«Это нормально — не мочь»: тренер медитации о том, как она помогает в жизни

Светская медитация — очень просто, и никто тебе для этого не нужен

7 108

Светская медитация никак не связана с религией — это просто хороший способ перезагрузиться или сосредоточиться. Надя Рослякова работает тренером медитации, ведет курсы и рассказывает об этой практике подробнее.

Надя Рослякова – Тренер светской медитации и развития осознанности
Надя Рослякова
Тренер светской медитации и развития осознанности

Медитация не обязательно связана с религией

Сразу скажу, что практикую и преподаю не эзотерическую медитацию: я сторонник доказательной медицины, здесь нет никакого волшебства. Я специализируюсь на так называемой светской медитации, есть еще такое определение «секулятивная». Это медитация, лишенная метафизических и религиозных корней. С появлением современных способов исследования мозга — КТ, МРТ — это стало абсолютно доказательной штукой. Медитативные практики положительно влияют на организм, например повышают экспорт серотонина в мозг, то есть действуют как антидепрессант.

«Это нормально — не мочь»: тренер медитации о том, как она помогает в жизни

Не то чтобы я была противником эзотерических учений, но считаю, что медитация работает не потому, что существует волшебство, а потому, что наш мозг — невероятная штука. Например, есть метта-медитация, которая пришла из буддизма, но довольно активно используется в светской медитации. Это практика, когда ты желаешь благополучия всем живым существам на планете.

Можно подумать, что так мы пытаемся повлиять на мир, а на самом деле работаем с собственными эмоциями и доброжелательностью. Если я желаю кому-то благ, это не значит, что какие-то магические частицы летят к этому человеку.

Есть масса эзотерических учений, которые подпитывают заблуждения людей. Не хочется обижать «ведических женщин», но подобные практики зачастую приводят к домашнему насилию и ущемлению прав женщин.

Как я стала тренером

Я позиционирую себя не как профессионала в области медитативных практик, а как человека, который занимается просветительской деятельностью. Это произошло естественно: всё больше людей приходило ко мне с вопросами. В какой-то момент стала слышать о себе «есть такая Надя, она ходит по лесам всё время и медитирует». Это было приятно, потому что медитация — классное средство и мне бы хотелось, чтобы как можно больше людей его попробовало. Практикуя медитацию самостоятельно, я начала делиться этим с другими людьми и вести соцсети.

У меня в принципе большой преподавательский опыт. Я по первому образованию инженер-робототехник, когда-то этим занималась и параллельно преподавала в университете технические дисциплины. Потом разочаровалась в российской науке и стала видеооператором. Много лет работала с детьми, рассказывая им про кинопроизводство.

Около двух лет назад я начала проводить медитации в формате встреч. А потом случилась пандемия… Сейчас это уже подзабылось, но вообще-то всем было тревожно: все засели в растерянности дома, боялись за себя и близких. Медитация оказалась для многих невероятно актуальной. И тогда я записала свой первый онлайн-курс.

Медитация может работать как экстренное средство — когда надо срочно перезагрузиться, сосредоточиться, отдохнуть. Для таких запросов я провожу индивидуальные онлайн-консультации. Но максимально она работает как средство регулярное. По сути медитация — это очень просто, и никто тебе для этого не нужен. Сейчас возможностей очень много. Есть прекрасные приложения. Например, мне нравится «Практика» — приложение со значком бесконечности.

Но мало кто наделен идеальной самодисциплиной, бывает, сложно даже с хорошим приложением заниматься самостоятельно регулярно, легче учиться в формате курсов. Мой любимый формат — когда есть группа людей, для которых я каждый день записываю короткую практику. Это мотивирует. И группа очень поддерживает. Когда видишь, что другие люди говорят: «Блин, меня всё бесит, это тяжело, мне хочется бросить», понимаешь, что ты нормальный. И многие ребята пишут в конце курсов: «Спасибо группе за это общее пространство, солидарность».

Не со всеми проблемами можно справиться медитацией, нельзя полагаться только на это средство. Но в целом это отличная поддерживающая штука, которая действительно улучшает качество жизни.

«Это нормально — не мочь»: тренер медитации о том, как она помогает в жизни

Мозг ищет причину в сложном

Когда я только начала регулярно практиковаться, стала замечать вещи, которые раньше ускользали от моего внимания. Шла я как-то домой с чувством, что моя жизнь невероятно тяжела. Да, в целом всё неплохо: интересная работа, неплохо зарабатываю, классный ребенок, — но мне так сложно, нужно срочно менять всё. Иду и думаю: с чего это вдруг? Несколько дней назад мне не казалось, что всё так плохо, и вряд ли что-то сильно изменилось. И в этот момент я поняла, что у меня не очень удобная обувь, я устала и мне тяжело идти.

Это уловка нашего сознания — мозгу нужно найти причину проблемы и он всегда ищет ее в сложном: отношениях, работе, глобальных вещах. Часто нам просто физически не очень хорошо, но мы не умеем это отслеживать. В нашей культуре еще очень слабо развита способность слушать свое тело. Медитация помогает в этом. Ты начинаешь понимать: сейчас я просто устал, а тут мне нужно поесть. Иногда причина плохого настроения — дисбаланс веществ в организме.

Начинают решаться и проблемы во взаимоотношениях, ведь чем больше ты развиваешь осознанность, тем больше ответственности берешь за свою жизнь и понимаешь, что это твой выбор — быть рядом с тем или иным человеком. А еще понимаешь, что люди очень редко хотят целенаправленно сделать тебе плохо — просто у каждого свои непростые истории и свои проблемы. И чем больше ты видишь, тем легче живется.

Медитация для детей

Мои родители не в состоянии осознать, чем я занимаюсь, и не трогают эту тему. Что такое йога, которую я давно практикую, для них понятно, а вот медитацию они не понимают и не особо интересуются. Муж меня поддерживает и практикует медитацию вместе со мной. В культуре нашей семьи есть осознанность, и это не значит, что мы какие-то блаженные. Благодаря практике ты просто приучаешься быть чутким и к себе, и к другим.

Моему сыну семь, для него это скорее игра. Иногда он пародирует медитацию — садится в позу, складывает руки и говорит «ом-м-м», хотя я никогда так не медитирую, это религиозная традиция. Не знаю, где он это взял, вероятно в каком-нибудь кино подсмотрел. Но в целом у него это абсолютно встроено в картину мира: я начала медитировать регулярно, когда он был совсем маленьким.

Я сторонник того, что медитацией надо заниматься в первую очередь с детьми. Механизмы возбуждения у них очень хорошо развиты, а механизмам торможения надо учить. Медитация дает навык саморегуляции, самоуспокоения.

Есть сертифицированные тренеры осознанности — у меня нет такого сертификата, я об этом открыто всем всегда говорю. Это довольно новая область, сертифицированных тренеров очень мало. В России всего один центр, который признают и на Западе. Для того чтобы получить образование в нем, нужно минимум два года регулярной практики и опыт молчаливых ретритов. У меня и то и другое есть, при необходимости я получу сертификат.

Одна из причин, по которой я всё-таки хочу получить сертификат: официальный статус тренера техник осознанности дает возможность, например, пойти заниматься этим в школу. Потихонечку практики осознанности проникают даже в государственные структуры. Например, есть государственная программа по подготовке современных преподавателей для школы, туда включены техники медитации. Это же очень круто!

Техники медитации

Есть много различных направлений медитации. На YouTube много штук, которые называются «медитация процветания», «медитация исцеления внутреннего ребенка». Ты включаешь аудиозапись, и тебе говорят представить то, представить другое. Правильно это называется аудиогипнозом — это не медитация, хотя тоже может хорошо поддерживать или расслаблять.

«Это нормально — не мочь»: тренер медитации о том, как она помогает в жизни

Есть несколько базовых техник светской медитации, с которых я рекомендую начинать. Одна из них называется «сканирование тела». Ты садишься в относительно спокойном месте и последовательно обращаешь внимание на разные участки тела. Поначалу во многих частях тела не будет никаких ощущений — нужно всё время возвращать себя к мысли, что это нормально. Постепенно ощущений будет больше. Каждый раз, когда отвлекся, нужно заметить это, похвалить себя и возвращаться к своим наблюдениям.

Следующий уровень — наблюдение за дыханием. Он считается более сложным, потому что здесь проще отвлечься и многие теряют мотивацию.

Мифы о медитации

Один из самых распространенных мифов по поводу медитации — человек ожидает, что вот он сядет и остановит свои мысли. Это невозможно. Спустя годы регулярной долгой практики можно научиться входить в моменты, когда ты действительно долго не отвлекаешься, а в первое время это просто несколько секунд. Это всё равно работает! Тибетские монахи рассказывают, что тоже отвлекаются во время медитации, это нормально.

Даже когда обрел навык медитации, периодически перестаешь ее практиковать. Я предупреждаю об этом абсолютно всех, кто приходит на мои занятия. Очень многие считают: «Со мной что-то не так, я безвольный человек».

Нормально не быть роботом, который всегда одинаково мотивирован. И важно хотя бы научиться не ругать себя за такие периоды, понимать, что такое случается абсолютно со всеми людьми.

Я вообще не верю в силу воли. Наверное, есть люди «сказал — сделал». Не поддерживаю гендерные стереотипы, но кажется, это больше характерно для мужчин. В силу их физиологии, воспитания, мужчины в нашем контексте меньше чувствуют свои эмоции, поэтому иногда могут так: собрался — сделал.

Женщинам в нашей культуре в принципе более разрешено испытывать эмоции, соответственно мы больше к себе прислушиваемся, нам чаще кажется, что мы безвольные, не можем соблюдать прекрасные привычки, которые себе когда-то выбрали. И это нормально — не мочь.

Бывают моменты, когда ты чувствуешь прямо вау-эффект, а потом его не чувствуешь. В медитации мы всегда напоминаем себе, что нельзя привязываться к этим ощущениям эйфории. Иногда я грущу, порой теряю мотивацию, ем вредную еду. Я не монах и веду обычный образ жизни.

Еще одно заблуждение — что медитация отнимает много времени и ее сложно встроить в привычную жизнь. С уверенностью заявляю, что медитация — практика, которая не забирает время, а высвобождает его. Если ты тратишь несколько минут в день на практику, то более сосредоточен, активен, просто лучше себя чувствуешь. Чтобы ощутить первый эффект, достаточно недели регулярной практики.

Подводя итоги: медитация — это просто! Эта практика не привязана к верованиям, не требует много времени, универсальна как средство поддержки и развития осознанности, телесной и эмоциональной. Не нужно сидеть в какой-то строго определенной позе, не надо обладать силой воли, чтобы заставлять себя это делать. Если ты единожды оказался в моменте «хорошо», туда просто хочется возвращаться.

Фото, текст: Станислава Новгородцева
Корректор/литредактор: Варвара Свешникова