«Я нигде не учился кузнечному делу, это всё гены»

Фотоистория о работе кузнеца

17 908

Я занимаюсь художественной ковкой уже более 40 лет — сначала как хобби. Работал здесь, в сельхозтехнике, слесарем, потом термистом и только после этого кузнецом. В 1983 году я построил свою первую мастерскую.

Ильин Юрий Николаевич – Кузнец, Сосново, Ленинградская область
Ильин Юрий Николаевич
Кузнец, Сосново, Ленинградская область

В том же году познакомился с Леонидом Ивановичем Быковым, известным петербургским мастером, с которым мы делали много совместных работ. В 90-м году я приобрел землю и через два года построил мастерскую, в которой мы сейчас и находимся.

В том же году познакомился с Леонидом Ивановичем Быковым, известным петербургским мастером, с которым мы делали много совместных работ. В 90-м году я приобрел землю и через два года построил мастерскую, в которой мы сейчас и находимся.

Как я пришел в эту профессию? Я нигде не учился кузнечному делу, это всё гены. У меня по материнской линии дед и прадед были кузнецами. А в детстве я много стихи писал, рисовал. Так что у меня всегда была склонность к творческому труду. Как говорится, мы сами всему учились, где-нибудь и как-нибудь. И в один прекрасный день всё это проявилось — в 1977 году я увидел статью в журнале «Моделист-конструктор» про то, как сделать фонарь. Я его смастерил — наверно, с этого всё и началось.

Как происходит горячая ковка. Сначала металл нагревается в печи, затем вручную придается нужная форма с помощью молотов, наковален, тисков, кузнечных клещей, раскаток и прочих инструментов. Фактуру поверхности можно создать с помощью различных форм. После формовки нужно произвести обработку граней. При необходимости элементы изделий затем соединяются при помощи сварки либо с помощью заклепок или иных конструктивных элементов. Особенность и главное преимущество способа заключаются в том, что можно претворить в жизнь что угодно, хватило бы только мастерства кузнеца.

Мой заказчик — это человек, который не идет в магазин за штампованным товаром: ему нужна уникальная вещь. В основном это какие-то объекты, связанные со строительством, — крылечки, лестницы. Кому-то бывает нужно флюгер сделать. Если честно, больше клиентов приходят благодаря сарафанному радио. И мне это нравится, ведь хорошо, когда человек видит результат работы, доверяет, а потом делится этим со своими знакомыми. Всё происходит естественно и по накатанной. Но иногда приходят высокомерные люди, которые с ходу начинают гнуть пальцы. Про таких Лев Николаевич Толстой писал: «Так и хочется дать им рубль и сказать: “Узнаешь себе цену — вернешь сдачу”». С такими я принципиально не работаю.

Как определить настоящего мастера? Например, у хорошего портного и лицевая сторона изделия выполнена отлично, и изнаночная сторона также. Вся технология должна быть продумана до мелочей. Я стараюсь придерживаться таких же принципов. Так же относились к своей работе и старинные мастера. К сожалению, в XX веке много что было утеряно.

Сейчас появилось много разных направлений в кузнечном деле, разные процессы, когда металл не нагревается. Их я называю гнутьем. За подобными услугами приходят люди, у которых нет возможности заказать классическую горячую ковку. Естественно, это всё связано и со снижением покупательской способности населения. Красота никогда не стоила дешево. Также это приводит и к тому, что из профессии многие уходят: в ней остаются лишь самые востребованные мастера.

В Петербурге много хороших кузнецов. Некоторые из них преподают, в Академии Штиглица например. Сам я не хочу преподавать. Буду учить только своих внуков на базе своей мастерской, чтобы они могли продолжить мое дело, если захотят.

Но у меня есть проект этнографической кузницы на водяном приводе, который сейчас претворяю в жизнь. Я планирую обустроить ее полностью традиционно. На ней можно будет показывать мастер-классы и наглядно объяснять, как происходил кузнечный процесс в старину. Думаю, важно сохранять и передавать подобные знания. Вообще, новые технологии расширяют возможности кузнеца, естественно. Но это инструменты. Машины не могут самостоятельно претворять в жизнь художественный замысел, а лишь помогают его осуществить.

Основные азы кузнечного дела можно постичь за полгода-год. Это всё зависит от того, у кого ты учишься. Единственное, у кузнеца должно быть мышление художника. Но, как в любом другом деле, совершенствоваться потом можно бесконечно. Всё ведь постигается в практике.

Мне хочется верить, что традиционная ковка всегда будет нужна и никогда не пропадет, как и остальные народные промыслы. Пусть появляются разные станки, новые машины, разные принтеры и всё остальное. Когда металл проходит через руки мастера, через огонь, происходит магия. Не зря ведь изделия кузнецов всегда служили оберегами.

«Я нигде не учился кузнечному делу, это всё гены»

Текст, фото: Алексей Павлов
Корректор/литредактор: Варвара Свешникова