Я работаю машинистом московского метро 24 года и не разочарован

«Горжусь тем, что работаю в самом красивом метро мира»

30 100

Машинист московского метро с 24-летним стажем Сергей Дёмин показал Станиславе Новгородцевой депо и кабину машиниста, рассказал о работе в метро и о том, почему сейчас стать машинистом гораздо проще, чем раньше.

Сергей Дёмин – Машинист электропоезда Московского метрополитена
Сергей Дёмин
Машинист электропоезда Московского метрополитена

Родился я в Москве и всё детство провел здесь, не считая летних выездов к бабушке в деревню и в пионерский лагерь. О последнем, кстати, остались самые хорошие впечатления. В лагере был организован кружок «Автодело»: нам рассказывали об устройстве машин и даже давали попрактиковаться на автомобиле «Москвич». Именно с того момента у меня появилась любовь к автомобилям — я мечтал стать водителем автобуса, троллейбуса или устроиться в трамвайное депо. О метро я тогда почему-то не думал — я даже немного боялся железной дороги: рядом с домом были железнодорожные пути, которые приходилось регулярно переходить.

Я работаю машинистом московского метро 24 года и не разочарован

Как я стал машинистом

Когда мне исполнилось 18, я пошел работать в автосервис, занимался ремонтом автомобилей, там мне предложили устроиться в МПС — Министерство путей сообщения, чтобы обслуживать тепловозы. Я согласился. Там как раз таки задумался о том, чтобы пойти работать машинистом. В тот момент я часто ездил на метро — и увидел объявление о приеме на работу, решил себя попробовать. Это забавно выглядело: я жил в Текстильщиках и поехал через всю Москву устраиваться в электродепо «Планерное». Я не знал, что у нас в Выхино есть электродепо на тот момент, в общем отправили меня туда.

Раньше, чтобы стать машинистом электропоезда, надо было отработать месяц слесарем подвижного состава — изучить всё оборудование и понять его работу изнутри. И только после этого меня допустили непосредственно к обучению на машиниста. Первое время поработал помощником, но достаточно быстро стал машинистом.

На данный момент мой стаж 24 года, и я не разочарован. Сама профессия машиниста электропоезда держит меня в тонусе, потому что машинист — это вечный студент: нам постоянно надо совершенствовать свои знания, повторять инструкции, правила технической эксплуатации. В общем, информации очень много и знания нужно поддерживать. Первое и главное качество в нашей работе — это хорошая обучаемость. Еще нечего здесь делать без самодисциплины и внимательности.

Техника постоянно обновляется. Когда я пришел в электродепо «Выхино», там эксплуатировался состав Еж3. Старые добрые «ежики», они мне очень нравились, но были и минусы. В кабине было шумно, в салоне было шумно, не так комфортно, как в новых поездах. Потом к нам в «Выхино» пришла 717-я серия. Она немного отличалась по управлению от состава Еж3. А далее начали приходить составы 760-й серии, сейчас в московском метро эксплуатируется 765-я серия. Возможно, вам встречался поезд «Москва-2020», самый современный, очень комфортабельный. Он сейчас ходит на Кольцевой и Калужско-Рижской линиях.

Режим работы

Я работаю на Некрасовской линии, в электродепо «Руднево». За каждым машинистом закреплен подвижной состав. Но это не значит, что я буду работать именно на нем: я могу выполнять разного рода задачи.

Работа на линии — это непосредственно пассажирские перевозки. Еще бывают обкатки и перегонки подвижного состава. Это мы уже без пассажиров производим обкаточные работы, проверяем оборудование. Или работаем на перегонке подвижного состава с одного электродепо в другое. Еще есть маневры — это оборот подвижного состава на конечных станциях. То есть основной машинист, приезжая на конечную станцию, передает управление маневровому машинисту, который оборачивает подвижной состав по конечной станции.

Я работаю машинистом московского метро 24 года и не разочарован

Наши смены постоянно меняются. Я могу сегодня работать на маневрах, а завтра — на линии. Потом меня могут поставить в резерв в депо — поеду перегонять подвижной состав или обкатывать его по линии.

У машиниста график плавающий: смены начинаются в разное время. В среднем дневная смена от шести до восьми с половиной часов. Если это ночная смена, я могу заступить в восемь вечера, заканчиваю около двух часов ночи, затем у меня перерыв, а в четыре часа приемка подвижного состава. У нас есть комнаты отдыха в депо и в местах расстановки подвижного состава.

Горжусь тем, что работаю в самом красивом метро мира. Мне нравится, как строятся новые, современные станции. Совсем недавно открыли «Электрозаводскую», до сих пор нахожусь под впечатлением. Советую вам съездить и посмотреть.

Обучение на машиниста

Не знаю других подобных профессий, где человек может со школы прийти, обучиться и сразу начать зарабатывать хорошие деньги. Приходит очень много народу.

Сначала идет 10-дневная предподготовка — чтобы понять, сможет ли человек обучаться профессии. После этого в учебно-производственном центре учатся шесть с половиной месяцев: сюда входит стажировка на помощника, стажировка на машиниста, трехмесячная практика — человек работает в качестве машиниста с наставником. Если вы сдаете экзамены, вам выдают права на управление — и вы заступаете на должность.

Сейчас проще стать машинистом электропоезда, чем раньше, потому что у нас было мало депо, появлялась очередь из желающих. Люди подолгу работали помощниками и ждали, когда освободится место машиниста. Сейчас метрополитен развивается очень бодро — открываются новые депо и станции, — поэтому и встать на должность машиниста проще.

Кто работает в метро

Когда я пришел в метро, коллектив был значительно старше. В свои 18 я был самым молодым машинистом. В основном все шли уже после армии, а меня в армию не взяли — сказали, что я слишком худой и высокий.

А вот сейчас коллектив очень молодой. Может быть, это связано в том числе и со здоровьем: скажем, человеку, которому за 40, труднее пройти медицинскую комиссию, чем юноше, а требования здесь серьезные. Но, бывает, и люди за 40 приходят, в основном это военные, бывшие сотрудники МВД — у них хорошее здоровье.

Когда я начинал работать, еще оставались женщины-машинисты, но они ушли на пенсию, а новых набирать временно перестали. Сейчас условия значительно улучшились. В новых поездах шума стало меньше, освещенность лучше, кабины просторнее. Чтобы включить стояночный тормоз, достаточно просто перевести переключатель в положение «Вкл.», а в случае неисправности проблему можно решить, не выходя из кабины: всё автоматизировано и очень удобно. В связи с этим в январе на Филевской линии впервые после долгого перерыва поехала машинист электропоезда — девушка.

Машинисты очень хорошо друг с другом общаются. Иногда собираемся коллективом. Часто люди объединяются по интересам — есть рыболовы, спортсмены, любители природы. Плюс у нас есть профсоюзная организация, мы иногда выезжаем на общие экскурсии. Все друг друга хорошо знают.

Что с крысами

В целом Московский метрополитен сейчас — очень современный и безопасный вид транспорта. Я уверен в этом на 100%, потому что новшества и те системы, которые реализованы в новых поездах, — они в первую очередь ради безопасности.

Я работаю машинистом московского метро 24 года и не разочарован

У нас очень много всего интересного появилось. Высокотехнологичное оборудование, много разных датчиков, в том числе система прицельной остановки на станциях, контроль остановки на станции.

Иногда я встречаюсь со стереотипами о своей работе. Относительно недавно вышел фильм «Метро». Я, честно говоря, смеялся. Они попытались снять что-то захватывающее, а человек, который работает в метро, когда смотрит это, видит весь абсурд происходящего. Там про крыс каких-то, потопы. За 24 года работы в метро крыс я тут ни разу не видел.

Текст, фото: Станислава Новгородцева
Корректор/литредактор: Варвара Свешникова