Профессия — кораблестроитель

Как и зачем Виктор строит копию парусника «Повелитель морей» в Крыму

9 402

Кораблестроитель Виктор Скалетто уже 8 лет создает копию британского галеона XVII века в бухте близ Судака.

Я зарабатываю на трешку в Екатеринбурге, работая в карьере

Виктор Скалетто – Кораблестроитель
Виктор Скалетто
Кораблестроитель

Витя 911

Я про свою жизнь рассказывать не люблю. Зачем людям знать подробности, кому это интересно? Родился в Средней Азии, в городе Бишкеке. Прожил там до 21 года и перебрался в Сибирь. Учился в Томском педагогическом на психолога. Потом переехал в Москву. Занимался дизайном интерьеров и делал ремонты, финансово всё было успешно. Как у всех нормальных людей: квартиры, машины, поездки на курорты, тусовки с мажорами и ночные клубы.

Меня называли «Витя 911» — опыт, полученный в 90-х, научил решать любые проблемы. Всё попробовал, всего достиг, стало скучно. Я всегда такой был авантюрный, не знаю в кого. Из всей семьи мама — самый близкий человек, но она не поддерживала, когда я замахивался на высоты. Говорила: «Ну что выдумываешь, давай лучше охранником тебя пристрою в магазин». А я всегда знал, что хочу делать что-то большое, а еще жить на море.

Внезапно пришла идея с постройкой парусника.

Из всех кораблей именно «Повелитель морей» захватил мое внимание. Я считаю, что это самый красивый корабль за всю историю кораблестроения. Это первый линкор британского флота и самое дорого декорированное судно — две тысячи элементов декора на этом корабле покрыты сусальным золотом. Мачта этого корабля — 50 метров высоты. Длина верхней палубы от кормы до носовой фигуры — 70 метров. Сделан по приказу короля Карла Первого.

Вся казна Англии ушла на постройку этого корабля, начавшийся кризис спровоцировал гражданскую войну. Карла в результате судили, последним его желанием, кстати, была вторая рубаха: день был прохладный, и король переживал, что начнет дрожать, а люди подумают, что он испугался. Корабль пережил короля на 47 лет. До конца XVII века он был единственный в своем роде, самый мощный и непобедимый корабль, а когда его списали на сушу и сделали склад, то ли кладовщик проворовался и устроил поджог, то ли голландцы в отместку подпалили, но погиб «Повелитель морей», не в бою, а, можно сказать, на пенсии.

Переждать шторм

Опыта кораблестроения у меня не было, два года я просто не вылезал из интернета, изучал технологии, чертежи, делал макеты небольшие из бумаги, дерева, испытывал, осваивал технологии. По большому счету не так важно, строишь ты дома или корабли, если руки из правильного места.

В Крым ехать не планировал, думал о Латинской Америке, даже съездил туда туристом, присматривался. Но, когда в 2014 году Крым присоединили, почему-то его и выбрал. Новый Крым, новый корабль — это возможность стать историей нового Крыма. У меня не было времени особо колесить, я просто забил в поисковике «отдаленная бухта в Крыму», начал смотреть фотографии, эта понравилась. Приехал, осмотрелся и остался в Бугазе.

Изначально я арендовал базу недалеко от бухты и там собирал конструкцию. Была договоренность с местными властями — документально ничего не было, а просто на словах. Я этот момент упустил, а власть тут регулярно меняется. Всё остальное тоже пошло не так, как я задумывал. Я оценивал проект в 12 миллионов. Думал, удастся построить очень быстро, на тот момент были финансы, но я совершил ошибку, доверив работу не тем людям. Очень быстро кончились и деньги, и сами эти люди пропали, не закончив обещанное. Первый же ураган уничтожил всё, что было построено. Я понял, что рассчитывать можно только на себя, и начал строительство с нуля.

Поначалу не было обычных человеческих условий — душа, электричества, связи.

Зимой без отопления кутался в несколько одеял, на строительстве по максимуму использовал ручной инструмент, готовил на костре — совсем не то, к чему я привык в Москве.

Надо было просто переждать шторм, и стало легче: подружился с местными, стали делиться электричеством, водой, один сосед дал пароль от Wi-Fi, я к нему на гору ходил, чтоб выйти на связь с миром. По соседству есть община протестантов, мы друг другу помогаем: я им крест помогал на гору тащить и лодки их периодически спасаю, они мне кастрюли борща носят.

Сейчас проект набрал популярность. В сезон 2021-го около 200 человек в день приезжали к кораблю. Были здесь гости из Германии, Великобритании, Канады, Сербии и Туниса. Вне сезона приезжают в основном местные и Краснодарский край. Сейчас и администрация видит потенциал: без корабля это место никому не было нужно и туристы здесь не бывали.

5 вещей, которые работодатель проверяет в вашем резюме

Азарт сохраняется

В том темпе, в котором я строю, мне работать еще лет пять как минимум. Материалы в Крыму очень дорогие. Крупных меценатов, поддерживающих проект, пока не появилось, разве что «Таврида» в 2020 году хорошо помогла с материалами.

Основной источник поддержания проекта — туристы. Когда стали ездить целыми автобусами, я сделал платный вход на корабль. Одна из палуб полностью готова и открыта для гостей.

Всё делается по чертежам XVII века, внешне корабль будет абсолютно идентичен оригиналу, единственное, я его искусственно состариваю морилкой, чтоб он выглядел более ветхим; некоторые даже боятся зайти внутрь, думают, он развалится. На фибробетон показывают: «Смотрите, доски сгнили». Естественно, я использую современные технологии. Основа корабля — жесткий каркас из стеклопластиковой арматуры, сверху накладываю стеклофибробетон. Этот материал прочный, легкий, хорошо пружинит ураганы. Я делаю корабль для себя, так что в технологии уверен. За время строительства здесь побывало немало волонтеров, но часть «пассажиров» просто хотели создавать бутафорию деятельности, пришлось их попросить отсюда. Сейчас всё делаю сам и в помощи по строительству не нуждаюсь.

Профессия — кораблестроитель

Моя цель — довести корабль внешне и внутри до прототипа. Это будет своего рода музей: здесь трюм со своими грузами, вот первая орудийная палуба, этаж, где жили матросы, и этаж для офицеров — с совершенно разными обстановками. Но просто музей — это скучно, так что внутри корабля будет проходить классный и масштабный квест. Вокруг корабля я хочу воссоздать поселение колониальной эпохи, чтоб, приезжая, человек оказывался в Тортуге XVII века. Построю пристань и новые корабли. По российским законам корабль такого размера нельзя зарегистрировать, он останется стоять в бухте. Но другие корабли будут привозить гостей, устраивать абордажные бои. Опыт у меня теперь колоссальный, и следующий корабль я буду несколько иначе строить, уже знаю все подводные камни.

Азарт сохраняется, пока я не успел воплотить всех своих идей.

Фото, текст: Станислава Новгородцева
Корректор/литредактор: Варвара Свешникова

10 тем, которые нельзя поднимать на собеседовании никогда