«Механики как большие дети, им в кайф играть в конструктор для взрослых»

Автомеханик — о болезнях, азарте и ответственности

18 113

Я занимаюсь автомобилями, в частности их ремонтом, и управленческими процессами. А в молодости я занимался спортом на профессиональной основе — греблей. И должен был продолжить, даже планировал куда-то поступать, но не сложилось. В девятом классе по состоянию здоровья не получилось попасть в сборную России — это был переломный момент в жизни. И я стал думать, чем заниматься дальше.

Демьян Христофор – Автомеханик, Санкт-Петербург
Демьян Христофор
Автомеханик, Санкт-Петербург

С детства мне были интересны машины, плюс мы с друзьями любили играть в Need for Speed. И я подумал, что можно начать развиваться в этом направлении. У моего отца был автосервис, и параллельно учебе в школе я начал помогать отцу на работе.

Я не учился на механика, в этой профессии в основном всё постигается собственным опытом, руками.

Когда что-то ломается, ты начинаешь анализировать, ищешь причину и пытаешься ее устранить. На опыте конкретных деталей: чем больше ты их видишь в разной степени изношенности, тем больше становятся понятны наиболее частые проблемы, которые с ними возникают. Параллельно ты познаешь то, как сконструированы определенные блоки, узлы автомобиля. Когда тебе что-то интересно, конечно, ты начинаешь читать мануалы, статьи. Потом можно распространять эти знания и на другие автомобили, конструктивно они очень похожи.

Гордость

Первый раз по-настоящему горд собой я был, когда поменял мотор на своей первой машине Honda Civic. Мне тогда было лет 19. Я ставил мотор от модели следующего поколения, надо было достать старый и подключить новый. Там отличались блоки управления двигателя, проводка, надо было это всё заставить заводиться и работать. Я полностью разобрал подкапотное пространство, частично снималась подвеска, отличались сами привода, которые приводят в движение колеса, — трансмиссия, менялись опоры двигателя, пришлось немного дорабатывать кузов, чтобы всё поместилось. Сейчас это кажется детской игрой, а тогда я даже не понимал толком, как это делать. Когда я всё собрал и поехал, то испытал волшебные ощущения. Плюс по ходу работы ты испытываешь определенный азарт. Наверное, у меня это осталось со спорта, когды ты хочешь быть первым в своем деле.

Я специалист широкого профиля. За время работы я изучил каждую сферу. Конечно, есть люди, которые лучше разбираются в своем деле: например, кузовщики могут шпаклевать, а я только могу на глаз геометрию выставить. Я знаю всё по моторной группе, но у нас есть моторист, который способен быстро и качественно перебирать двигатели. Широкий набор знаний помогает в диагностике, в коммуникации с клиентами, руководстве.

«Механики как большие дети, им в кайф играть в конструктор для взрослых»

Как машины изменились за 10 лет

Машинами я занимаюсь около 10 лет, за этот период они стали более технологичными и экологически чистыми, но на базовом уровне остались те же. Сейчас повсеместно используются турбины. Десять лет назад это была ненадежная конструкция, к ним относились скептически. А сейчас каждая вторая машина имеет такую конструкцию.

Другой важный аспект — срок службы автомобилей. За 10 лет он сильно сократился. Это связано с конструктивом — упрощением узлов, также с экономией на расходных материалах при сборке. По правде, это двоякая ситуация, так как машины стали тяжелее из-за использования большого количества электроники, что в свою очередь влияет на износ элементов подвески и тормозов.

Сейчас все новые машины рассчитаны на гарантийную эксплуатацию в 100 тысяч километров. Какие-то более комфортные, какие-то менее. Например, Solaris — это автомобиль для городской эксплуатации. Он недорогой в обслуживании, простой, но там сэкономили на всём — отделка, пластик, уровень шума, конструктивные решения, влияющие на ощущения от езды. Если взять машину этого же класса 15-летней давности, разница будет очевидна даже обычному человеку.

Дорогостоящее хобби

Я езжу на Honda — любовь с молодости. Сейчас у меня их две, для городской среды и для трека. Я долго изучал эту марку, читал литературу, но сейчас я всё изучил и просто наслаждаюсь вождением. Едет хорошо. Я недавно в очередной раз поменял двигатель, в машине 89-го года стоит мотор 2003-го.

Старый мотор работал как автомат Калашникова, надежно: включил, выключил. Новый мотор более эластичный, ты можешь ехать на меньших оборотах, но с той же мощностью.

Например, это важно для трековой езды: можно не переключаться на более низкую передачу для увеличения мощности. Двигатели эволюционируют, но в целом для большинства марок это разработки еще 80-х годов, за исключением гибридных и электромобилей.

Не думаю, что электромобили очень быстро захватят рынок. Да и в принципе, пока большинство электростанций работают на ископаемом топливе, ездить на электромобилях можно только для успокоения души.

Нельзя заниматься машинами и не увлекаться гонками, всегда хочется поездить быстро. В городе ездить так не вариант — это негативно влияет на безопасность всех участников движения, поэтому когда я переехал в Питер, то всегда мечтал съездить на автодром.

Сейчас хороший автодром в «Игоре», мы ездим иногда туда с товарищами посоревноваться в быстроте прохождения круга. Именно здесь можно ощутить, как машина подготовлена, как держит в повороте, как влияет резина на прохождение сложных участков.

Всегда есть что усовершенствовать в своей машине. Моя сейчас выглядит как Франкенштейн. В этом году я поменял мотор, следующий шаг — доработка подвески, внешний вид. Это долгий процесс, все 10 лет я занимаюсь своей машиной, иногда хочется этим заниматься, иногда слишком много работы в сервисе. По сути — это дорогостоящее хобби. Чтобы быстро ездить, нужны хорошие тормоза и резина. Когда я менял мотор, то в какой-то момент перестал считать свои затраты, чтобы не расстраиваться. А так добился результата и уже радуешься.

«Механики как большие дети, им в кайф играть в конструктор для взрослых»

День механика

День механика обычно проходит так. Ты строишь план работ, цель — максимально быстро и качественно выполнить задачи. Если это работа по тормозам, ты сначала разбираешь, дефектуешь, важно посмотреть, как выглядят элементы системы внутри. Затем собираешь с новыми деталями, если они требовали замены. И обязательно смотришь, всё ли четко встало на свои места, проверяешь. Иногда легкие деформации могут повлиять на корректную работу целого узла, хотя внешне всё выглядит отлично. Всё зависит от опыта механика и его ответственности.

Найти хорошего механика — нетривиальная задача. Воспитать его требует много времени и сил. Плюс кто-то гонится за собственной выгодой, забивая на качество, кто-то просто невнимательный. Это всё видно на испытательном сроке, когда мы принимаем нового человека. Можно просто наблюдать за работой механика. И мы уже решаем, стоит тратить на него время или нет. Те, кто любят запить, не проходят фильтр автоматически, так как это напрямую влияет на безопасность эксплуатации автомобиля после ремонта, да и с нашей загруженностью и записью всё должно быть четко.

Пьющих видно еще на этапе собеседования. Но ситуации бывают разные. На прошлой работе график был три через три, там коллектив был из взрослых мужиков. Первый день на покутить, второй отойти, третий прийти в себя, чтобы можно было нормально работать. Бывают и такие бизнес-модели.

Большие дети

Механик — тяжелая работа, есть свои профессиональные болезни: колени и спина. Обычно это происходит по молодости, когда работаешь на улице в минуса, таскаешь тяжести один. Со временем стараешься внимательней к этому относиться. Но, помимо физического труда, это, конечно, интеллектуальная работа, надо иметь подвижный, инженерный ум. Есть, конечно, люди-роботы — открутил, прикрутил, но по большей части это люди, которые увлечены машинами. Механики как большие дети, им в кайф играть в конструктор для взрослых. В детстве были лего, велики, а сейчас машины. В этом сезоне у меня был долгий ремонт машины, и уже руки опускались. Но, когда я на ней проехался, появился азарт и интерес.

Если бы сейчас мне предложили поменять профессию, я бы, наверное, не стал. Я в этом деле 10 лет и накопил большой багаж знаний. А на мой взгляд, если ты что-то хорошо умеешь делать, то должен это делать до конца! У меня пятеро братьев, но младшим я бы не советовал идти по моим стопам. Это труд, влияющий на здоровье, да и есть более доходные области.

Наша работа в первую очередь ответственность, так как напрямую влияет на безопасность. Важно научить себя с самого начала всё перепроверять по несколько раз, возвести это на уровень инстинктов. Чтобы спать потом спокойно и не переживать. Репутация зарабатывается годами, а теряется в один миг.

«Механики как большие дети, им в кайф играть в конструктор для взрослых»

Текст, фото: Михаил Лебедев
Корректор/литредактор: Варвара Свешникова