«Я не равно моя работа»: локдаун и самоопределение в карьере

Тренды, с которыми придется столкнуться всем

3 128

Елена Резанова, карьерный ментор, писатель, автор книг «Это норм! Книга о поисках себя, кризисах карьеры и самоопределении» и «Никогда-нибудь. Как выйти из тупика и найти себя», рассуждает о том, с какими изменениями вынужден столкнуться профессионал в период пандемии.

Переосмысление старых парадигм

За последние полгода копившиеся тренды проявились и превратились в реальность: удаленная работа стала нормой, гиганты хай-тека поговаривают о четырехдневной рабочей неделе, переоценивают стоимость офисного рабочего места, а традиционные офлайн-компании пытаются выводить проекты в онлайн-пространство. Ушли в прошлое командировки и корпоративные ивенты, а онлайн-образование переживает бум...

Это заметная часть айсберга — ее можно увидеть и посчитать. Но есть и более глубинная и личная, которую я вижу по запросам и разговорам с профессионалами и топ-специалистами, находящимися в активной фазе своей карьеры.

Если коротко — в кризисном 2020-м запустился мощный процесс переосмысления старых парадигм про карьеру, планы и самореализацию.

Смотрите. Во время большого локдауна этой весной у профессионалов и менеджеров возникла возможность не спеша подумать о своем пути, что было сложно реализуемо в их обычном темпе работы. Обычно такое осмысление происходит во время личного карьерного кризиса, здесь же триггером стал всеобщий коллапс, всеобщая пауза.

На фоне тотальной тревожности особо остро проявились несколько кризисных триггеров.

1. Ощущение, что перерос свой нынешний уровень и остановился в развитии

Наиболее частая история как иллюстрация — слова топ-менеджера Михаила: «Когда ты в одной компании рос, рос... и вырос максимально, но потенциала-то еще много, чтобы развиваться. А некуда: у компании нет таких потребностей/ресурсов/понимания…»

2. Событие, которое напоминает о приоритетах

Иногда происходит не связанное с работой событие, которое запускает глобальную переоценку ценностей, и мы осознаем, что подошли к точке, пределу. В период коронавируса для многих таким событием стало тяжелое состояние близкого, потеря.

Как результат — происходит обесценивание того, что сделано прежде. Логика проста: если сейчас ощущаем, что пришли не туда, значит, весь путь был ошибочным.

3. Сигнал с другого берега

Вместе с тем локдаун дал и огромные возможности для познания нового: компании предоставили доступ к платным ранее курсам, появились онлайн-вечеринки, Zoom-презентации, онлайн-кофе, где можно пообщаться в тесной компании специалистов и поддержать друг друга.

Как результат — специалист, находясь в состоянии кризиса, переосмысления своего опыта, загорается новой идеей, находит новое, что хотел бы попробовать. В исследовании Джейн Даттон это называется crafting job, то есть пересоздание своей роли, привнесение в нее нового смысла.

Дмитрий, менеджер по маркетингу, услышал интересное выступление специалиста по поведенческой экономике. И это стало сигналом: «Я и не заметил, как далеко ушел мир, и пора двигаться дальше, в новую тему».

Изменение отношений с неопределенностью

Неопределенность и изменчивость нашего контекста стали настолько явными, что их ощутили даже те, кто находился в очень «стабильных» и «безопасных» карьерах.

Исследователи назвали это карьерным шоком (career shock): явление, которое непредсказуемо, может иметь огромное влияние на карьеру и причина которого (вот он, источник стресса!) находится вне контроля профессионала.

Приходит понимание, что строить долгосрочные карьерные планы может оказаться бесполезным, что отсутствие действий и попытка удержать статус-кво не дают безопасности и гарантий, что всё останется как есть.

Страх потери стабильности сменяется осознанием, что стабильность скорее иллюзия, которая возникает вследствие временного отсутствия перемен.

В связи с этим — новый тренд.

Стабильность внутри

Научные исследования показывают: на 50% уровень внутреннего благополучия зависит от наследственности, на 10 — от обстоятельств и на 40 — от нас. «Один из главных парадоксов поисков счастья заключается в том, что многие пытаются изменить обстоятельства своей жизни в тщетной надежде, что эти изменения принесут счастье», — замечает один из самых авторитетных специалистов, профессор психологии Соня Любомирски.

Заметно, как в сознании профессионалов перераспределяется зона их контроля: человек понимает, что все происходящие глобальные процессы от него не зависят, а его настоящая зона контроля на самом деле очень небольшая, но самая важная — это он сам, его состояние, здоровье, ясность ума, настроение, которое он транслирует в ближайшее окружение, поддержка внутри значимого круга общения...

Происходит осознание, что быть в порядке (ментально, эмоционально, физически) — единственный способ быть готовым к тому, что происходит вокруг. Ведь нужно адаптироваться к новому миру, искать решения для новых вызовов, на ходу пересоздавать стратегию. Мы не сможем просчитать скорость и направленность изменений, но, если мы будем в порядке, с ясной головой, в бодром теле, мы справимся.

Стас (34 года) — руководитель подразделения supply chain в большой международной компании. Когда мы познакомились, он был в таком состоянии: «Паровозик устал. Я хотел всё бросить, уехать в деревню, никого не видеть. Мне было плохо. Любая работа — даже дворником — казалась лучше, чем моя работа тогда». Стас выходил из режима «паровозик устал» следующим образом: добавил несколько небольших пауз в рабочий день, минимум одну из них совместив с прогулкой, некоторые встречи проводил не в офисе, а на скамейке снаружи, включил часовую тренировку с инструктором три раза в неделю, стал заранее планировать семейные выходные и вечером перестал отвлекаться на почту, а кроме этого, вел подробный дневник, где в течение дня отслеживал уровень своего заряда и его связь с событиями.

Осознание идентичности — «я не равно моя работа»

Еще один важный сдвиг в сторону себя: многие научились отделять себя от контекста своей работы и ощутили свою самость.

В обычном режиме по привычке можно было идентифицировать себя с должностью, компанией или даже с собственным бизнесом. Но осознание своего пути начинается, когда происходит понимание: это две части, а не одно целое. Важным открытием вне привычных офисных стен становится ощущение себя как себя и осознание, что мы не равно наша должность и даже не равно наш бизнес.

Тогда кто мы? Особый сплав опыта, знаний, задач, амбиций, намерений, уникальных компетенций… И в связи с этим осознанием на первый план выходят экзистенциальные вопросы: кто я? в чем смысл? куда я на самом деле иду? и если я не... [должность], то кто?

Во время карантина весной 2020-го предприниматель Дмитрий Левицкий написал в своем аккаунте в «Инстаграме»: «Почему я спокоен? Не отчаиваюсь, не паникую, не истерю, не впадаю в депрессию или агрессию? Суть бизнеса для меня — не обороты компании, не количество ресторанов, не личная слава или статус и уж точно не материальные блага. Для меня это кайф от самого процесса. От того, что делаешь интересные, крутые проекты. Что делаешь их плечом к плечу с яркими, талантливыми людьми с такими особенными, понятными только вам самим причудами. А значит, сейчас мы отлежимся в этой бизнес-коме, а потом соберемся опять и опять наполним наш бизнес смыслом, энергией и творчеством».

Пришло время делать то, что делает вас счастливыми

Пожалуй, лучшая формулировка для того, чтобы выразить итог этих размышлений, звучит так: “It’s time to do what makes you happy” (‘Пришло время делать то, что делает вас счастливыми’), Business Insider.

Несмотря на глобальные экономические потери, для состоявшихся профессионалов сейчас самое время попробовать себя в других условиях, получить дополнительное (или совершенно новое) образование, и удаленный формат работы в этом смысле может быть использован как симулятор своего проекта, формата «работы на себя», когда ты вне офисных стен.

Ирина полтора года варила сыры по вечерам и выходным, параллельно работая в банке. Проводила дегустации, делала пробные заказы для ресторанов, участвовала в гастрономических мероприятиях — и ушла с работы, только когда спрос на ее продукт вырос настолько, что потребовалось ее полное включение и другие масштабы производства.

Для кого-то эксперимент удался: так, по данным одного из порталов по поиску работы, за полгода пандемии россияне научились работать дистанционно без потери эффективности — 36% удаленных сотрудников считают, что дома они работают результативнее, чем в офисе.

Возможно, для кого-то это станет первым шагом к собственному проекту — либо к более привлекательному образу жизни, когда можно балансировать все важные сферы, времени на которые при полной офисной занятости могло не хватать. Так или иначе, это может привести к большей удовлетворенности от своей деятельности.

Чтобы подкрепить ощущение успешности, достаточно регулярных небольших результатов (вместо выдающихся, но редких). К такому выводу пришла Тереза Амабайл, профессор Гарвардской бизнес-школы. Суть ее исследования: участники (корпоративные менеджеры) фиксировали все свои задачи в течение рабочего дня и собственные ощущения от них. Оказалось, даже небольшие события (продуктивные звонки и встречи, благодарность коллег, завершенный отчет) работают на чувство успешности и прогресса. Конечно, если это событие замечено нами самими.

Что дальше?

На вопросы, как будет выглядеть карьера в постковидную эпоху и к чему готовиться, хочется ответить аналогией, которая родилась в разговоре с известным спикером и издателем Игорем Манном: можно гарантировать только то, что ты выйдешь на охоту, а вернешься ли ты с добычей — гарантий нет.

Нам может казаться, что самый главный риск для нашей карьеры — неопределенность окружающего мира. Но самый главный риск — мы сами. Мы сами можем стать для себя слабым звеном, если будем слишком много думать о «добыче», то есть о том, что от нас не зависит.

Редактор: Наталия Алекса
Корректор/литредактор: Варвара Свешникова
Иллюстрация: Ivan Marc / Shutterstock