Моя работа — донести, что чай дает хорошее настроение

«В этом смысле можно провести параллели с алкоголем, но мы все понимаем его минусы»

8 912

Чай может заменить алкоголь, помочь в социализации, стать главным увлечением и работой. Станислава Новгородцева поговорила с чайным энтузиастом Юрием Тарасюком о главных чайных местах, сортах чая и правильной чайной атмосфере.

Я родился 12 апреля, в День космонавтики. Может, поэтому хотел стать космонавтом; потом, уже в школе, когда выяснилось, что мне легко дается математика, решил стать бухгалтером. Но это мое желание тоже продержалось недолго.

Зато увлечение восточной тематикой меня никогда не покидало. У меня мама с папой, кстати, познакомились на почве любви к Брюсу Ли. Папа фанател от него, читал книги о нем, но ни единого фильма не видел. Это были 80-е, когда видеомагнитофон стоил как автомобиль. У мамы были знакомые цыгане, которые могли себе это позволить, и она папу к ним пригласила кино с Брюсом смотреть. Так и сошлись. И мне эта тема восточных философий всегда была близка, их притчи и сказки — какой-то волшебный мир, очень меня туда тянуло.

Моя работа — донести, что чай дает хорошее настроение

Переехав с мамой в Москву в подростковом возрасте, я увлекся панк-роком, духом свободы, леворадикальной литературой, желанием изменить общество и мир к лучшему. Это такой интересный этап — лет с 16 до 20. А потом я пришел к выводу, что не готов менять весь мир целиком, а начну с себя для начала. Так я пришел к буддизму, несколько лет его прямо активно практиковал и изучал. Мне очень близко его понимание и объяснение мироустройства и философии.

Примерно в тот же период случилось мое знакомство с чаем. Я пришел к другу в гости — у него такая была всегда творческая атмосфера, интересные ребята собирались, музыку слушали. Он достал какую-то дощечку маленькую, какие-то наперсточки, мензурки и стал разливать черную жидкость. Мы все сидели на полу, пили чай, классно общались.

И я вышел от него вечером, это было межсезонье, промозглая сырость — то, что обычно вызывало у меня массу неприятных впечатлений. А я иду, и мне так хорошо, будто пазл недостающий встал на место. Я стал в голове перебирать, с чем связано мое наполненное состояние. И понял, что это чай, который мы пили. Я потом узнал, что это был пуэр.

Приехал в «Белые облака», там есть большой выбор этих пуэров — есть за пять тысяч, а есть за 200 рублей. И я такой: «Нашли дурака». Конечно, я купил за 200 рублей. Я его пью, понимаю, что он по вкусу, по цвету, по запаху — что-то похожее на то, что мы пили, а состояния этого нет. Стало интересно, как это работает, интрига появилась...

Для меня приоткрылся целый культурный слой — восточная эта вся тематика. Как раз в тот момент я уже начал практиковать медитацию. Это всё в одном сошлось. И это еще отличный повод был собраться с друзьями и пить чай, а не пиво. Потому что было в голове понимание, что раз мы встретились с друзьями — молодость бурно проходила, — то обязательно должен быть какой-то экшен. И тут есть процесс, который способствует общению, всё классно, и мы все пьем, но чай. Для многих моих друзей это было тоже открытием — что можно интересно провести вечер, при этом не употребляя алкоголь.

Я очень много читал про чай, ходил по всяким чайным лавкам. Если я зарабатывал деньги, я их тратил на чай. И общался с чайными людьми.

А еще я привык делиться тем, что мне нравится. В итоге рассказывал всем вокруг то, что узнал о чае. И наверное, уже производил впечатление человека, который разбирается. Меня спрашивали: «А где брать чай?» Я говорил: «Ну, у меня можно». И так оно пошло-поехало.

Потом в какой-то момент мы решили поехать на фестиваль и сделать там выездную чайную. За тот сезон мы, наверное, пять фестивалей посетили. И во многих клубах мы чайный бар делаем на вечеринках. У меня была миссия — донести до людей, что есть чай, что он дает хорошее настроение и необязательно использовать какие-то сильнодействующие допинги, чтобы на вечеринке хорошо время провести.

Моя работа — донести, что чай дает хорошее настроение

Это начиналось как спецназ. Допустим, наши друзья делают мероприятие, они договариваются с площадкой. На площадке, естественно, есть алкогольный бар, который как бы их. А тут мы пришли, украсили помещение, лампочки развесили, благовония зажгли, горелки включили, варим чай, разливаем его по стаканам. Владельцы пространства вообще не понимают, что происходит, атмосфера тут же поменялась, и они ходят, фотографируют, спрашивают: «А что, так можно было?» — «Ну да, можно было из вашего помещения вот такое сделать за пять минут». Они не понимают, как с нами действовать. Мы не зарабатываем на этом, мы друзей поим. У них просто картинка ломается в голове.

У нас есть команда, наш проект, называется «Чайное общество». Я не люблю себя чайным мастером называть, скорее я энтузиаст чайной культуры. Мастер для меня — это тот, кто преисполнился уже, достиг полной реализации. Мне, к счастью, еще есть чему учиться, и мне нравится этот процесс развития.

Наверное, есть люди, у которых всё четко с чайным бизнесом. Но для меня это настолько творческий процесс, что сложно вписывать его в какие-то рамки. На данный момент я тружусь в паре разных мест, помогаю запустить там чайную волну.

Одно их таких мест — Old Macau, можно сказать, культурное явление, одно из старейших заведений Москвы. Место это секретное, нет вывески, ты приходишь либо к кому-то, либо ты звонишь и спрашиваешь, можно ли прийти в гости. До того как я туда пришел, там просто давали чай в чайнике с кнопкой. Поставили тебе на стол — и всё. Запрос был на то, чтобы это стало интереснее, атмосфернее.

Другое уникальное пространство называется «Чайная», вообще это бар с авторскими коктейлями, но у них есть чайная комната. Опять же, это место, в которое с улицы не попадешь, при этом оно входит в топ-100 лучших баров мира.

Я очень люблю эти места, поэтому и вкладываюсь в них. И это больше история не про бизнес — это образ жизни такой. Мы выбрали туда посуду, чай, и теперь, когда приходят гости, мы с ними общаемся: какое состояние они хотят получить от чая, какие вкусовые предпочтения. Это не церемония. Церемония подразумевает под собой церемониал и регламент. А это всё-таки чаепитие, просто оно более качественное получается, потому что такой процесс заваривания чая позволяет больше впечатлений получить, извлечь из чая больше и вкусовых, и полезных свойств. И это сам по себе интересный процесс: вместо того чтоб в телефоне сидеть, можно чай заваривать.

Еще один проект — «Культ чая». Это пространство, в котором я живу. Сюда приходят в основном друзья, чтобы купить чай, посуду. В местах на стороне всё круто, но там я всё время занят. Я там больше для того, чтобы люди друг с другом общались: поддерживаю атмосферу и ухаживаю за людьми. А здесь можно конкретно со мной пообщаться, в максимально неофициальной, домашней обстановке.

Моя работа — донести, что чай дает хорошее настроение

Помимо постоянных мест есть выездные мероприятия. Чайную церемонию могут заказать на какое-то событие — фестиваль, арт-выставку, на любой праздник, иногда и домой нас приглашают. Это интерактив, люди получают не просто чай, а целый набор впечатлений.

В целом чай является медиатором в общении. Просто, куда бы я ни шел, у меня с собой есть чайный набор. Я в кино чай завариваю, в парке — где угодно. И всегда есть возможность любому человеку, даже проходящему мимо, предложить выпить чаю и завязать с ним знакомство. Для меня это в какой-то момент был способ преодолеть нерешительность, я таким образом учился коммуницировать с людьми.

В основном мы занимаемся и привозим китайский и тайваньский чаи. Наш подход — предлагать только то, что мы сами любим и пьем, соблюдая соотношение цена — качество. Это должно быть доступно по деньгам.

Несмотря на мою любовь к восточной тематике, мы живем в России и у нас свой колорит, я не особо делаю упор на какую-то культурную составляющую, не пропагандирую глубокое погружение в эту философию. В целом хороший чай можно и в обычной кружке заваривать, это не катастрофа.

Действие чая на организм различается в зависимости от сорта, но в целом это не седативный, а тонизирующий напиток. Чай расслабляет и бодрит одновременно. Вызывает такое состояние сбалансированное, когда у тебя и напряжения нет, но при этом не клонит в сон.

Допустим, пуэр работает откуда-то снизу живота, медленно поднимается мощная энергия. А красный чай (то, что у нас называют черным) дает быстрый эффект, он бодрящий, пробуждающий. Он поэтому и прижился в России, Англии, где сырой и холодный климат. Хорошо помогает проснуться, быстро согревает, улучшает мышечные сокращения, кровь разгоняет по организму. Улуновая группа чаев снимает эмоциональное и физическое напряжение, сохраняя ясность ума, концентрацию.

Монахи в Тибете, и в Китае, и в Японии повлияли на популяризацию распространения чая. И даже в России в среде монахов чай очень полюбился. Потому что он помогает медитировать, молиться, помогает и в дебатах теологических, и пост выдержать.

Мне хочется развивать направление выездных чайных баров, ездить на разные фестивали, в том числе международные. До карантина мы съездили на фестиваль во Вьетнам. Поехали из Москвы большой командой с кучей чемоданов в другую страну и реализовали там чайную. Это прямо был очень крутой опыт, и хочется его продолжить.

Еще есть желание открыть такое место, в котором чай занимал бы главное место в концепции, чтобы люди туда приходили не поесть и чаем запить, а конкретно попить чаю, а уже потом, если захотят, поесть. И чтобы в этом месте было помещение, в котором можно проводить различные практики. Допустим, в дневном формате это йога, цигун, лекции, а в вечернее время чтобы там можно было делать танцевальные мероприятия, тоже с упором на чайный бар.

Важно, конечно, чтобы это был и коммерчески успешный проект, но не в ущерб атмосфере. У нас как люди привыкли? С улицы залетел со своей волной, взял стакан кофе, побежал дальше. С чаем такая история не работает. Здесь нужно такое пространство, в которое люди приходят в гости. Чтобы у нас было взаимное уважение: я уважаю человека как гостя, а он уважает меня как человека, который это пространство создал и поддерживает. Чтобы отношение не потребительское было.

Моя работа — донести, что чай дает хорошее настроение

Что мне нравится в чайных мероприятиях: когда человек приходит, допустим, один, может чувствовать себя неуютно, неловко, мы его подзываем радостным жестом, даем ему горячий напиток. И он стоит уже в компании приятных людей. Ему становится легче синхронизироваться с пространством. В этом смысле можно провести параллели с алкоголем, но мы все понимаем его минусы.

Еще одна из моих хотелок — это открыть местечко в какой-нибудь азиатской стране, с хостелом, чайным магазином и кафешкой. Чтобы там поддерживалась именно атмосфера тусовки творческих, интересных людей. В идеале — чтоб это место работало без фиксированного ценника, за donation, чтобы у меня был такой избыток, когда я могу позволить себе сделать такое место, которое просто открыто для классных людей. Хороший чай — это хорошо, и хорошо, когда его пьют хорошие люди. Вот это основная идея, пожалуй.

Текст, фото: Станислава Новгородцева
Корректор/литредактор: Варвара Свешникова