«Ты, наверно, полстраны вымыла»

Как варят мыло на заводе «Невская косметика»

3 257

Я работаю здесь с 1984 года — с прошлого тысячелетия, можно сказать. После того как окончила школу в Заполярном (Мурманская область), я уехала поступать в медицинский институт в Минске и не поступила, не хватило одного балла. И встал вопрос: что делать дальше? В те времена человек сразу приобретал какую-то профессию. Не было такого — годами искать себя, как сейчас делает молодежь.

Как взять кредитные каникулы и может ли банк их не дать

И главное, была такая возможность: можно было поступить в техникум или пройти годичные курсы. И, чтобы не терять год, я так и сделала. Уехала в Ленинград и поступила в профтехучилище, связанное с химией — это было мне близко. Я решила, что, если понравится, буду развиваться в профессии, а если нет, то попробую ещё раз поступить в вуз. Приехала я сюда спонтанно, с одним чемоданчиком.

Как варят мыло на заводе «Невская косметика»

После практики на заводе «Северное сияние» я попала сюда, на «Невский завод косметических изделий». Мне здесь понравилось, меня отправили именно в этот цех — мыловарения, в котором я до сих пор и работаю, уже 37 лет. Сначала было, конечно, сложно. Представляете, мне было-то всего 18–19 лет, кроме учебника и пробирок ничего и не видела, а здесь — производство. Я когда увидела эти вентиля, краны, у меня слезы потекли. Думаешь: «Господи, как я это всё запомню?!» А потом первый испуг проходит и ты включаешь голову. Сильно помогали старшие коллеги. Помню, как мне одна женщина сказала: «Ты не бойся. Видишь линию подачи — ты по ней так пальчиком и веди. И всё запомнишь». Я так и поступила и со временем всё запомнила и разобралась, откуда что идет и как это устроено.

Потом я поступила в вуз на заочку, но как-то поняла, что работа мне больше нравится, и забросила. Здесь я познакомилась со своим мужем, он коренной петербуржец, чуть ли не с основания города. Он пришел сюда работать в начале 90-х, это были сложные времена, но нам очень повезло: мы не испытывали проблем с зарплатой, всё как-то на удивление было здорово. Думаю, и управленческий состав постарался, да и мыло с зубной пастой востребовано во все времена. Грязным же ходить не будешь. Спички, соль и мыло! Три кита быта.

Ближе к 2000-м годам я стала мыловаром, на этой должности больше 20 лет. И никогда не хотелось бегать куда-то, уйти на другую работу. В голову даже не приходило. Наверно, для меня важным фактором в работе является стабильность и устойчивость, которые дают уверенность в завтрашнем дне. А когда ты понимаешь, что за эту стабильность тебе не надо платить рабским трудом, то зачем отказываться от этого. Мне работа нравится, я прихожу сюда с удовольствием. Хорошо знаю свое дело, оно достаточно активное и творческое. Мы стараемся к работе не формально относиться, а с душой, чтобы получался всегда высококлассный продукт.

Мою работу можно сравнить с работой хорошего шеф-повара — не просто поваренка, а шефа. Если бы нам раздавали звезды «Мишлен», мы свою уже не одну бы получили. Честное слово! И здесь не только я, а все радеют за качество — такой коллектив. Вот люди даже, которые по тем или иным причинам уходили с завода, всегда отмечали нашу команду. Нигде такой не встречали.

Как зарабатывали в «лихие 90-е»

Байки от редакторов, истории, которые нас зацепили, полезные и бесполезные сообщения-«молнии» — всё в ТГ-канале «Просто работы». Не хватает только вас.

Почитать

Надежный коллектив — это 50 процентов успеха. Наверно, не случайно, что люди рядом со мной тоже находятся в этих должностях по 30–40 лет. Со временем появляется сплоченность. Как Бутусов пел: «Связанные одной целью». И это очень помогает в работе. У нас круговая порука, в хорошем смысле. Я сдаю смену и всегда обращу внимание на нюансы, свои впечатления передам, предупрежу, если с чем-то проблемы были. Текучки кадров нет — за счет этого и появляются сильные связи. Здесь многие начинали с рабочих профессий, а потом оканчивали заочно, например, ФинЭк и переходили на управленческую позицию. У меня даже дочка приходила сюда подрабатывать, и это воспитало в ней определенную ответственность, на мой взгляд.

Чтобы сварить хорошее мыло, нужно много времени. Этому невозможно научиться быстро, за месяц или даже год. Я свои знания получала от учителей на производстве, смотрела, как они работают, наблюдала. Это сложно даже детально пояснить или рассказать — ты просто начинаешь это чувствовать. Хотя на первый взгляд всё просто.

Есть жировое сырье животного происхождения и масла растительные, тропики так называемые: пальмовое масло, кокосовое. Плюс поваренная соль, вода из трубопровода и едкий натр — щелочь. Мы немногие в мире, кто использует жир животного происхождения, — это достаточно дорого, но зато получается качественный продукт с хорошим пенообразованием, натуральный, кожа будет более бархатная, нежная. У нас даже хозяйственное мыло белого цвета, а не коричневого. Минимум лишних примесей. Мыло у нас варится котловым методом — это старинный метод производства, он технологически не изменился за эти века: заводу почти 200 лет. Модернизировалось оборудование, но суть, метод остался тот же, традиционный. Когда я начинала работать, мы сырье брали по времени его подачи, где-то на глаз добавляли. А сейчас всё компьютеризировано, высокий уровень автоматизации, небо и земля. У нас котлы-стотонники — представляете объемы сырья?

Фишка котлового способа мыловарения в том, что мыло получается чистое. Так как в осадке остаются ненужные фракции, они сливаются и дальше не используются. При альтернативных способах производства это всё идет в готовый продукт. Поэтому нас и ценят. Когда-то мы тоже думали уйти от котлового варения мыла и даже запустили новую линию с технологией, в которой побочные продукты мыловарения не отстаиваются и сливаются, а идут в конечный продукт. И где-то через полгода нам начали писать наши покупатели гневные письма: мол, вас подделывать начали, мыло не то! И мы тогда поняли, что уровень качества совершенно другой и мы не можем своего потребителя обмануть. Было принято очень тяжелое решение придерживаться и дальше классической технологии.

Мы вложили деньги еще и в модернизацию котлов, а то оборудование частично где-то и стоит на складах. Это было очень дорого, но совесть по-другому не позволяла сделать. Мы уважаем нашу аудиторию, и она достаточно большая. Мы даже не рекламируемся почти — нам это не надо. Люди поколениями пользуются нашей продукцией. Качество — это первое, на что мы ориентируемся. Мне не стыдно ни за одну свою варку, ни за один кусок мыла! Думаю, и моим коллегам тоже.

Когда варишь мыло, ты непрерывно находишься у котла, контролируешь подачу щелочи, чтобы нейтрализовать жир и получить мыло. Всё это перемешивается острым паром, на высокой температуре. И в процессе ты сам оцениваешь степень омыленности сырья. Это всё делается в несколько этапов, потихоньку, в течение восьмичасовой смены. Сначала ты развариваешь мыльную массу, добавляешь щелочь, потом сырье поступает через форсунки, периодически я опять даю щелочь и регулирую пар. Если вижу, что масса поднимается, то я прикрываю пар, иначе мыло скоро будет у метро «Елизаровская». Могу вообще пар выключить, чтобы масса осела. В процессе варки масса меняется, добавляешь другое сырье — и опять варится. В конце начинаешь проводить процесс шлифования. Здесь уже мои секреты, которые я не расскажу!

Как петербургский БДТ выглядит из кабинки видеоинженера

И в какой-то момент ты понимаешь, что мыло готово. Мы пробуем мыло на язык и по вкусу можем сказать, готово оно или нет. Есть, конечно, лаборатория, которая должна это подтвердить, но совпадение происходит в 99 процентах случаев. Поэтому доверие к нашей продукции на высоком уровне.

Я больше скажу. Мы любим с семьей путешествовать и если куда-то едем, то я мыло беру с собой. Я не могу пользоваться мылом из отеля. Я на него смотрю и сразу вижу, из чего оно сделано, и не хочу им мыться. Я доверяю только своему мылу. После того как мы сварили мыльную массу, она отстаивается и уходит на вакуумно-сушильные установки. Там из него делают мыльную стружку, в нее добавляются ароматизаторы и экстракты. Всё перетирается, перемалывается опять и выпрессовывается в бесконечную колбаску, а она уже режется и штампуется в куски мыла, которые дальше упаковываются. Но главная магия происходит здесь, при варке.

Много на земле благородных профессий: врачи, учителя. Вот и я считаю свою такой. Мы же мир чище делаем! Мне родной брат говорит: «Ты, наверно, полстраны вымыла». И когда представляешь это в таком масштабе, то думаешь: «Как же здорово!» Это наш вклад в общую гигиену.

Как варят мыло на заводе «Невская косметика»

Текст, фото: Михаил Лебедев
Корректор/литредактор: Варвара Свешникова