«Я нигде не учился кузнечному делу, это всё гены»
Фотоистория о работе кузнеца
Я занимаюсь художественной ковкой уже более 40 лет — сначала как хобби. Работал здесь, в сельхозтехнике, слесарем, потом термистом и только после этого кузнецом. В 1983 году я построил свою первую мастерскую.
Я работаю смотрителем маяка
В том же году познакомился с Леонидом Ивановичем Быковым, известным петербургским мастером, с которым мы делали много совместных работ. В 90-м году я приобрел землю и через два года построил мастерскую, в которой мы сейчас и находимся.
В том же году познакомился с Леонидом Ивановичем Быковым, известным петербургским мастером, с которым мы делали много совместных работ. В 90-м году я приобрел землю и через два года построил мастерскую, в которой мы сейчас и находимся.
Как я пришел в эту профессию? Я нигде не учился кузнечному делу, это всё гены. У меня по материнской линии дед и прадед были кузнецами. А в детстве я много стихи писал, рисовал. Так что у меня всегда была склонность к творческому труду. Как говорится, мы сами всему учились, где-нибудь и как-нибудь. И в один прекрасный день всё это проявилось — в 1977 году я увидел статью в журнале «Моделист-конструктор» про то, как сделать фонарь. Я его смастерил — наверно, с этого всё и началось.
Как происходит горячая ковка. Сначала металл нагревается в печи, затем вручную придается нужная форма с помощью молотов, наковален, тисков, кузнечных клещей, раскаток и прочих инструментов. Фактуру поверхности можно создать с помощью различных форм. После формовки нужно произвести обработку граней. При необходимости элементы изделий затем соединяются при помощи сварки либо с помощью заклепок или иных конструктивных элементов. Особенность и главное преимущество способа заключаются в том, что можно претворить в жизнь что угодно, хватило бы только мастерства кузнеца.
Мой заказчик — это человек, который не идет в магазин за штампованным товаром: ему нужна уникальная вещь. В основном это какие-то объекты, связанные со строительством, — крылечки, лестницы. Кому-то бывает нужно флюгер сделать. Если честно, больше клиентов приходят благодаря сарафанному радио. И мне это нравится, ведь хорошо, когда человек видит результат работы, доверяет, а потом делится этим со своими знакомыми. Всё происходит естественно и по накатанной. Но иногда приходят высокомерные люди, которые с ходу начинают гнуть пальцы. Про таких Лев Николаевич Толстой писал: «Так и хочется дать им рубль и сказать: “Узнаешь себе цену — вернешь сдачу”». С такими я принципиально не работаю.
Как определить настоящего мастера? Например, у хорошего портного и лицевая сторона изделия выполнена отлично, и изнаночная сторона также. Вся технология должна быть продумана до мелочей. Я стараюсь придерживаться таких же принципов. Так же относились к своей работе и старинные мастера. К сожалению, в XX веке много что было утеряно.
Сейчас появилось много разных направлений в кузнечном деле, разные процессы, когда металл не нагревается. Их я называю гнутьем. За подобными услугами приходят люди, у которых нет возможности заказать классическую горячую ковку. Естественно, это всё связано и со снижением покупательской способности населения. Красота никогда не стоила дешево. Также это приводит и к тому, что из профессии многие уходят: в ней остаются лишь самые востребованные мастера.
Муравьи, шершни, ежи, дятлы и другие враги пчел
В Петербурге много хороших кузнецов. Некоторые из них преподают, в Академии Штиглица например. Сам я не хочу преподавать. Буду учить только своих внуков на базе своей мастерской, чтобы они могли продолжить мое дело, если захотят.
Но у меня есть проект этнографической кузницы на водяном приводе, который сейчас претворяю в жизнь. Я планирую обустроить ее полностью традиционно. На ней можно будет показывать мастер-классы и наглядно объяснять, как происходил кузнечный процесс в старину. Думаю, важно сохранять и передавать подобные знания. Вообще, новые технологии расширяют возможности кузнеца, естественно. Но это инструменты. Машины не могут самостоятельно претворять в жизнь художественный замысел, а лишь помогают его осуществить.
Основные азы кузнечного дела можно постичь за полгода-год. Это всё зависит от того, у кого ты учишься. Единственное, у кузнеца должно быть мышление художника. Но, как в любом другом деле, совершенствоваться потом можно бесконечно. Всё ведь постигается в практике.
Мне хочется верить, что традиционная ковка всегда будет нужна и никогда не пропадет, как и остальные народные промыслы. Пусть появляются разные станки, новые машины, разные принтеры и всё остальное. Когда металл проходит через руки мастера, через огонь, происходит магия. Не зря ведь изделия кузнецов всегда служили оберегами.
Текст, фото: Алексей Павлов
Корректор/литредактор: Варвара Свешникова