«Девушка с молотком» показывает мастерскую художников по металлу

Когда везде искры, огонь, острые предметы, четко понимаешь, что за люди тебя окружают

3 600

C 21 марта 2022 года компания Meta и принадлежащие ей соцсети Facebook и Instagram признаны экстремистскими и запрещены в Российской Федерации. По требованию правительства мы обязаны написать об этом.

Для художника по металлу Катерины чугунное литье — это целая философия, команда в мастерской — вторая семья, а работа — образ жизни. Катерина рассказала о ковке, воссоздании чугунной часовни 1924 года и о себе.

Я родилась на Алтае, после школы поехала учиться живописи в Кемеровский художественный колледж. Однажды к нам туда приехал Кирилл Котешов — классный монументалист, выпускник Петербургской академии Штиглица, в народе «Мухи». Рассказывал о дипломных работах. Меня тогда очень впечатлил его рассказ о дипломе выпускника кафедры ХОМ (художественная обработка металлов). По словам Кирилла, это были кованые качели с крыльями, которые приходили в движение, махали, когда на них начинали качаться. Я до сих пор не видела эту работу и больше ни от кого о ней не слышала, но представила ее себе во всем великолепии. На третьем курсе училища мы с экскурсией посетили «Муху», я посмотрела внимательней, что там делают, и поняла, что точно хочу на металл.

Часовщик Ксавье Жиродэ показывает часовой завод «Ракета» изнутри

«Девушка с молотком» показывает мастерскую художников по металлу

В семье меня всегда очень поддерживали, так что у меня были все возможности, чтобы переехать в Питер и учиться дальше. В академию я поступила с третьего раза. Как и хотела, пошла учиться на архитектурный металл. Помимо блестящего преподавательского состава и моего наставника — заведующего кафедрой Кирилла Александровича Спасского, на металле меня встретили три мастера: Данила Дёмин, Александр Буланов и Илья Комаров. Эти парни и научили меня всему тому, что легло в основу моего мастерства. Мы изучали проектирование и технологии производства декоративных объектов из металла для интерьеров и фасадов. Зачастую это были сложные монументальные конструкции вроде кованых ворот, лестниц и т. п. На старших курсах я полностью переключила свое внимание на создание арт-объектов.

Друзей, которые хорошо меня знали, мой выбор не удивил. Но им нравится рассказывать про меня своим знакомым, которые меня не знают, а те, конечно, удивляются. Это стандартная фраза про хрупкую девушку с молотком и «мужскую» профессию.

Первое, что меня покорило в работе с металлом, — это было кузнечное ремесло. Это невероятные ощущения — разогреваешь металлическую заготовку и она мнется, как пластилин. Если грамотно подходить к делу, то много сил не надо. Тут важно рассчитать силу, время и место удара. Так что дело вовсе не в физической силе, а в технике.

Я долгое время занималась ковкой, у меня была своя линейка кованых столовых приборов и периодические заказы на интерьерные вещи.

Сейчас мое внимание захватило чугунное литье — твердый, тяжелый и холодный материал, который у тебя на глазах превращается в жидкую светящуюся массу, и ты можешь это засвидетельствовать на какие-то несколько секунд. Это такое неуловимое пограничное состояние — переход из одной формы в другую, пространство между строк.

Для меня этот процесс — целая философия. Я всегда проецирую то, что со мной происходит на внутреннем уровне, на то, что делаю в материальном мире.

Команда

Наша команда, Iron Curtain, — это в среднем около восьми человек, в основном выпускники академии Штиглица. Мы вместе снимаем мастерскую. Каждый из нас что-то делает индивидуально, но если это масштабные проекты, то мы объединяемся.

Уже год мы работаем над крупным проектом в литейном и слесарном цехах на Финском заливе. Мы воссоздаем часовню Святого Апостола Петра, которая будет стоять в Лахте. Часовня полностью из чугуна, как и оригинал по проекту архитектора Шауба, стоявший на этом месте до 1924 года.

Команда — моя вторая семья, а наша работа — образ жизни. Говорят, если хочешь проверить друга, сходи с ним в горы, для меня сейчас эти горы — мастерская.

В таком пространстве, где везде искры, огонь, движение тяжелых металлоконструкций, острые предметы, четко понимаешь, что за люди тебя окружают. Тут необходимо не только фокусироваться на том, что ты делаешь, но и брать во внимание весь процесс вокруг. Со временем начинаешь чувствовать ритм этого места. Кто, как и в каком темпе двигается, куда летят искры от инструментов и металлическая стружка из-под станков, считывать траекторию движения тяжелых деталей и людей, несущих чан с раскаленным металлом, и много-много всего. У нас это на автомате, но человеку из другой среды легко запаниковать в таких условиях.

Я всегда чувствую себя здесь в безопасности. В команде все очень заботливые и внимательные, часто я даже не успеваю попросить помощи: ребята сами считывают, когда мне что-то нужно, подготавливают инструменты, не позволяют носить тяжести. Атмосфера у нас очень дружелюбная и насыщенная острым юмором. Между нами есть что-то, доступное и понятное только внутри этой команды.

Иногда я могу прийти в мастерскую, даже если у меня нет срочной работы. Просто потому, что это место, где мое появление вызывает улыбки на лицах. Бывают дни, когда этой причины достаточно, чтобы быть здесь.

Все, кто занимается обработкой металла, не застрахован от искры, абразива, попавшего в глаз, от капли сварки в ботинке, вредных испарений. Когда я пришла в литейный цех, самое конструктивное, что мне сообщили по технике безопасности: «Единственный верный способ действовать в экстремальной ситуации — побыстрее убежать». Конечно, мы себя защищаем как положено — очки, маски, перчатки. Полная экипировка включает войлочные огнеупорные штаны, фуфайки, сапоги с металлическими носами, но опыт показывает, что можно упаковаться по полной и впоследствии получить более серьезную травму, если капля раскаленного металла попадет за воротник или между пуговицами. В таком случае у тебя нет возможности сразу ее стряхнуть. Более того, такая одежда часто ограничивает твою гибкость и мобильность, которых требует процесс. Поэтому самые матерые профи льют в футболках и шлепках. Конечно, это физически трудная работа, но, по сути, не сложнее, чем простоять те же восемь часов у раскаленной плиты, готовя котлеты.

Я не сильна в продвижении себя, даже ведение инстаграма @Iron.curtain108 нашей команде дается нелегко. Но я верю, что, когда действуешь искренне, эти действия сами собой формируют некое пространство, в котором начинают происходить нужные ситуации, приходят нужные люди, появляются новые возможности для того, чтобы сделать следующий шаг. Самое главное — продолжать делать этот шаг: прийти в мастерскую и воплотить то, что задумал вчера вечером.

Личные проекты

Цель на ближайшее будущее — реализовать накопившиеся проекты, связанные с моими художественными практиками. Главные источники вдохновения для меня — это дикая природа и промзоны. Я идентифицирую себя человеком природы, так как родилась и выросла в заповеднике. Здесь, на производстве, чувствую себя чужеродной. Мне это нравится. Объектом моего интереса всегда были контрасты и столкновение противоположностей. В пространстве конфликта я и нахожу те образы, которые стремлюсь передать в своих работах. Пару раз в год я езжу на Алтай к семье, хожу там в горы. В этом году участвовала в исследовательской экспедиции, которая следит за популяцией снежного барса на хребте Чихачёва, на границе с Монголией. Мы расставляли фотоловушки на тропе, по которой ходит снежный барс, буквально по его следам. Это был потрясающий опыт. Алтай определенно мое место силы.

Когда я в этом году оказалась на вершине хребта, увидела все эти горные складки, то впервые осознала, откуда пластика в моих скульптурных объектах. Я тяготею к ленд-арту. Это искусство, которое создается в пространстве природы, зачастую из тех материалов, которые найдены в этом месте.

Моя первая дипломная работа была посвящена Алтайскому заповеднику. Задача была максимально гармонично интегрировать рукотворный объект в среду дикой природы побережья Телецкого озера. Я сделала пятиметровую кольчугу с чешуей из зеркальной полированной нержавейки. Это такое пластичное полотно, как ткань: если ты бросаешь его на скалы или камни, оно просто обволакивает и принимает форму этих объектов. Таким образом, окружающее пространство становится соавтором произведения.

«Девушка с молотком» показывает мастерскую художников по металлу

В Петербурге я очень остро ощущаю атмосферу распада. Все эти памятники архитектурного наследия, которые рассыпаются на глазах, — как песок сквозь пальцы. Мне было бы интересно поработать с этой проблематикой и поэкспериментировать с сайт-специфик-инсталляцией в заброшенной архитектуре. У меня уже был такой опыт — на фестивале Gamma в 2019 году, думаю, я еще вернусь к подобным практикам.

В апреле 2021 года мы с моей подругой художницей Женей Багиной организовали свою первую выставку в пространстве нашей мастерской металлистов под названием «Русский щит». В ней участвовало более 40 художников Петербурга. Вписать объекты искусства в работающую производственную мастерскую была задача не из легких, тем более для первого опыта организации и экспозиции такого масштаба, но всё вышло очень удачно. Конечно, помогли мои ребята. Это мероприятие стало импульсом к нашим дальнейшим совместным практикам с художественным сообществом «Холодец».

Сейчас по большей части я занимаюсь переработкой материала, который накопила на литейном производстве, и готовлюсь к персональной выставке.

Фото, текст: Станислава Новгородцева
Корректор/литредактор: Варвара Свешникова