополнительную информацию или успокоитесь.

Лайфхак из области психологии. Честно скажите, что критика вас задела. Вы не навредите отношениям — но при этом поможете себе (отрегулируете эмоциональное состояние) и собеседнику (намекнете, что «лед тонкий» и дальше стоит быть тактичнее).

Чтобы использовать критику для профессионального и личностного роста:

  • записывайте замечания, фиксируйте удачные идеи и предложения;
  • анализируйте свое поведение, ставшее объектом критики;
  • напоминайте себе, что критикуют не вас, а вашу работу;
  • воспринимайте критику как способ научиться лучше понимать себя и других, развить стрессоустойчивость и коммуникативные навыки (даже проговорите эту мысль вслух или про себя, например: «Как здорово, что меня сегодня покритиковали! Завтра лучше сделаю»).

Как противостоять своему внутреннему критику?

Многие являются самыми строгими критиками для самих себя или даже относятся к себе суровее, чем к окружающим. Это вредит самооценке, внушает страх действовать (и ошибаться), лишает карьерных амбиций.

Приведем алгоритм действий для ситуации, когда внутренний критик снова указывает вам на ошибки или несовершенства.

  1. Признайте существование внутреннего критика: да, он влияет на ваши мысли, выражает страхи и сомнения — но не все из них объективны и обоснованны.
  2. Отделите факты от эмоций. Помогут вопросы: «Есть ли доказательства, что внутренний голос прав?», «Что бы сказал мне мой друг/наставник на это?»
  3. Запишите негативные мысли и установки, которые за собой замечаете. Затем добавьте в начало предложения фразу «У меня возникла мысль, что…». Следом запишите: «Я заметил, что у меня возникла мысль, что…» Это поможет создать дистанцию между мыслями, эмоциями и дальнейшими действиями. Вы осозна́ете, что мысль не всегда отражает реальность и не всегда требует реакции или действия.
  4. Замените негативные мысли на поддерживающие. Вместо «Я провалил проект, я неудачник» — «Проект пошел не так, как задумывалось, но я извлек уроки и стану лучше».

Кроме того, можно:

  • проговаривать аффирмации — «Я имею право на ошибки, это часть роста» или «Я компетентный специалист, и моя работа имеет ценность»;
  • фокусироваться на достижениях. Если в такой момент успехи не приходят в голову — ведите журнал;
  • напоминать себе, что никто не идеален;
  • представлять, что оказываете поддержку близкому другу в трудной ситуации;
    обратиться за поддержкой к наставнику, коучу, психологу.

Корректор/литредактор: Варвара Свешникова
Иллюстрация: DALL·E