Как работает и чем зарабатывает модельер одежды

«Это не нужда или сумасшествие, а любовь к своему делу»

1 407

Я модельер-конструктор и дизайнер. Училась в колледже сервиса гражданской авиации, как бы странно это ни звучало. В 90-е годы они решили расширить спектр профессий и появилось направление «модельер — конструктор одежды», на которое я и поступила в 1997 году. У нас были классные учителя: строгие, но справедливые. Мы пришли с нулевыми художественными навыками и уже там постигали основы живописи. По конструированию и моделированию мы проделали огромный путь: от ночнушки до пальто.

Как работает и сколько зарабатывает стилист съемок для соцсетей

Ульяна Сorleoniss – Модельер-конструктор, дизайнер
Ульяна Сorleoniss
Модельер-конструктор, дизайнер

Конструирование, наверное, самый интересный предмет, это база. Конструктором может быть только человек, который мыслит в трех измерениях, понимает, как из плоского чертежа сделать объемную вещь. Многие не обладают навыком такого видения... А оно очень важно как для дизайнера, так и для конструктора. Когда я смотрю на вещь, то вижу ее через профессиональную призму: какой силуэт, какими линиями, прибавками получен объем. На каком уровне линия перегиба лацкана, на какой высоте пуговицы, ширина плеча естественная или расширенная — все эти нюансы я замечаю сразу. Готовое изделие предстает как набор составных частей.

Конструирование не сильно меняется с годами: колени, талия, грудь, плечи. В советское время, 60–70-е годы, во всем мире происходила стандартизация — она требуется для массового производства. Но человеческие тела какими только не бывают, поэтому мы покупаем вещи, а потом относим их в ателье доработать под себя. Например, у двух девушек обхват груди одинаковый, но у одной грудь маленькая и объемная грудная клетка, а у другой большая грудь и узкая грудная клетка. По итогу вещи сидят на них по-разному. Всё в конечном счете индивидуально.

Я работаю во многих ипостасях. В некоторых проектах я конструктор и закройщик массового производства. Например, ко мне обращаются дизайнеры, у которых нет своего производства.

Также я работаю индивидуально: у меня есть своя база клиентов, многие из которых уже давно приятели и друзья. С клиента я снимаю индивидуальные мерки и конструирую вещь под них — у меня есть лекала на каждого. Бывает, клиент присылает фото и просит воссоздать вещь один в один, а бывает, что мы придумываем с нуля. У меня есть специальная форма, в которой мы записываем изначальную задачу; я рисую проект, согласовываем правки. Я защищаю себя от возможных претензий, да и сам заказчик четко видит все этапы. Это очень большая работа. Когда говорят: «У вас дорого», что тут ответить? «Магазинов много». Я профессионал, мои знания, моя насмотренность, опыт работы с тканями, постоянное обучение, вложения в бизнес — это стоит денег. Я ценю свой труд.

Когда человек приходит ко мне, я сразу смотрю на его телосложение. Люди все красивы, надо только знать, как это подчеркнуть. Нам сложно оценить себя адекватно. Например, приходит женщина небольшого роста и показывает фото, на которой модель метр 80 и дикий фотошоп. Я начинаю думать — понимаю, что надо поменять пропорции. Применяю законы зрительных иллюзий: либо добавляю рельефы, либо играю на контрастах, либо экспериментирую с длиной или золотым сечением. Смотрю, как смотрится на фигуре.

Можно ли приукрасить резюме и чем вы рискуете

Ко мне пришла объемная женщина и принесла бежевую ткань — атлас, который еще и блестит. Я понимаю, что она будет смотреться в нем бесформенно, и предлагаю такой вариант: центр делаем светлый, а края темные, добавляя шоколадный оттенок. Сменяющиеся вертикальные линии вытягивают фигуру. Примеров можно привести сколько угодно. У любой женщины «в теле» всегда красивая грудь. Ее можно подчеркнуть облегающей тканью либо красивым декольте... Обязательно завысить линию талии. А книзу платье должно быть прямое или расширяться. Это вытянет силуэт и будет стройнить. Я считаю, что нет неразрешимых задач, и не боюсь сложностей. Может быть, это подход нашего поколения или опыт... Сейчас множество готовых решений, их засилье отупляет.

Я уезжала в роддом из-под швейной машинки и после выписки уже шила интереснейший заказ для танцоров. Это не нужда или сумасшествие, а любовь к своему делу.

Мое хобби стало моей работой. Я не домохозяйка, мне нравится заниматься своим делом, творить. Есть люди, которым проще работать от звонка до звонка, на стабильном окладе. У меня был такой опыт— я проработала три месяца и сбежала. Мне не хватало свободы, амбиции не позволили оставаться там дальше. Следующий этап — работа в ателье со свободным графиком, где я могла принимать своих клиентов. Платила только процент за заказы. Я сама себе хозяйка, и меня никто не контролирует. Полтора года я там проработала, а потом прошла обучение у Екатерины Анисимовой — это очень сильный коуч в нашей среде, она учит именно создавать элитное ателье, развивать свой бизнес. Не просто быть конструктором или дизайнером, а именно ательером — владельцем бизнеса. Чтобы расти, надо всегда развиваться, учиться, перенимать опыт коллег.

10 способов жить, не работая

Байки от редакторов, истории, которые нас зацепили, полезные и бесполезные сообщения-«молнии» — всё в телеграм-канале «Просто работы». Не хватает только вас.

Почитать

У нас подход к клиенту люксовый: можем пошить вещь любой сложности. При этом мы не отказываем людям, пришедшим подшить брюки или перешить вещь. Я считаю, что мы должны работать с людьми разного уровня достатка. Для меня это важно. Также мы создаем эксклюзивные костюмы для танцевальных шоу — это шикарная работа. С одной хореографом мы знакомы очень давно. Когда-то она делала детские выступления, и я шила им костюмчики. Мы развивались параллельно, и сейчас она делает великолепное, дорогое шоу, которое ездит по многим странам, и мы снова работаем вместе.

Бывает и тиражный пошив, лимитированные коллекции: у многих дизайнеров нет своего производства и они отшиваются у коллег, например у нас. Дизайнеры зачастую тоже приходят с картинками, я делаю лекала и первое изделие, потом мы запускаем партию. Им и нам это выгодно. С некоторыми брендами я сотрудничаю много лет. Сейчас индивидуальный и массовый сегмент распределен в пропорции примерно 50 на 50.

Этой осенью я участвую в конкурсе начинающих дизайнеров в рамках Kazakhstan Fashion Week. Тема — этника, я создаю мужской образ. Я прошла большой конкурс: из 500 дизайнеров отобрали всего 36 человек. Участвуют в основном молодые ребятки, но что поделаешь, у всех свой путь. Мой тернистый и долгий.

Быть дизайнером и модельером — моя жизнь. Моя семья для меня очень важна, но и без этой работы я не смогу существовать. Я уходила из профессии, семь лет трудилась в ресторанном бизнесе. В итоге я не смогла променять любимое дело на стабильность. Была одна переломная ночь, когда я думала: оставаться в ресторане или вернуться к пошиву одежды? И я пошла за мечтой.

Текст, фото: Михаил Лебедев
Корректор/литредактор: Варвара Свешникова