Куда жаловаться, если работодатель нарушает ваши права

И как составить жалобу правильно?

1 411

Задерживают зарплату, не оплачивают переработки, не согласовывают отпуск? Всё это нарушает ваши права и вредит здоровью и кошельку. Защитить себя можно, обратившись в ведомства и объединения, которые следят за соблюдением трудового законодательства. Рассказываем, куда обращаться по трудовым спорам и как правильно составить жалобу.

Сколько стоит суд с работодателем и можно ли пройти этот процесс без юриста

Что говорят законы?

В ТК РФ перечислены четыре основных способа защитить свои права:

  1. Самозащита.
  2. Обращение в профсоюз.
  3. Обращение в госорган.
  4. Судебный иск.

Самозащита подразумевает, что в ответ на нарушение трудовых прав вы перестаете работать. Например, если вам задержали зарплату более чем на 15 дней, вы можете прекратить работат до тех пор, пока вам не выплатят деньги. Можно также отказаться от задач, если их нет в трудовом договоре либо они угрожают вашей жизни или здоровью. Во всех трех случаях нужно письменно уведомить работодателя.

Остальные варианты подразумевают, что вы идете в специализированные организации или ведомства.

Куда обращаться, если работодатель нарушает ваши права?

Итак, основные инстанции, куда можно пожаловаться на работодателя:
профсоюз;

  • комиссия по трудовым спорам (КТС);
  • трудовая инспекция;
  • прокуратура;
  • суд.

Профсоюз

Профсоюз — это объединение сотрудников из конкретной компании или из целой отрасли. Такие организации защищают интересы всех сотрудников в коллективных переговорах с работодателем, трудовых спорах и других ситуациях. Многие важные решения, например сокращение штата, работодатель по закону обязан согласовать с профсоюзом.

Профсоюз может также следить за соблюдением трудового законодательства. Его представители вправе:

  • проводить проверки;
  • оценивать условия труда;
  • участвовать в расследовании несчастных случаев;
  • требовать приостановку работ, если есть угроза жизни и здоровью сотрудников;
  • требовать, чтобы работодатель устранил нарушения;
  • обращаться в госорганы, чтобы работодатель понес ответственность.

Подать жалобу в профсоюз можно при любом нарушении со стороны работодателя. Представители профсоюза проведут проверку и, если нарушение подтвердится, потребуют его устранить. В течение недели работодатель должен будет отчитаться о принятых мерах.

10 признаков работодателей, от которых надо бежать без оглядки

Иногда работодатель ничего не исправляет, а просто составляет отчет для галочки. Тогда профсоюз подсказывает, что делать дальше, обращается в госорганы или помогает вам составить запрос.

Если в компании профсоюза нет, вы можете пожаловаться в отраслевой или территориальный. Их мнение и предписания работодатель тоже должен учитывать.

Комиссия по трудовым спорам

КТС создается по инициативе работодателя или сотрудников. В нее входят представители обеих сторон. Задачи комиссии — понять, нарушается ли трудовое законодательство, и вынести решение. В КТС стоит обращаться, если, например:

  • вы не согласны с дисциплинарным взысканием;
  • работодатель:
    - меняет условия трудового договора, а вы с этим не согласны;
    - не выплачивает положенную вам матпомощь;
    - не компенсирует сверхурочную работу;
    - не доплачивает за совместительство;
    - не предоставляет положенные вам по закону льготы.

Обычно КТС созывают в течение 10 дней после того, как от сотрудника или работодателя поступил такой запрос. Но в некоторых компаниях комиссии работают постоянно.

Как защитить свои права через КТС:

  1. Подайте заявление. Опишите ситуацию и укажите, почему вы считаете, что ваши права нарушены. Это нужно сделать в течение трех месяцев после того, как вы узнали или должны были узнать о проблеме.
  2. В комиссии примут и зарегистрируют заявление, отметят дату получения.
  3. Комиссия изучит ситуацию — на это у нее есть 10 дней. Потом пройдет заседание. Здесь нужно быть вам или вашему представителю, но, если это никак не получается, заседание может пройти без вас — надо только написать заявление в КТС. Если вы просто не придете, то заседание отложат; если не придете снова (то есть уже дважды) — трудовой спор, скорее всего, откажутся рассматривать.
  4. Комиссия может вызывать свидетелей и экспертов, запрашивать дополнительные документы. Решение принимают тайным голосованием, и в течение 10 дней сотрудник и работодатель могут обжаловать его в суде. После этого срока есть три дня на то, чтобы исполнить решение.
  5. Если ничего не происходит, можно снова обратиться в КТС и получить удостоверение. У вас будет три месяца, чтобы передать его судебным приставам, и тогда решение будет исполнено принудительно.

Трудовая инспекция

Профсоюзы и комиссии по трудовым спорам обычно помогают решить проблему в пределах компании. За ее пределами самый популярный вариант, куда написать жалобу на работодателя, — трудовая инспекция (Роструд). Это ведомство следит за соблюдением трудового законодательства и помогает сотрудникам защитить свои права.

Подать жалобу можно в отделении Роструда, по почте или онлайн — через «Госуслуги», сайт Роструда или сервис «Онлайнинспекция.рф». Если опасаетесь конфликтов на работе, пожаловаться можно анонимно. В течение месяца обращение рассмотрят и дадут ответ. Учитывайте это, если хотите еще пойти в другие инстанции. К примеру, при незаконном увольнении вы можете обратиться в суд в течение месяца — и этот срок может сгореть, если вы решите сначала дождаться ответа от трудовой инспекции.

Инспекторы проведут проверку по вашей жалобе и, если нарушения подтвердятся, привлекут работодателя к ответственности. Обычно это штрафы. Роструд может также заставить работодателя выплатить зарплату, если тот ее задержал, или передать информацию о нарушениях в другие ведомства.

Важно! По закону индивидуальные трудовые споры рассматривает или КТС, или суд. Если вы обратитесь в Роструд, он проверит работодателя и предпишет устранить нарушения, но это не будет решением конкретно вашего спора, как, например, в случае с комиссией.

В Роструд также стоит идти за консультацией: например, можно спросить, нарушает ли в конкретной ситуации работодатель ваши права и что с этим делать. Вам дадут подробный ответ с правовым обоснованием — потом его можно использовать, чтобы составить жалобу в другие органы.

Прокуратура

Жалоба на работодателя в прокуратуру — один из самых эффективных шагов в трудовом споре. Но важно знать, как пользоваться им правильно. Обращаться в прокуратуру есть смысл при действительно серьезных нарушениях: например, если ваша зарплата ниже прожиточного минимума, вам годами не дают отпуск или систематически не оплачивают переработки. Стоит жаловаться и на массовые нарушения: к примеру, на несоблюдение требований охраны труда, которое ставит под угрозу жизнь и здоровье сотрудников.

Подать жалобу можно в отделении, по почте, через «Госуслуги» или сайт прокуратуры. Как и в случае с Рострудом, ее должны рассмотреть за месяц. По итогу прокуратура либо проведет проверку, либо вернет жалобу вам, либо перенаправит ее в другие ведомства (как вариант, в тот же Роструд). Если нарушения подтвердятся — работодатель должен будет их устранить.

Суд

В суд можно пойти по любому спору, если вы не согласны с решением всех предыдущих инстанций — или, например, не хотите обращаться в Роструд и прокуратуру, а КТС уже прошли. Кроме того, только в суде разбирают трудовые споры:

  • о восстановлении на работе;
  • переводе на другую работу;
  • неправомерном отказе в приеме на работу;
  • дискриминации;
  • компенсации морального вреда;
  • нарушении порядка работы с персональными данными сотрудника;
  • выплате разницы в зарплате, если сотрудник временно выполнял нижеоплачиваемую работу;
  • об оплате вынужденного прогула.

Если решите обратиться в суд, учтите: у вас ограничен срок. Обычно это три месяца с момента нарушения прав, но для споров об увольнении срок составляет один месяц, а для споров о невыплаченной зарплате — год.

Другие варианты

Кроме ведомств, которые непосредственно следят за соблюдением трудового законодательства, вы можете обратиться и в другие органы. Например, в налоговую можно пожаловаться, если работодатель практикует незаконные схемы с зарплатой или как-то еще уклоняется от налогов. Правда, сотрудник, который получает серую зарплату или деньги «в конверте», тоже несет ответственность — важно это помнить. На нарушения пожарной безопасности или санитарных норм тоже можно жаловаться: в пожарную инспекцию, Роспотребнадзор.

Всё это вряд ли напрямую повлияет на восстановление ваших трудовых прав. Но работодатель может исправить нарушения, на которые вы пожалуетесь, что уже само по себе неплохо. Кроме того, он в целом станет внимательнее относиться к соблюдению законов.

Что делать, если вас пытаются незаконно уволить

Как составить жалобу правильно?

  1. Опирайтесь на законы. Укажите, какие именно правовые нормы нарушает работодатель. Если вы не уверены, какая статья в каком кодексе за что отвечает и что подойдет в вашем случае, можно проконсультироваться в Роструде: обычно они отвечают со ссылками.
  2. Опирайтесь на доказательства. По возможности соберите показания свидетелей, добавьте ссылки на конкретные документы, приложите переписки и фотографии. Это укрепит вашу позицию, особенно в глазах профсоюза, КТС и суда.
  3. Заручитесь юридической поддержкой (по возможности). Самый простой вариант — обратиться за консультацией в профсоюз или Роструд. Это поможет сориентироваться в законах, составить жалобу более убедительно и спланировать свои дальнейшие действия. Но подавать иск и идти в суд лучше уже с юристом.

Корректор/литредактор: Варвара Свешникова
Иллюстрация: Midjourney